Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Автомобиль, к которому все привыкли за более чем 100-летнюю историю его существования, уходит в прошлое. Автоконцерны, часто не по своей воле, вынуждены включиться в технологическую гонку. Ландшафт автопрома меняется прямо на наших глазах.
Машин больше, спрос меньше
С каждым годом автомобили, доступные потребителю, в том числе и массовому, становятся все умнее, технологичнее и разнообразнее. По данным британской исследовательской компании JATO Dynamics, которая проанализировала 54 крупнейших мировых рынка, в 2018 г. было продано больше 86 млн новых легковых и малотоннажных грузовых (пикапов, фургонов и др.) автомобилей. При этом впервые с 2009 г. зафиксирована отрицательная динамика – спрос упал на 0,5%.
Виновником спада мировых автомобильных продаж стал, по сути, Дональд Трамп со своей агрессивной и непредсказуемой внешней политикой. Ведь именно на Китай, против которого Трамп решил развязать торговую войну, приходится около 30% объема глобального авторынка. По данным китайского Национального бюро статистики, сейчас экономика страны растет самыми низкими с 1992 г. темпами. Из-за усложнившейся экономической ситуации стремление граждан крупнейшего по численности населения государства мира покупать новые автомобили несколько снизилось – на 2,8%. Несмотря на это, Китай по-прежнему, и с большим отрывом, является рынком номер один для большинства автопроизводителей – в 2018 г. там было куплено свыше 28 млн легковых и малотоннажных грузовых машин. Второе место занимают США (17,3 млн), на третьем – Япония (5,2 млн). Впервые на четвертой строчке оказалась Индия, где спрос на автомобили за 2018 г. вырос на значительные 9% – до 3,9 млн. Аналитики ожидают, что эта страна вскоре окажется в первой тройке по числу автопродаж.
Гонка за лидером
Крупнейшим мировым автопроизводителем по итогам 2018 г. (если исключить из результатов продаж тяжелые грузовики) стал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Его продажи составили 10,8 млн автомобилей, что на 1,4% больше, чем в 2017 г. И это несмотря на скандал с арестом генерального директора альянса Карлоса Гона, которого прокуратура Японии подозревает в нарушении финансового законодательства (Гон обвинения отрицает). Автоконцерн Volkswagen Group в прошлом году без учета тяжелых грузовиков продал 10,6 млн машин. Немногим меньше – 10,4 млн – реализовала Toyota.
Концерн General Motors, лидировавший на мировом рынке более 70 лет до кризисного 2008-го, в прошлом году смог продать 8,4 млн машин. Хотя чистая прибыль компании при этом составила около 8 млрд долл. (против убытка годом ранее), однако в целом продажи упали на 12,7%. Касается это в том числе и электромобилей, реализация которых во всем мире, наоборот, растет очень высокими темпами.
Изменить мир к лучшему
Весной 2016 г. произошло одно из самых значимых событий в истории современной автоиндустрии – компания Tesla представила «бюджетный» вариант своего электромобиля, рассчитанный на массового покупателя. Было объявлено, что стоимость новинки – Model 3 – в базовой комплектации составит 35 тыс. долл., что в два раза дешевле других моделей Tesla. Пробег электромобиля на полной зарядке – 345 км. И хотя Model 3 оказался не первым в мире электромобилем, подходящим и по своим характеристикам, и по цене для массового потребителя (несколькими месяцами раньше был представлен Chevrolet Bolt стоимостью 37,5 тыс. долл.), однако презентация именно автомобиля Tesla стала по-настоящему громким событием, которое активно освещали во всех странах мира.
Этот электромобиль руководство Tesla обещало своим клиентам с самого основания компании, более того, Илон Маск неоднократно признавался, что верит в то, что этот автомобиль изменит мир. «Очень важно ускорить переход к транспорту, который не будет приносить вред окружающей среде. Это действительно очень важно для будущего планеты», – говорил во время презентации Маск. Еще до того, как CEO Tesla сдернул покрывало с электромобиля, на Model 3 уже поступило больше 100 тыс. предзаказов.
В том числе и с подачи Tesla производством электромобилей сейчас занимаются все ведущие автопроизводители мира. В некоторых городах электромобили вместе с машинами на водородном топливе скоро полностью вытеснят бензиновые и дизельные транспортные средства. В нынешнем году власти Амстердама уже объявили о намерении к 2030 г. запретить въезд в город для автомобилей и мотоциклов с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Первым шагом на пути к более здоровой экологической ситуации в столице Нидерландов станет введение с 2020 г. запрета для дизельных машин старше 15 лет на въезд в пределы кольцевой автомагистрали. При этом в планах руководства Амстердама не только запрещать, но и делать все для того, чтобы переход к новой автожизни оказался для жителей города и окрестностей максимально облегченным. Так, власти голландской столицы занимаются расширением сети зарядных станций для электромобилей – по плану, с нынешних 3 тыс. их число уже через шесть лет должно достичь 16–23 тыс.
По тому же пути, что и Амстердам, планируют пойти и другие европейские, американские, японские города. По оценкам Bloomberg New Energy Finance, которые приводила газета «Ведомости», доля электромобилей, включая подзаряжаемые гибриды, к 2040 г. составит 35% от всех проданных в мире легковых машин. В 2018 г., по данным EV-volumes.com, было реализовано 2,1 млн электромобилей. Рост по сравнению с 2017 г. – на 64%. И хотя, по данным ресурса, на электромобили пока приходится только 3,8% от всех продаж, экспертам очевидно, что именно за экотранспортом будущее. Очевидно это и многим традиционным автопроизводителям. Так, в 2017 г. компания Volvo, принадлежащая китайскому Geely, первой объявила о скором отказе от выпуска машин только с двигателями внутреннего сгорания. По плану, с 2019 г. все новые модели Volvo должны быть электрифицированы и относиться к одному из трех типов – быть либо полностью электрическими, либо гибридными, либо так называемыми мягкими гибридами (т.е. сочетать бензиновый двигатель с аккумуляторной батареей). Вслед за Volvo о своих планах по отказу от ДВС объявило еще несколько компаний.
Однако речи о том, чтобы в ближайшие десятилетия полностью отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания, не идет. И хотя постепенно улучшается зарядная инфраструктура, ряд государств дает льготы на развитие, покупку и эксплуатацию гибридных и полностью электрических автомобилей, серьезно ужесточаются экологические нормы и проверки (особенно после «дизельгейта» – скандала с VW Group, оснащавшим свои дизельные автомобили специальным программным обеспечением, занижавшим показатели выбрасываемых в воздух вредных газов), есть еще множество стран, в том числе и Россия, где о существовании электромобилей даже знают далеко не все.
Рынок машин с водородными двигателями кажется ряду экспертов даже более перспективным, но и он пока в плане борьбы за массового потребителя – лишь в начале своего пути. Без надлежащей инфраструктуры даже самые технологичные и комфортные автомобили не найдут достаточного количества покупателей. Проблема с водородными заправками – их количеством и дороговизной – по-прежнему остра, в том числе в США и в Германии. Ряд автопроизводителей, вкладывающих серьезные инвестиции в развитие эконаправления, делают это лишь для того, чтобы не нарушать закон.
Нечеловеческий фактор
Еще одно направление, которое активно развивают как автопроизводители, так и техногиганты – создание безопасных и надежных самоуправляемых машин.
В июле нынешнего года немецкий концерн Volkswagen Group объявил об инвестировании 2,6 млрд долл. в Argo AI – компанию, специализирующуюся на разработке искусственного интеллекта. Широкая общественность впервые узнала об этом стартапе в 2017 г., когда Ford Motor Co. решил инвестировать в Argo AI 1 млрд долл., купив мажоритарную долю в компании. План был такой – к 2021 г. представить собственный полностью самоуправляемый автомобиль Ford. Теперь Argo AI будет разрабатывать технологию беспилотного вождения как для Ford, так и для VW. Ради этого две конкурирующие компании оказались готовы даже объединиться – правда, только в этом направлении развития. В остальных вопросах, как подчеркнули Ford и VW, они по-прежнему «жестоко конкурируют на рынке».
О том, что отрасль автомобилестроения изменится уже совсем скоро, в 2017 г. было очевидно если не всем, то очень и очень многим. Как и необходимость серьезных вложений в развитие не только электромобилей и водородных двигателей, но и других новых технологий. Символичным оказалось то, что уже всего через полтора месяца после объявления о совместных планах с Argo AI, стало известно о первом в истории Ford проигрыше по рыночной капитализации Tesla – компании, которая моложе американского концерна ровно на 100 лет (они были основаны в 1903 и 2003 гг. соответственно).
Как подчеркивает во многих своих статьях Wired, никто еще точно не знает, какое противостояние в ближайшем будущем окажется более важным: бензиновых машин против электрифицированных, управляемых с помощью водителя или без него, собственных или взятых в аренду.
Пока ответы на эти, волнующие многих, вопросы не получены, различные корпорации, альянсы и компании стараются не опоздать включиться в техногонку. В 2016 г. General Motors, который несмотря на сложности по-прежнему остается крупнейшим автомобилестроительным концерном США, заплатил 1,1 млрд долл. за компанию Cruise Automation, разработчика систем автоматизированного вождения. Финансовый директор GM Чак Стивенс в интервью The Wall Street Journal выразил уверенность в том, что сервисы, связанные с самоуправляемыми автомобилями, в будущем будут приносить больше денег, чем нынешний бизнес концерна.
Собственное подразделение, отвечающее за разработку беспилотных автомобилей, Titan, есть и у Apple. Кроме того, в конце июня 2019 г. американская корпорация объявила о покупке стартапа Drive.ai, занимающегося разработкой IT-систем для беспилотников, одной из немногих компаний, которая уже начала тестировать самоуправляемые машины в городах.
Самая крупная на нынешний момент сделка в этой сфере – на 15,3 млрд долл. – была заключена между Intel и израильской компанией Mobileye, разрабатывающей компоненты для беспилотных систем на базе компьютерного зрения. Упустив рынок смартфонов, Intel старается преуспеть в быстро растущем рынке беспилотных автомобилей. Разработки по данному направлению ведутся и другими компаниями и их дочками – Samsung, Google, Uber, Nissan-Renault и т.д. Далеко не все из них пытаются создать самоуправляемый автомобиль целиком, а сосредотачиваются на разработке различных систем и компонентов, например по удаленному контролю за беспилотниками в сложных дорожных ситуациях, которые случаются довольно часто и являются серьезным препятствием для развития этого направления.
Законодательных и этических вопросов, которые еще предстоит решить автопроизводителям, страховым компаниям, государствам и гражданам, по-прежнему немало. Несколько серьезных ДТП, в которых участвовали беспилотные автомобили, в том числе и со смертельным исходом, только увеличило количество таких вопросов. При этом, как уверяют автопроизводители, технологические компании и регуляторы, появление на дорогах самоуправляемых автомобилей в будущем должно, наоборот, снизить число жертв ДТП – ведь в 94% случаев к авариям приводит именно человеческий фактор.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
В свое время электромобили Tesla стали откровением. Так, Consumer Reports, некоммерческая организация, проводящая тесты потребительских товаров и услуг и выпускающая одноименный журнал, в 2015 г. поставила Model S p85D наивысшую оценку за всю свою 90-летнюю историю. А авторитетный журнал Wired описал Model S как самую крутую машину на планете.
Никто не знает, какое противостояние в ближайшем будущем окажется более важным: бензиновых машин против электрифицированных, управляемых с помощью водителя или без него, собственных или взятых в аренду.
Доля электромобилей, включая подзаряжаемые гибриды, к 2040 г. составит 35% от всех проданных в мире легковых машин. Пока на электромобили приходится только 3,8% от всех продаж.
В 2017 г. стало известно о первом в истории Ford проигрыше по рыночной капитализации Tesla – компании, которая моложе американского патриарха ровно на 100 лет
Китай по-прежнему, и с большим отрывом, является рынком номер один для большинства автопроизводителей
Крупнейшим мировым автопроизводителем в 2018 г. стал альянс Renault-Nissan-Mitsubishi. Его продажи составили 10,8 млн автомобилей
Власти Амстердама объявили о намерении к 2030 г. запретить въезд в город для автомобилей и мотоциклов с двигателями внутреннего сгорания