тел. (495) 223-42-15

Дайджест

ОПЕК. Что может пойти не так?

«Блумберг», США

Следующий год обещает стать тяжелым для стран-производителей нефти. ОПЕК ожидает, что спрос вырастет на 1,14 млн барр. в день, что соответствует прогнозам на этот год. Однако также ожидается, что добыча в странах, не входящих в ОПЕК, вырастет на 2,4 млн барр. в день. То есть миру будет требоваться меньше нефти ОПЕК – на 1,34 млн барр. в день, что практически эквивалентно добыче в Анголе.

Доля ОПЕК на рынке уже уменьшается. В июле Международное энергетическое агентство опубликовало ежемесячный доклад, где говорится, что в начале 2020 г. спрос на нефть, добываемую в странах ОПЕК, может упасть на 28 млн барр. в день.

Источником всех проблем, как всегда, стали США с их сланцевой нефтью. Согласно прогнозу на 2020 г., на долю Америки придется 71% того избытка нефти, который будет добыт в странах, не входящих в ОПЕК. Свой вклад в переизбыток нефти на рынке, хотя и гораздо меньший, внесут также Бразилия и Норвегия. На долю тех 10 стран-партнеров, которые представляют собой тот самый «плюс» в ОПЕК+, придется всего 5%.

То незначительное увеличение, которое придется на долю стран «плюс», довольно интересно. Практически весь этот объем станет результатом ожидаемого увеличения добычи российской нефти, который должен произойти после окончания первого квартала 2020 г. Именно тогда должен завершиться срок действия ограничений ОПЕК+ на добычу, поэтому аналитики предполагают, что добыча России и некоторых других стран снова вырастет.

Это довольно показательная гипотеза, потому что в ее основе лежит предположение о том, что в этом году готовность России соблюдать требование о сокращении добычи – относительно недавнее явление – усилится до такого уровня, которого мы прежде не видели.

Собственные прогнозы МЭА демонстрируют такую же веру в сдержанность России – предполагается, что Россия перевыполнит требования на 240%. Эффект от проблем с загрязненной нефтью способствовал тому, что Россия соблюдала установленные требования как минимум математически. А президент Владимир Путин устроил целое шоу из заключения (и объявления) соглашения с Саудовской Аравией на продление срока действия ограничений на добычу.

Тем не менее Саудовской Аравии, должно быть, не нравится такая сильная зависимость от степени дисциплинированности крупного производителя нефти, который никогда не славился особенной дисциплинированностью. Действительно, сама идея партнерства со странами «плюс» выглядит своего рода потемкинской деревней, если присмотреться повнимательнее. Шесть из 10 стран не имеют практически никакого значения: каждая из них должна была сократить добычу на 20 тыс. барр. в день или даже меньше – это всего лишь капля в море нефти. В любом случае никто не ждет, что они все выполнят свои обязательства. Оман вносит немного более заметный вклад, однако положительные аспекты стран «плюс» для организации ОПЕК на самом деле сводятся всего к трем странам.

Существенный вклад Казахстана, особенно в 2019 г., является скорее следствием ремонта и технического обслуживания, которые проводятся на двух гигантских месторождениях, нежели решительной готовности выполнять требования. Подобным же образом прогнозируемое перевыполнение требований сделки ОПЕК Мексикой – почти 400% за тот же период – это всего лишь бессилие, замаскированное под умеренность. Невольно или нет, а все же нефти добывается меньше. Тем не менее зависимость от неудач других – это определяющая и весьма показательная характеристика ОПЕК+.

Таким образом, дисциплинированность России остается ключевым фактором для поддержания иллюзии контроля. К примеру, с января 2017 г. Россия могла бы выполнять свои обязательства в среднем на 57%. Относительно нынешних прогнозов ОПЕК это добавило бы на рынок дополнительные 100 млн барр. нефти к концу 2020 г. Это весьма существенные объемы, если учесть, что министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих недавно рассуждал по поводу попыток сократить мировые запасы нефти более чем на 200 млн барр.

Что важнее всего, эти сокращения добычи – как реальные, так и предполагаемые – происходят в контексте ухудшающихся перспектив в плане спроса. Рост потребления нефти в первом квартале сменился падением до рекордно низкого уровня с 2011 г., согласно новому докладу МЭА. Агентство продолжает настаивать, что во второй половине 2019 г. рост восстановится, что выглядит чрезвычайно странно, если учесть ослабевающие прогнозы со стороны ОПЕК и постоянно поступающие данные об ухудшающихся экономических показателях – последняя порция поступила от Сингапура и Китая, которые являются главными источниками роста спроса на нефть.

Уменьшение добычи нефти с целью укрепления ее цены в условиях слабого рынка – это сизифов труд, и именно поэтому соглашение ОПЕК+, которое изначально было заключено на 6 месяцев, скоро будет отмечать свой третий день рождения. Уже заметны признаки некоторых проблем, возникающих в американском сланцевом бизнесе, однако ОПЕК уже много лет тщетно ждет краха техасцев. В результате ОПЕК приходится рассчитывать на дисциплинированность Саудовской Аравии, на разношерстную компанию ходячих больных и – что важнее всего – на лояльность Москвы. Что может пойти не так?

Единственная страна, которая действительно может заставить группу ОПЕК+ работать, – это США. Поскольку это невозможно, эту функцию взяла на себя Россия, пишет «Блумберг». Этот картель играет в опасную рулетку на фоне слабеющего нефтяного рынка, уверен автор.

https://inosmi.ru/economic/20190714/245467431.html

Кандалы современного человечества

«Зюддойче цайтунг», Германия

Аккумулятор призван обеспечить нам максимальную свободу. Но на самом деле мы зависим от зарядного кабеля, как от пуповины.

Современный человек очень хотел бы быть свободным. Поэтому он освобождается от тягот, которые вызывают, например, стрижка газона, уборка пылесосом, ходьба пешком или размышления. Он покупает себе газонокосилку, робот-пылесос, электросамокат или смартфон, в котором можно найти и сохранить любую информацию.

В этом деле есть лишь одна загвоздка: свобода современного человека зависит от аккумулятора. При этом человек состоит с аккумулятором в своеобразных отношениях: так, недавно в новостях можно было прочитать, как в кармане брюк взорвался аккумулятор для электронных сигарет, а в одной из квартир взлетел на воздух аккумулятор электросамоката. Имидж литий-ионных аккумуляторов значительно пострадал еще в 2016 г., когда компании Samsung пришлось отозвать смартфоны из-за многочисленных случаев возгорания их аккумуляторов.

Суть проблемы заключается в противоречивом желании компактности и одновременно производительности: аккумулятор должен занимать мало места и быть легким, но при этом как можно дольше держать заряд. Ведь как только он разрядится, наше настроение сразу упадет: контакт с внешним миром будет потерян. Наступит паника. Судорожные поиски. Взрослый человек редко выглядит таким беспомощным, как в случае, когда он с проводом в руке охотится за розеткой. И ему приходится осознать: аккумулятор не освобождает человека, он показывает ему на его границы.

Это, вероятно, дает ответ на вечный вопрос о том, управляет ли человек техникой или все наоборот. Человек считает себя кукловодом, но в действительности ведет себя как марионетка: технологизированное общество, зависимое от зарядного кабеля, выглядит так же, как пациент, лежащий под капельницей.

Эту тему еще несколько лет назад отразил в своей инсталляции японский художник Мио Ицава, изобразив iPhone, соединенный с розеткой пульсирующей пуповиной.

Современный человек, очевидно, воспринимает отсутствие электричества как дефицит, вместо того, чтобы понять, что на самом деле это шанс стать независимым.

Свобода современного человека зависит от аккумулятора. Ведь как только он разрядится, мы становимся беспомощными. Наступает паника и судорожные поиски розетки.

Урны, полные еды

«Русская Германия», Германия

Наша страна ежегодно превращает в мусор порядка 13 млн т продуктов питания: многое, что можно было бы съесть, жители ФРГ выбрасывают – в среднем на каждого из нас в год приходится 85,2 кг съедобного мусора. Причем основную вину за разбазаривание пищи несут именно граждане: гастрономические предприятия и торговые сети выбрасывают меньше продуктов и в основном справляются с необходимостью использовать их без остатков или раздавать излишки нуждающимся.

Многочисленные призывы прекратить уничтожение пригодного в пищу находят определенный отклик – но народ как выбрасывал, так и выбрасывает еду. Исследователи Штутгартского университета – именно на их экспертное мнение ссылается немецкая пресса, приводя указанные выше цифры – считают, что почти половину выброшенного, от 6 до 8,2 млн т, теоретически можно было бы сохранить и благополучно использовать: 37,3 кг еды на каждой немецкой кухне попадает в урну зря. Чтобы не выбрасывать продукты, обычно бережливым немцам надо научиться правильно хранить фрукты, овощи, хлеб, прекратить покупать больше, чем действительно необходимо, и просто не позволять себе бездумно выбросить целое яблоко, на котором появились пятна, или увядший салат, полагают эксперты.

Предприятия, так или иначе имеющие отношение к производству или переработке пищевых продуктов, тоже вносят солидный вклад в приведенный расчет: на долю сельского хозяйства, торговли, гастрономии, пищеперерабатывающих компаний приходится менее 40% отходов, граждане вносят свою лепту на 55% с лишним – 7 млн т, еще 2,2 млн т (17%) уничтожаются при переработке, 13% (1,7 млн т) – в общепите, остальное – в торговле.

Предыдущие подобные расчеты производились в 2012 г.: результаты оказались весьма близкими, при том, что объемы производства и переработки продуктов выросли.

В начале года правительство ФРГ приняло программу борьбы с расточительством, цель которой – снизить к 2030 г. объемы выбрасываемой еды вдвое. Министр продовольствия и сельского хозяйства Германии Юлия Клекнер регулярно призывает и жителей страны, и торговые сети, и производителей с поставщиками бороться с переизбытком пищевых отходов, справедливо полагая, что это задача всего общества. С точки зрения экологии выброшенная еда – это еще и зря потраченная на ее производство энергия, поясняет эксперт кафедры городской застройки, водоснабжения и уборки мусора Штутгартского университета Герольд Хафнер: «Выбрасывается не только сырая или не требующая приготовления еда. Растет доля уничтожаемых частными домохозяйствами или на предприятиях общепита отходов, в которые превратились пригодные к употреблению блюда – на их производство ранее была истрачена энергия, и эти затраты также необходимо учитывать, оценивая общий экологический баланс в связи с выброшенными продуктами».

В Германии активисты пытаются бороться с уничтожением пищи как из экологических соображений, так и ощущая всю безнравственность уничтожения продуктов, которыми можно было бы накормить голодных и неимущих. С 2012 г. в стране представлено движение «спасителей еды» под названием Foodsharing (англ. «Поделиться пищей»): его участники-добровольцы получают в магазинах и ресторанах неиспользованные продукты и блюда с обязательством распространить их среди тех, кто захочет найти еде применение.

Ежегодно немецкие благотворительные организации получают свыше 260 тыс. т продуктов питания от примерно 30 тыс. супермаркетов. Благотворители раздают еду неимущим через отделения своих организаций, которые имеются почти в каждом городе.

В Германии ежегодно около 13 млн т продуктов выбрасывается на помойку. Каждый немец отправляет в урну в среднем 85 кг еще пригодной для использования еды.

Кто самый бедный в Европе

«Фигаро», Франция

Существует некий «ореол» бедности, как и «ореол» безработицы. Об этом свидетельствует движение «желтых жилетов» и споры, которые оно породило: данное явление зависит не только от макроэкономических показателей. Восприятие мира улучшается не потому, что средняя покупательная способность увеличивается. Как же измерить различные жизненные стандарты?

Попытку ответить на этот вопрос предпринял Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (INSEE), опубликовавший сравнительное исследование по поводу бедности в Европе. Его авторы четко различают два подхода: бедность «в денежном выражении» и «материальная и социальная депривация». В совокупности они показывают огромные различия между государствами - членами ЕС.

В первом приближении было установлено, что 9 млн французов сегодня живут за чертой бедности. В статистическом смысле это означает, что у них доход ниже 60% от среднего дохода, то есть чуть больше 1 тыс. евро на одного человека. В 2016 г. это касалось 13,6% населения. Такой уровень значительно ниже, чем в среднем по Евросоюзу (17,3%).

Но будьте осторожны: этот критерий относителен. По определению, порог варьируется от страны к стране в зависимости от уровня жизни населения. Чешская Республика, которая имеет самый низкий уровень бедности среди 28 государств - членов ЕС (9,7%), имеет используемый для расчетов доход в 620 евро в месяц по сравнению с 1155 евро в Австрии, которая при этом занимает восьмое место.

Чтобы лучше оценить риск социально-экономического отчуждения, статистическая служба ЕС Евростат разработала в 2017 г. еще один показатель. В то время как бедность «в денежном выражении» прежде всего позволяет измерить степень неравенства в обществе, «материальная и социальная депривация» учитывает людей, «неспособных покрыть расходы, связанные, по крайней мере, с пятью элементами повседневной жизни из тринадцати, сочтенных желательными и даже необходимыми».

Принятые критерии более чем конкретны: суметь выстоять при возникновении непредвиденных расходов или позволить себе неделю отпуска, быть в состоянии рассчитаться за аренду жилья и коммунальные платежи, одеваться, отапливаться...

По этому критерию «материальная и социальная депривация» затрагивает 12,7% французов и 15,7% жителей Евросоюза. Но в то время как этот показатель составляет всего 2,9% для шведов, он резко возрастают в Румынии и Болгарии, приближаясь к 50%. Франция оказывается на тринадцатом месте.

Понятие бедности не одинаково в разных странах и зависит от среднего уровня доходов в той или иной стране.

Темная сторона Amazon

«Атлантико», Франция

«Атлантико»: 5 июля корпорация Amazon отметила свое 25-летие. Какой была история компании и с чем связан ее успех?

Жюльен Пийо: Всего за четверть века предприятие Джеффа Безоса стало мировой торговой империей и одним из лидеров по биржевой капитализации. Неплохо для компании, которая начинала в 1994 г. как книжный интернет-магазин. Если смотреть в прошлое, мне кажется, что успех Amazon связан по большей части с тремя моментами: большими стратегическими планами, эффективным предложением и агрессивными ценами.

Что касается первого пункта, думаю, что его можно было бы описать такой фразой Джеффа Безоса: «Amazon должен без конца стремиться к большему по сравнению с тем, что у него есть сейчас». Задача по бесконечному расширению привела Amazon к охвату все большего числа позиций в торговой сфере, а затем и выходу на международный уровень. Сегодня она проводит диверсификацию в относительно далеких от ее изначальной сферы деятельности областях: логистика, облачные технологии, потоковое воспроизведение музыки и аудио, киберспорт (посредством Twitch), финансовые услуги Amazon Pay и Amazon Cash) и даже онлайн-фармацевтика (через приобретение Pillpack). Покупка классических сетевых магазинов (например, Whole Foods в США) позволяет компании завершить слияние физического и цифрового бизнеса.

Что касается второго момента, Amazon всегда ставила во главу угла эффективность (например, качество интерфейса, скорость работы торговых и логистических служб). Все это позволило ей сформировать устойчивую динамику прибыли. Кроме того, Amazon создала очень удачное и выгодное предложение под названием Prime, которое представляет собой подписку с доступом практически ко всем ее услугам. Это дает Amazon выдающуюся привлекательность по всему миру, в том числе в услугах, по которым у нее практически нет конкурентных преимуществ по сравнению с соперниками, если рассматривать их по отдельности. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить Amazon Prime Video с Netflix.

Третий момент можно проиллюстрировать еще одной фразой Джеффа Безоса: «Ваша выгода – это моя возможность». Эти слова прекрасно говорят о том, как Amazon смогла быстро закрепиться на многих рынках с помощью более низкой маржи по сравнению с традиционными компаниями, которым приходится иметь дело с затратами на землю, аренду, рабочую силу… Такие расходы могут быть весьма серьезными. Другими словами, на протяжении последних 25 лет Amazon стремилась в первую очередь увеличить не прибыль, а долю рынка, сделав ставку на неспособность классических сетей конкурировать с ней в сфере цен и широты предложения.

Неукоснительное следование этой стратегии легло в основу успеха Amazon. Лучше понять масштабы можно с помощью цифр: 310 млн аккаунтов клиентов, 100 млн подписчиков Prime, почти 650 тыс. сотрудников, 232,9 млрд долл. оборота и биржевая капитализация в районе 1 трлн долл. Голова идет кругом!

Предприятие не только стало промышленной империей, но и кардинально изменило потребительские привычки и бизнес-среду в широком смысле. Что хорошего дала Amazon миру за 25 лет? И что плохого?

– Среди наиболее значимых позитивных сдвигов в связи с появлением Amazon стоит в первую очередь отметить влияние предприятия на определение лучших практик в розничной торговле. Amazon очень высоко подняла планку качества, задав тем самым тон и подтолкнув другие сети к тому, чтобы взять с нее пример… Рекомендации товаров, покупка в один клик, сверхбыстрая доставка (бесплатная для подписчиков Prime) – все это стандарты, которые были утверждены Amazon.

Помимо стимулирования инноваций в цифровой и физической торговле, конкуренция (иногда агрессивная) со стороны Amazon также позволила сдержать рост потребительских цен. У классических сетей не остается другого выбора, кроме как следить за ценовой практикой Amazon и по возможности следовать ей. Наконец, Prime подписка предлагает уникальный доступ к услугам, которые явно обошлись бы гораздо дороже, если бы предоставлялись по отдельности.

Широта предложения Amazon на одной платформе (она позволяет минимизировать стоимость операций и время поиска) и создание рабочих мест (напрямую или во всей экосистеме) тоже относятся к числу положительных качеств компании.

Как бы то ни было, есть у империи Amazon и «темная сторона», из-за которой она регулярно оказывается в центре полемики, иногда весьма острой. Прежде всего, критикуют экологические последствия ее логистической деятельности, а также упаковки.  

Социальные последствия – это второе черное пятно на репутации Amazon. Они проявляют себя на двух уровнях. Во-первых, на уровне условий труда и зарплат. Если верить репутации компании, она неизменно требует от сотрудников высокой производительности, что ведет к серьезной текучке кадров и профессиональным заболеваниям. Во-вторых, не исключено, что жесткая конкуренция со стороны Amazon может привести к закрытию физических магазинов. В 2017 г. в США был зарегистрирован рекорд: 6 985 случаев прекращения деятельности. 2019 г. обещает стать для сектора еще более суровым: 6 тыс. магазинов было закрыто только в первом квартале.

Наконец, Amazon критикуют за налоговую оптимизацию. Сегодня, когда государства задумываются о введении налога на деятельность интернет-гигантов (торговая площадка Amazon может быть не затронута им, поскольку он коснется в первую очередь цифровой рекламы и посредничества), а население требует больше «налоговой справедливости» и этики, такая оптимизация может перестать быть рычагом конкурентоспособности и привлекательности, превратившись в смертельную ловушку для имиджа прибегающих к ней предприятий.

Amazon отмечает свой юбилей: 25 лет роста и глубоких преобразований в розничной сфере. Но у империи Amazon есть и «темная сторона», из-за которой она регулярно оказывается в центре острой полемики. Об этом и о причинах успеха компании рассказывает экономический эксперт Жюльен Пийо.

Слишком жарко для людей

«Тагес-Анцайгер», Швейцария

Сильная жара в Индии показывает, что скоро некоторые регионы Земли могут стать непригодными для жизни – исследователи бьют тревогу.

Обычно экстремально высокие температуры доставляют хлопоты жителям Индии в период с марта по июль и постепенно спадают, как только начинаются муссонные дожди. Однако в последние годы частота, интенсивность и продолжительность периодов сильной жары существенно возросла: в 2010 г. по всей стране была зафиксирована 21 тепловая волна, в 2018 г. – уже 484. За этот период из-за жары погибло более 5 тыс. человек.

Этим летом жертвами жары уже стали более сотни человек. В городе Чуру, к западу от столицы Дели, столбик термометра поднялся до 50,6 градуса, что почти побило индийский рекорд. В самом Дели, где была зафиксирована температура в 48 градусов, июнь также был жарким как никогда.

Метеорологи предполагают, что ситуация будет ухудшаться и в будущем тепловые волны, вероятно, будут затрагивать не отдельные регионы, а регулярно всю страну. Эксперты Массачусетского технологического института (MIT) бьют тревогу: они подсчитали, что в некоторых регионах Индии жара может стать настолько сильной, что будут достигнуты пределы человеческой выживаемости.

Пределы выживаемости эксперты определили с помощью так называемой температуры влажного термометра, при измерении которой учитывается температура воздуха и влажность (она ниже температуры, измеряемой обычным способом). Если она достигает 35 градусов, человек не может в достаточной степени охлаждать свой организм с помощью потоотделения. Если человек подвергается воздействию таких условий более 6 часов, он умирает, независимо от его физической формы.

Исследователи MIT видят два сценария: в первом случае до конца столетия глобальная температура поверхности Земли повысится в среднем на 4,5 градуса, так как количество выбросов продолжит увеличиваться. Во втором случае потеплеет на 2,25 градуса.

Если сбудется более оптимистичный сценарий, условия жизни для многих людей в этом регионе будут тяжелыми, но не совсем жизнеопасными. При большем увеличении температуры пределы человеческой выживаемости будут достигнуты как на северо-востоке и на востоке Индии, так и в некоторых регионах соседнего государства Бангладеш. Плодородная долина реки Ганг, а также другие регионы Южной Азии, в частности, север Шри-Ланки и восток Пакистана, будут лишь в ограниченной степени пригодны для жизни. Через несколько десятилетий жизнь более миллиарда людей может оказаться в крайней опасности.

Некоторые регионы Земли вскоре могут стать непригодными для жизни. Через несколько десятилетий жизнь более миллиарда людей может оказаться в крайней опасности из-за повышения температуры воздуха.

Китай – США: кто впереди?

«Гуаньча», Китай

В последнее время в умах людей поселилось сомнение: действительно ли Китай обгоняет США в сфере 5G? Многие надеются, что это так, но все же их терзают сомнения.

5G – это не отдельная технология, это комплекс различных технологий, а также новая экосистема, которая является следующим этапом развития интернета. В настоящее время технологии и продукты 5G из Китая, США, Японии, европейских стран сплелись в запутанную цепочку, все компоненты которой находятся в состоянии непрерывного и стремительного развития.

Огромная экономическая пирамида, сформировавшаяся вокруг всего, что связано с 5G, делится на три уровня: технологии и оборудование, инфраструктура, применение и экономика. Все эти три компонента взаимосвязаны, способствуют развитию друг друга и интернета в целом.

Здесь каждый проявляет свой талант в разных областях: США отличились в сфере микросхем и конечных операционных систем, китайские компании Huawei и ZTE не имеют себе равных во всем, что касается оборудования, а за Европой остается звание колыбели телекоммуникационных технологий. Главные китайские операторы China Mobile, China Telecom и China Unicom опережают всех в сфере строительства инфраструктуры.

Вслед за подъемом Huawei китайские операторы развивались с небывалой скоростью. Тенденция к доминированию китайских компаний обозначилась, когда связь 5G стала доступна первым 800 млн интернет-пользователей по всей стране.

В докладах о 5G аналитические центры по всему миру, несмотря на различия применяемых подходов, в один голос сообщали о ведущей роли Китая. В докладе «Среда 5G: опасности и возможности для Министерства обороны США», опубликованном комиссией по инновациям этого министерства, говорилось, что благодаря значительным вложениям Китай занимает лидирующее место в сфере развития 5G технологий.

В интервью английским СМИ глава компании Huawei Жэнь Чжэнфэй сказал: «Мы не ощущаем воздействия США в сфере 5G, оптической передачи, базовых сетей, сетей доступа. В области фотосистем мы обогнали весь мир и не нуждаемся в какой-либо помощи со стороны Америки. В сфере 5G мы занимаем ведущее место в мире уже два или три года подряд». Непосредственные конкуренты Huawei в сфере оборудования – компании Nokia и Ericsson – все эти годы терпели одни убытки. За ними сохраняется неплохое положение на рынке, однако им явно не хватает сил для инвестирования в исследования и разработок, совершения прорыва в области инноваций.

Помимо технологий 5G, Китай также лидирует в сфере инфраструктуры 4G. Глава совета директоров China Mobile сообщил, что компания владеет 2,4 млн базовых станций 4G, а в ведении всех трех операторов – около 4 млн станций, в то время как американские компании AT&T, Verizon и другие операторы связи в сумме имеют всего около 100 тыс. станций. По этому показателю Китай превосходит США почти в 40 раз. Из-за проблем с внедрением своей продукции американские операторы почти не проявляют никакой активности в области развития связи 5G. Можно представить, какой огромный разрыв существует между Китаем и США в данной сфере.

США могут достичь прорыва в технологиях 6G, но все же решающую роль в такой сложной, комплексной научно-технической сфере играет не что иное, как длительные вложения в исследования и разработки. Китайские предприятия, которые уже имеют преимущество в данной области, а также на рынке, будут инвестировать в разработку технологий нового поколения и расти за счет этого еще больше. Поэтому увеличивающееся преимущество Китая в сфере 6G не должно никого удивить.

Польза 5G наиболее заметно проявляется на уровне применения и экономики. В этом отношении Китай как единственный в мире рынок с миллиардом пользователей сетей, несомненно, занимает видное место.

Рынок – это всегда самый большой источник технических инноваций и развития. Еще в 50-х гг. ХХ в., когда только зарождалось программное обеспечение, более 80% всех компьютеров находились в США. В середине 1990-х гг. по миру прокатилась волна коммерциализации интернета, тогда 60% всех пользователей были также сосредоточены в США. Миф о том, что Америка – страна научно-технических инноваций, поддерживался благодаря Силиконовой долине и Уолл-стрит.

Сейчас рыночное преимущество перешло к Китаю. Лидерство в сфере 5G – это результат накопления научно-исследовательского опыта компанией Huawei и другими высокотехнологичными предприятиями, а также развития до определенного уровня макроэкономики и рынка.

Лидерство Китая в сфере 5G – это реальность и общая тенденция, но все же не стоит забывать, что волна 5G захлестнула мир совсем недавно, и настоящая борьба за передовые позиции только началась.

В сфере науки и технологий США опережают половину всего мира и в целом занимают передовые позиции. Высокотехнологический подъем Китая, бесспорно, извлек определенную выгоду из опыта США. Наш выход на лидирующие позиции не означает стремление к мировому господству, мы просто хотим внести свой вклад в развитие человечества.

Технологический подъем в одной стране означает не только улучшение обслуживания ее жителей, но и вклад во все другие страны мира. Тот факт, что Китай стал лидером в сфере 5G, изменило устоявшуюся ситуацию, когда ключевые технологии находились под чьим-либо контролем. Это уже стало главной тенденцией развития науки и техники, но нам нельзя расслабляться, надо энергично идти вперед к лучшему будущему.

Автор – Фан Синдун, директор исследовательского института интернета и социологических исследований Чжэцзянского университета средств информации.

В ХХ в. США считались страной научно-технических инноваций. Теперь же эта роль стремительно переходит к Китаю, и многие боятся верить, что Китай на деле обогнал США в сфере 5G. Однако настоящая борьба за передовые позиции только началась.

Откуда лимузины?

«Франкфуртер альгемайне цайтунг», Германия

14 июня 2018 г. в Роттердаме в море вышло грузовое судно, на борту которого находились два бронированных лимузина Mercedes S600 Long Guard, цена каждого из которых составляла около 500 тыс. евро. После долгого путешествия через Далянь в Китае, Осаку в Японии и Пусан в Южной Корее след обоих контейнеров потерялся. Из Пусана корабль DN5505 под флагом Того перевозил контейнеры якобы в направлении российского порта Находка. Прибыло ли туда судно, неизвестно. Одновременно, как сообщали СМИ, в начале октября из Пхеньяна во Владивосток летали три тяжелых транспортных самолета северокорейской авиакомпании Air Koryo. Три месяца спустя, в январе 2019 г., северокорейского лидера Ким Чен Ына впервые увидели в Пхеньяне на лимузине Mercedes-Maybach S600 Guard.

Эксперты американского Центра перспективных оборонных исследований опубликовали исследование, согласно которому «контроль над запретом экспорта товаров роскоши в Северную Корею, введенный США еще в 2006 г., осуществляется крайне недостаточно. В 2015–2017 гг. в экспорт товаров роскоши в Северную Корею было вовлечено 90 стран».

Небрежный контроль за экспортом вызывает другие вопросы. Если в Пхеньян можно контрабандным путем доставить контейнеры с лимузинами, то тогда путь свободен и для товаров военного назначения. Различные предприятия, которые были вовлечены в перевозку автомобилей Maybach, замешаны, согласно исследованию, и в нарушении запретов на экспорт других товаров в Северную Корею. В указанный период только из России в Северную Корею было доставлено 803 автомобиля класса люкс в рамках 82 поставок. Такие выводы авторы исследования сделали на основе торговой статистики.

Из России, среди прочего, поставлялись автомобили марок Mercedes-Benz, Toyota, Lexus и Nissan. Причина небрежного контроля, по мнению авторов исследования, заключается в том, что лишь 13 стран составили список товаров роскоши, запрещенных для экспорта в Северную Корею.

Экспорт товаров роскоши в Северную Корею запрещен. Тем не менее на официальных приемах Ким Чен Ын регулярно появляется на лимузинах. Группа исследователей заявляет, что разгадала эту тайну

Кошмарный сон США

«Хайзе», Германия

Это крупный инфраструктурный проект, теперь уже одобренный российским правительством. Глава правительства Дмитрий Медведев дал старт строительству платной автотрассы, которая протянется от Казахстана до Белоруссии и обеспечит кратчайшую сухопутную связь между Китаем и Европой.

По словам Александра Рязанова, компания которого инициировала данный проект, автотрасса «Меридиан», рассчитанная, прежде всего, на грузовые перевозки, обойдется примерно в 9,5 млрд долл. Государство не будет принимать участие в финансировании проекта, расходы лягут на плечи частных инвесторов «Русской холдинговой компании», которая, тем не менее, требует от правительства обеспечить минимальный доход в размере 550 млн долл. Таким образом, компания будет застрахована от политических рисков, таких как возможное закрытие границ.

Ожидается, что магистраль начнет приносить прибыль уже через 12 лет. Положено начало строительству первого участка. Частная автомагистраль перетянет часть грузооборота между Европой и Китаем с морского транспорта на наземный, что, вероятно, будет иметь существенные последствия. Этот проект не в последнюю очередь послужит толчком к производству эффективных автомобилей для грузоперевозок, а также, возможно, приведет к ускорению ввода в эксплуатацию грузовых автомобилей автономного передвижения, особенно с учетом того, что Китай вкладывает большие средства в развитие искусственного интеллекта.

Автотрасса является частью «Шелкового пути» – проекта китайского правительства – а также Путинской программы развития транспортной инфраструктуры. Рассчитанная на 6 лет амбициозная программа с бюджетом почти в 100 млрд долл. направлена на модернизацию и развитие транспортной инфраструктуры России, которая включает в себя автомобильные дороги, аэропорты, морские порты, железнодорожный транспорт. В результате Россия станет центром евразийского экономического пространства, протянувшегося от Португалии до Китая.

Данная программа стоит в одном ряду со многими другими проектами, призванными наладить более прочные связи между азиатскими странами, а также между Азией и Европой. В конечном счете, речь идет о концентрации экономического пространства на территории от Японии до Португалии, что может привести к перераспределению власти и изоляции Африки и Америки. Россия и Япония в прошлом году уже сделали шаг в этом направлении, когда тестировали новый путь перевозки товаров по Транссибирской магистрали. Контейнер с рисом доставили на корабле из японского Кобе в российский порт Восточный. Оттуда контейнер продолжил свой путь по железной дороге, проехав более 9 тыс. км и за 14 дней добравшись до Москвы. Транспортировка товаров морским путем из Японии в Москву через Суэцкий канал заняла бы от 53 до 62 дней. Таким образом, торговые и политические отношения России и Японии, а также торговля между Японией и Европой укрепится сухопутным сообщением.

С точки зрения Вашингтона, расширение евразийской торговой зоны, которая обходит судоходные пути, находящиеся под контролем США, – катастрофа. Со времен Второй мировой войны цель США заключалась в том, чтобы отделить Европу от России, а также путем расширения НАТО и ЕС на восток увеличить свою зону влияния. «В чем смысл НАТО? Удерживать русских в стороне, американцев – внутри, а немцев – под собой», – довольно откровенно высказался лорд Гастингс Лайонел Исмей, первый генеральный секретарь НАТО (1952–1957 гг.).

В Вашингтоне, скорее всего, осознают, что евразийское объединение решительно меняет характер политики в отношении Китая. Еще Джордж Буш младший (до трагедии 11 сентября), а затем Барак Обама (до начала конфликта на Украине) намеревались перенести основное внешнеполитическое направление военной и экономической сферы США из Европы и Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион. Если последний через Россию в обход США объединится с Европой, американское превосходство вместе с сотнями военных опорных пунктов будет ослаблено. Тем более важной целью для Вашингтона будет перетягивание восточноевропейских государств на свою сторону для сохранения блока, сдерживающего Россию. Так что спокойствия не предвидится.

Дан старт строительству платной автотрассы, которая протянется от Казахстана до Белоруссии, обеспечит кратчайшую сухопутную связь между Китаем и Европой и перетянет часть грузооборота с морского транспорта на наземный.

Европа застряла между США и Россией

«Нэшнл интерест», США

Любой военный аналитик хорошо понимает, что «туман войны» всегда очень густой, а гражданские войны особенно жестоки. Осознавая эту фундаментальную реальность, Европа, Россия и США должны объединиться, чтобы залечить раны последних пяти лет и перестать перекладывать друг на друга вину за происходящее. Владимир Зеленский, очевидно, пренебрег мнениями «экспертов» и одержал победу на выборах с огромным преимуществом на платформе мира и компромисса. Если и когда такая мирная инициатива действительно материализуется, ее необходимо будет поддержать всеми силами. Народы Восточной Европы и Украины в частности нуждаются в восстановлении и примирении, а не в дальнейшей эскалации и неэффективном экономическом «разъединении».

Тем, кто следит за политикой России, дебаты Демократической партии принесли в некотором роде долгожданное облегчение. После всего того внимания, которое американская пресса уделяла России последние три года, вопросы, касающиеся этой страны, едва ли вообще поднимались.

Между тем российско-американские отношения все еще находятся в состоянии кризиса. Реальность заключается в том, что эти важнейшие отношения продолжают ухудшаться и в перспективе могут кануть в бездну.

Давайте коротко рассмотрим важную тему газопровода «Северный поток», который объединит Россию и Германию и покажет, куда может завести бесконечная истерия вокруг России.

Обе основные американские партии демонстрируют негативное отношение к российским газопроводам, однако Берлин решительно не готов прислушиваться к соображениям Вашингтона. Смятение и переполох последних нескольких лет заставили немецкую внешнеполитическую элиту усомниться в лидерстве Америки. К примеру, в феврале 2019 г. берлинский Институт по международным делам и вопросам безопасности (Institute for International and Security Affairs), крупнейший аналитический институт в Европе, опубликовал аналитическую статью, где говорится, что попытки Америки ограничить импорт российского газа в Европу «направлены исключительно на немецкое федеральное правительство, которое президент Трамп назвал "заложником России"». В самом первом предложении этой статьи ее авторы честно пишут: «Более широкое применение экономических инструментов воздействия в политике Америки в отношении России негативно сказывается на европейских и германских интересах».

Этот анализ основан в первую очередь на расчетах цен, однако его авторы выступают против попыток Америки ограничить европейскую автономию, отмечая, что воздействие новых американских санкций против России «на компании Евросоюза… серьезно». Разумеется, в этой статье не были упомянуты крайне важные геополитические аспекты, которые в действительности способствуют укреплению партнерства Германии и России.

Вместо того чтобы всячески пытаться разобщить Россию и Европу, американцам стоит поддерживать укрепление взаимной зависимости и инклюзивной архитектуры европейской безопасности, в которой у Москвы будет свое место. И это абсолютно реалистичная перспектива, о чем свидетельствуют недавние сообщения о восстановлении за Россией права голоса в Совете Европы. Более того, положительные изменения в деликатном украинском вопросе могут способствовать процессу примирения. В начале 2019 г. Россия дала согласие на то, чтобы немецкие и французские эксперты вели наблюдение за ситуацией в Керченском проливе, и это, несомненно, является шагом в правильном направлении.

Тем не менее множество оппортунистов по обе стороны Атлантики продолжают разжигать враждебность в отношении России. Страшно подумать, сколько компаний, специализирующихся на вопросах обеспечения кибербезопасности, разорятся, если отношения России с Западом существенно улучшатся. Многим вашингтонским аналитическим центрам придется попрощаться с легионами молодых экспертов в области «гибридной войны».

Америка использует газопровод «Северный поток – 2» в качестве мишени для выражения ее враждебного отношения к России.

По материалам www.inosmi.ru и www.inopressa.ru

Le Figaro

Süddeutsche Zeitung

Bloomberg

National Interest

Heise

Tages Anzeiger

Atlantico

Гуаньча, Китай

Frankfurter Allgmeine Zeitung .