тел. (495) 223-42-15

Захоронить нельзя переработать

Утилизация и переработка отходов и мусора превратились в России в проблему государственного значения. Она стала актуальна не только в экологическом и физическом отношении, но и в социальном – в связи с протестами населения против свалок.

Проблема уничтожения или использования твердых бытовых отходов (ТБО) давно находится в поле зрения властей. Именно на это были направлены программы 1960-х и 1970-х гг. по сбору макулатуры, металлолома, стеклотары. Но имели они скорее форму кампании, а не целостной системы. Впервые реально системно озаботились переработкой отходов в середине 80-х гг. прошлого века, когда было принято соответствующее постановление. Но серьезных последствий оно не имело.

Следующий шаг был предпринят в 1996 г., когда была разработана и утверждена правительством Федеральная целевая программа «Отходы». На ее реализацию предполагалось выделить 2,7 трлн руб. по тогдашним ценам. На воплощение ФЦП «Отходы» был направлен Федеральный закон №89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления». Но и программа, и закон не изменили коренным образом ситуацию с отходами. Их объемы продолжали нарастать, а возможности переработки оставались на прежнем уровне.

В настоящее время, по данным Минприроды РФ, на территории страны ежегодно образуется порядка 60–70 млн т ТБО. Промышленной переработке из этого количества подвергается всего около 7%. Основная масса бытовых и промышленных отходов захоранивается на специальных полигонах, 4-5% – сжигается.

По состоянию на начало 2019 г. в государственный реестр включены 5 526 объектов размещения отходов, т.е. полигонов и свалок. Действующие полигоны уже загружены на две трети, 30% из них не соответствуют санитарным требованиям, при этом площадь отдельных свалок нередко превышает 10 га. Суммарная остаточная вместимость этих полигонов, то есть потенциальные возможности принять дополнительно твердые коммунальные отходы (TKO), оценивается примерно в 1,7 млрд т. Из этого следует, что существующая инфраструктура cможет выполнять свои функции еще максимум 20–25 лет.

Самым загруженным коммунальными отходами регионом является Подмосковье, на территории которого образуется около 3,5 млн т собственного мусора, сюда же направляется основная часть бытовых отходов столицы – около 4,5 млн т.

Наряду с зарегистрированными полигонами существуют несанкционированные свалки, и это только усугубляет ситуацию, поскольку они не соответствуют санитарным требованиям и зачастую находятся в недопустимой близости к жилым районам или охранным зонам. По данным Минприроды РФ, число несанкционированных свалок в России в разы превышает количество легальных хранилищ отходов.

Масштабы образования ТБО в России превосходят как способность природы к их ассимиляции, так и технические возможности отрасли по их переработке. Масштаб проблемы со временем только нарастает. По данным Росприроднадзора, к началу 2018 г. в России было накоплено около 39 млрд т промышленных и бытовых отходов, которые занимают свыше 4 млн га земли.

Сложившаяся ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью людей.

Между тем комплексная эффективная система переработки отходов в стране находится пока только в стадии формирования. Разработка ее – задача нелегкая и недешевая. Страны – мировые лидеры в переработке отходов – шли к решению данной проблемы не один десяток лет и потратили на это миллиарды долларов.

Фундаментальная основа отрасли, без которой невозможно общее движение к более высоким уровням управления отходами – это внедрение комплексной системы раздельного сбора или сортировки твердых бытовых отходов. Первые шаги в этом направлении в нашей стране сделаны, но необходимо еще создать полноценную инфраструктуру, позволяющую совершать более сложные операции с отходами, что потребует немалых инвестиций.

Начальным, но важнейшим этапом является организация раздельного сбора на уровне жителей городов и поселков. Раздельный сбор мусора позволяет направить на дальнейшую переработку и производство полезной продукции около половины образующихся отходов. Остальное количество может поступать на сжигание или захоронение на полигонах.

Следующий этап – создание мусоросжигательных заводов и современных полигонов, что связано с еще большими финансовыми затратами. Так, в среднем строительство современного полигона в России может стоить, по оценке Минприроды, от 0,8 млрд до 1,5 млрд руб. Оборудование его сортировочными линиями увеличит инвестиции до 2,5 млрд руб. В целом объем инвестиций для создания современных полигонов может достигнуть 350 млрд руб. Ограничивающим фактором здесь является растянутая во времени окупаемость перерабатывающих предприятий, которая, по некоторым оценкам, составляет минимум 10 лет, а это значит, что потребуется финансирование проектов из государственных источников.

Мусор в смешанном виде должен перерабатываться на полигонах, имеющих сортировочные линии. Они позволяют отобрать и направить во вторичный оборот около 20% всех поступающих на полигон отходов. Остальные 80% могут отправляться на дальнейшую переработку, на мусоросжигательные заводы или на захоронение.

Ситуация в этой области в России далека от благополучной. И самое неприятное, что для коренного изменения положения потребуются многие годы. Так, для достижения уровня переработки отходов в 50% Великобритания вложила в создание системы мусороперерабатывающих предприятий сотни миллионов фунтов стерлингов, что заняло около 20 лет. Германия, Швеция и Япония, степень переработки отходов в которых находится, соответственно, на уровне около 80, 99 и 99%, потратили на это от 20 до 30 лет.

В Германии начало преобразованиям в сфере управления отходами было положено соответствующим законом в 1972 г. В тот момент в стране было около 50 тыс. свалок. К началу 1990-х гг. их осталось всего 2 тыс. В последующие годы число свалок было сокращено до нынешних 160 масштабных высокотехнологичных полигонов. Одновременно было построено большое число мусоросжигательных заводов, предприятий рециклирования и различных элементов инфраструктуры для сбора муниципальных отходов.

Такой путь предстоит пройти и России. Можно считать, что начало ему положил Федеральный закон от 31.12.2016 г. «О внесении изменений в Федеральный закон ''Об отходах производства и потребления'' и отдельные законодательные акты российской Федерации». Его действие отсчитывается с 1 января 2019 г. В соответствии с новым законом в каждом регионе должны заработать единые региональные операторы коммунальных отходов. Под их контроль на ближайшие десять лет перейдет весь комплекс обращения с отходами, начиная со сбора и транспортировки и заканчивая обезвреживанием с последующим захоронением.

Но самое главное – именно региональные операторы должны заняться решением ключевых для каждого региона проблем в управлении отходами – от рекультивации устаревших полигонов до запуска новых сортировочных и перерабатывающих мощностей. Все это будет реализовываться в рамках соответствующих инвестпроектов и программ, направленных на создание инфраструктуры по управлению отходами.

В дополнение к новому закону Минприроды разработало национальный проект «Экология», одна из частей которого посвящена управлению отходами. Общее финансирование нацпроекта составит 4 трлн руб., в том числе за счет внебюджетных источников – 3,2 трлн руб. Нацпроектом «Экология» предусмотрено создание перерабатывающей инфраструктуры, на что субъектам РФ направят средства, полученные от экологического сбора. В 2019 г. на эти средства планируется создать 39 объектов в 22 субъектах РФ.

Наиболее полная оценка ситуации с управлением отходами в России приведена в утвержденной в 2018 г. «Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». В ней также изложена поэтапная программа необходимых действий и дана оценка финансовых затрат на выполнение намеченных планов. Объем финансирования мероприятий по реализации стратегии оценивается экспертами в сумму не менее 5 трлн руб. В результате объем отходов в стране должен снизиться на 8,8%, а уровень их утилизации к 2030 г. составит 60%.

Реализация намеченных планов уже началась. Так, принято решение о строительстве четырех современных мусоросжигательных заводов в Московской области и одного – в Казани. Совокупная стоимость проектов составляет порядка 140 млрд руб. С помощью этих заводов планируется ежегодно обезвреживать около 3,35 млн т отходов.

Борис ПАВЛОВ

В Германии общий оборот отрасли отходов превышает в настоящее время 100 млрд евро в год. В секторе управления отходами занято примерно 250 тыс. человек

Согласно международным экспертным оценкам, вывоз 10 т отходов на свалку создает 6 рабочих мест, а рециклирование тех же 10 т – 361 рабочее место

Европейский инвестиционный банк планирует израсходовать в 2020 г. 40 млрд евро на финансирование проектов по переработке отходов

Мировой рынок обращения с отходами превышает 1,1 трлн долл., а ежегодные темпы роста составляют 7–10%

Доля ценного сырья в мусоре составляет как минимум 40%, что делает его переработку и извлечение полезных фракций экономически эффективными, не говоря уже об экологической значимости.

В России зарегистрировано около 5,5 тыс. объектов размещения отходов или полигонов. Площадь, занятая ими, ежегодно увеличивается на 2,5–4%. Действующие полигоны уже загружены на две трети, их возможностей хватит еще максимум 20–25 лет.

В странах с налаженным раздельным сбором мусора (в Европе, США, Японии) несоблюдение жителями правил сортировки бытовых отходов приравнивается к нарушению общественного порядка и карается либо огромным штрафом, либо тюремным заключением.

Структура обращения с отходами в некоторых странах (%)

Страны

Переработка

Сжигание

Компостирование

Захоронение

Германия

50

34

14

2

Бельгия

39

35

24

2

Швеция

36

49

14

1

Швейцария

34

49

14

3

Дания

35

48

14

3

Франция

28

34

16

22

Источник: аналитический обзор «Управление отходами. Опыт Европейского Союза». ИНИОН РАН, 2017 г.