Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
С давних пор очки, монокли и лорнеты были непременным атрибутом нашей жизни, а значит – сферой приложения сил не только врачей-офтальмологов, но и предпринимателей. Сегодня оборот глобальной индустрии медицинской оптики исчисляется миллиардами долларов, и это в полной мере отражают профильные выставки.
Традиционно выставки медицинской оптики делятся на три большие части. Основное место отводится самим очкам, оправам, оптическим и контактным линзам.
Вторая часть – техническая: оптическое оборудование и оптометрические приборы, шлифовальная техника, инструменты для трехмерного измерения глаз и проведения сложнейших операций. Все это базируется на последних достижениях цифровой эпохи.
Третий по значимости раздел демонстрирует средства по уходу за очками, растворы для линз, футляры, аксессуары, приборы для предотвращения ухудшения зрения и сотни других, не менее нужных предметов.
Очки – уникальное в своем роде медицинское изделие. Их основное предназначение – коррекция зрения. Но это и предмет моды, стиля, дизайна. Очки могут неузнаваемо изменить внешность человека, создать ему новый образ. Они говорят о вкусах, амбициях, статусе, финансовом положении. Неразрывную связь моды и очковой оптики лучше всего характеризует тот факт, что две крупнейшие выставки очков проходят в столицах мировой моды – Милане и Париже.
MIDO: признанный лидер
Крупнейшей выставкой очковой оптики по традиции называют MIDO в Милане, что подтверждает и статистика: в 2019 г. 1323 экспонента, 52 тыс. кв. м площади (нетто) и 59,5 тыс. посетителей из 159 стран. В конце февраля она прошла в 49-й раз, сейчас устроители готовятся к полувековому юбилею.
В Милан приезжают основные игроки международного рынка: производители, дистрибьюторы, врачи-офтальмологии – все, кто по роду профессиональной деятельности связан с глазами.
Впрочем, MIDO – это не только бизнес и медицина, но и яркое дизайнерское шоу. Именно здесь рождаются новые тренды, стили и модные тенденции.
По словам Джованни Виталони, президента компании-организатора Mido Srl Unipersonale, несмотря на экономическую нестабильность в мире, рекордные показатели проекта дают предпринимателям силы и решимость, наполняют их творческими идеями. Неслучайно Министерство экономического развития Италии поддерживает MIDO как важнейший инструмент развития национальной экономики.
Инновационный характер смотра лучше всего характеризует Pavilion and Lab Academy – настоящий «инкубатор идей», собирающий профессионалов высшей категории, способных предложить подлинно инновационные продукты и перспективные концепции развития бизнеса.
Главное деловое событие – конференция Otticlub. В этом году в центре внимания были аналитические доклады Optical Monitor и MIDO Outlook (анализ глобального рынка) и SILMO survey (итоги опроса потребителей при покупке и использовании очков в Китае, России, США и Японии).
В рамках церемонии награждения салонов очковой оптики премией Bestore (на конкурс поступили заявки из 35 стран) в номинации Bestore Design за лучшую планировку, дизайн и обстановку магазина победила аргентинская компания Infinit Eyewear Shop. В номинации Bestore Innovation за новые способы ведения бизнеса приз получила английская фирма Kite Shoreditch.
Стиль, мода, новации
Ежегодно в сентябре в столице Франции проходит международная выставка SILMO. Владелец бренда – одноименная ассоциация французских производителей оптики и очков. Оператор – Comexposium.
Устроители уверены, что могут на равных конкурировать с MIDO, и этому есть все основания, показатели SILMO–2018 говорят сами за себя: 965 экспонентов, включая 77% иностранных, 230 новых участников, 37,34 тыс. профессиональных посетителей и 80 тыс. кв. м площади (брутто). В этом году SILMO намечена на 27–30 сентября.
По образному выражению директора SILMO Эрика Ленуара, проект подобен многозвучному музыкальному инструменту, он предлагает не только конкретную продукцию для магазинов, но и специальные экспозиции, обучающие семинары и насыщенную деловую программу.
Среди самых заметных новаций 2018 г. можно выделить SILMO NEXT – зону презентаций новых стилей дизайна и направлений моды; Futurology – форум прогнозов и технологий завтрашнего дня с участием всемирно известных производителей и начинающих компаний; церемонию награждения премией SILMO d’Or в десяти номинациях; практическую конференцию SILMO Academy для офтальмологов; и творческое пространство Discovery Workshops, где можно было вручную изготовить оригинальные очки, обработать материалы, отремонтировать шарниры для оправ – в общем, попробовать себя в роли мастера.
Имя проекта давно стало узнаваемым брендом. Наряду с Францией, аналогичные выставки есть еще в трех странах.
В Турции проводится SILMO Istanbul (2018 г. – 155 экспонентов и 10,8 тыс. посетителей).
В июне 2019 г. в Бангкоке состоялась премьера SILMO Bangkok. Результат достаточно скромный: около 100 экспонентов и 4 тыс. посетителей, но планы устроителей наполеоновские. Таиланд считается второй по величине производственной базой и экспортером оптических линз после Китая.
Аналогичная премьера год назад порадовала Сидней, однако, судя по всему, не совсем удачно: статистика SILMO Sydney до сих пор не опубликована, зато известно, что выставка этого года перенесена на неопределенный срок.
Недавно в «семье SILMO» появился еще один «приемный ребенок» – шоу Copenhagen Specs, запущенное одноименной компанией в 2014 г. в столице Дании. Цель устроителей – собрать авторские разработки независимых дизайнеров и мастеров, способных предложить очки действительно необычные, оригинальные, непохожие на массовую продукцию. В 2018 г. подобную концепцию оценили 77 экспонентов и 1076 гостей.
Среди других профильных выставок в Европе стоит выделить проект Opti в Мюнхене. Организатор – GHM Gesellschaft für Handwerksmessen mbH. Начав девять лет назад с 395 участников, в нынешнем январе она собрала 631 экспонента из 38 стран и 28,3 тыс. гостей (данные аудита).
Основная экспозиция с очками и оправами занимала три зала. В двух других находились приборы, диагностическое оборудование, аксессуары, сырье и материалы. Экспозицию дополняли разработчики программного обеспечения, маркетинговые агентства и консультанты по вопросам управления.
США: наука, шоу, роскошь
В США самым авторитетным событием в области офтальмологии и очковой оптики считается ежегодный конгресс Американской академии офтальмологии. Десятки медицинских конференций и семинаров сопровождает экспозиция, которая сама по себе является большой профессиональной выставкой – в 2018 г. в ней приняли участие 546 компаний.
Более традиционный характер носят выставки компании Reed Exhibitions: Vision Expo West состоится в сентябре 2019 г. в Лас-Вегасе, Vision Expo East – в марте 2020 г. в Нью-Йорке. В каждой выставке участвуют порядка 700 экспонентов, преимущественно американских, и около 3,5 тыс. гостей. Конгресс офтальмологов здесь успешно сочетается с образовательными курсами (300 часов обучения по 23 специальностям), презентациями роскошных брендов, новациями в сфере моды и дизайна, и, конечно же, с обширной экспозицией всех видов контактных линз, оправ, оборудования и инструментов. К слову, посещение Vision Expo – удовольствие не из дешевых: при предварительной продаже за вход возьмут 75 долларов, на месте – 150.
В США есть еще одна отраслевая ассоциация, деятельность которой косвенно связана с очковой оптикой. Речь идет о международном обществе оптики и фотоники SPIE с штаб-квартирой в Беллингхеме, штат Вашингтон. Ежегодно SPIE организует и спонсирует около 25 крупных технических форумов и образовательных программ. Главное событие в календаре SPIE – одноименный международный конгресс и выставка. В этом году их принимал Сан-Франциско (1250 экспонентов и 20 тыс. посетителей). Из четырех разделов экспозиции лишь один, BiOS Expo, посвященный биомедицинской оптике и биофотонике, в какой-то степени связан с очковой оптикой.
Китай догоняет
Говоря о глобальном рынке очков, специалисты отмечают, что на нем доминируют бренды западных производителей. Китай, несмотря на титанические усилия, пока не добился заметных успехов. Разумеется, китайцы делают все возможное, чтобы изменить такое положение, в том числе и на своих выставках.
Каждый год в Китае проходят две крупные отраслевые выставки, которые готовят Китайская оптометрическая и оптическая ассоциация и фирма Orient International Exhibition: в феврале – SIOF в Шанхае, в сентябре – CIOF в Пекине.
В этом году Шанхайская международная оптическая ярмарка SIOF побила собственные рекорды: 942 экспонента, в том числе 281 зарубежная компания из 22 стран. Зарегистрировано 85,3 тыс. посетителей. Экспозиция располагалась в четырех павильонах на общей площади свыше 80 тыс. кв. м, при этом в трех залах находились китайские предприятия, и лишь в одном – зарубежные.
Иностранцы могли воспользоваться услугами специального центра закупок Procurement Zone. В то же время для демонстрации лучших очков китайского производства были созданы две национальные экспозиции Boutique Gallery и Fashion Designers’ Masterpieces Exhibition Hall.
Пекинская оптическая ярмарка СIOF в 2018 г. немногим уступила шанхайской: 801 экспонент, включая более 190 иностранных из 21 страны. Общая площадь экспозиции – 55 тыс. кв. м. Здесь также был центр закупок Procurement Zone. «Визитная карточка» CIOF – раздел Specific Area for Machinery and Equipments, созданный с целью демонстрации новейших образцов оборудования для оптических исследований и производства очков.
Схожая по масштабам выставка Hong Kong International Optical Fair имеется в Гонконге. Организатор – местный совет по развитию торговли HKTDC. Статистика 2018 г. подтверждена данными аудита: 773 экспонента, включая 621 иностранную фирму и 16,8 тыс. посетителей. Ключевым здесь считается раздел IT Solutions & Shop Fittings, предлагающий цифровые и информационные инновации, включая методы 3D-печати очков. Важнейшая часть проекта – Гонконгская оптометрическая конференция, в прошлом году она привлекла более тысячи специалистов.
В соседней Корее профильная выставка DIOPS в городе Тэгу втрое меньше китайских (2019 г. – 220 экспонентов и 13 тыс. посетителей).
Немногим больше японская международная оптическая ярмарка IOFT в Токио. В октябре 2018 г. в ней приняли участие около 390 экспонентов и 15 тыс. гостей. Тематически было выделено пять выставочных зон: Fukui Zone (сделано в префектуре Фукуи и в целом в Японии), Designers Zone (авторские очки), Luxury Zone (все виды роскошных очков, включая использование платины, золота и драгоценностей), IOFT Boutique (авангард и высокий стиль), General Zone (аксессуары, линзы, оправы, оборудование). В рамках церемонии вручения премии Japan Eyewear Award были названы победители в пяти номинациях: очки мужские, женские, детские и солнцезащитные, плюс технологии и оборудование.
Вряд ли найдется какой-то иной предмет личного обихода, который столь ярко и наглядно превращает наши недостатки (дефекты зрения) в преимущества (элегантный и стильный образ). Неслучайно даже контактные линзы не смогли вытеснить очки, и целая индустрия выпускает очки немедицинского назначения, к примеру, солнцезащитные. Судя по всему, ни самой отрасли, ни профильным выставкам в ближайшей перспективе пока ничего не угрожает.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
Крупнейшей выставкой очковой оптики по традиции называют MIDO в Милане. Устроители готовятся к ее полувековому юбилею
Ежегодно в сентябре в столице Франции проходит международная выставка SILMO. Организаторы уверены, что могут на равных конкурировать с MIDO
В США самым авторитетным событием в области офтальмологии и очковой оптики считается ежегодный конгресс Американской академии офтальмологии
Китай, несмотря на титанические усилия, пока не добился заметных успехов на мировом рынке очковой оптики
Две крупнейшие выставки очков проходят в столицах мировой моды – Милане и Париже
Познавательная часть SILMO включала историческую экспозицию «Два века истории очков». Региональные музеи из городов Ойонн и Морез объединили усилия для рассказа о захватывающей истории очков во Франции.
Специализированные выставки очковой оптики популярны во многих странах. Перечислим некоторые национальные проекты: OPTRAFAIR в Бирмингеме (2019 г. – 130 экспонентов), ExpoOptica в Мадриде (2018 г. – 159), OPTYCA в Познани (2018 г. – 155), OPTA в Брно (2019 г. – 77), Dubai Optical Show Vision-X (2018 г. – 83).