тел. (495) 223-42-15

Хотим стабильности!

Слова знаменитой песни Виктора Цоя «Мы хотим перемен!» явно не в чести у крупного бизнеса. Он как раз от перемен устал и хочет стабильных и предсказуемых правил игры. О том, что волнует деловое сообщество, говорил Александр ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

Российская налоговая система в настоящее время достаточно устойчива и стабильна, она отвечает основным требованиям бизнеса. По его мнению, речь стоит вести о ее «донастройке», об улучшении администрирования без радикальных изменений.

Нельзя не признать успехов, которые в последние годы сделала ФНС. Автоматизированные системы контроля уплаты НДС, контрольно-кассовой техники – все это стало прозрачным, и сама эта прозрачность является для компаний одним из стимулов выхода из серой зоны.

Однако оказалось, что бизнес и структуры, принимающие решения, «донастройку» понимают немного по-разному. Когда обсуждали налоговый маневр, то исходили из того, что общая фискальная налоговая нагрузка меняться не будет. Имелось в виду, что при повышении НДС страховые взносы будут снижены, т.е. в целом нагрузка будет перераспределена, но не увеличена. В итоге страховые взносы остались на действовавшем уровне (суммарно 30%).  

И в этой связи нет гарантии, что стабильность налоговой и фискальной нагрузки – это тот тезис, который реально будет реализован в следующем экономическом и политическом цикле до 2024 г. Хотя и был мораторий на увеличение фискальной нагрузки до 2018 г. Сейчас власти опять обещают ее зафиксировать и не повышать. Но, тем не менее, уже видны заходы с разных сторон на введение новых налогов. В частности, речь идет о предлагаемом Минэкономразвития «углеродном» налоге. Если появится такой налог, это будет явным усилением налоговой нагрузки. И таких сюжетов может возникнуть достаточно много.

Пока нет договоренности о механизме фиксации этой фискальной нагрузки, в которую входит не только налоговая, но и нагрузка, связанная с обязательными платежами публичного характера, которые принято называть неналоговыми платежами.

По неналоговым платежам совместно бизнесом и Правительством был разработан законопроект, который переводил механизмы введения новых платежей в жесткую законодательную процедуру. Бизнес насчитал 70 с лишним таких платежей. Затем, однако, работа заглохла.

До сих пор не определены многие вопросы, связанные с экологическими сборами. Нет ясного понимания, что такое качество окружающей среды, отсутствует прибор автоматического, в том числе дистанционного, контроля и учета, и т.д. Есть и идеологические, методологические нерешенные вопросы: может ли экологический платеж быть обнулен, если предприятие не загрязняет среду, делает минимальные выбросы? Но налог – это то, за что, по идее, должны бороться Минфин и ФНС. Будут ли они при наличии экологического налога заинтересованы в хорошем качестве окружающей среды, учитывая необходимость его сбора?

Столь же серьезная тема – перевод в налоги платежей по системе «Платон», которая сейчас фактически находится в концессии.  

Таким образом, опять возникает вопрос: не лучше ли пока просто ужесточить процедуры введения тех или иных неналоговых платежей, не думая о их политэкономическом содержании – где пошлины, где налоги, где прочие сборы, в том числе носящие гражданско-правовой характер и т.д. Может быть, стоит остановиться на переходном варианте, выработать некий реестр, который мог бы устанавливаться постановлением Правительства, ужесточить процедуры введения таких платежей, а потом уже последовательно решать эту проблему системно. Это позволит иметь прогнозируемую и публичную процедуру установления различного рода фискальных платежей, которые бизнес воспринимает не менее чувствительно, чем налоговую нагрузку.

Еще одна тема, которую уже давно поднимает бизнес, – это принятие налоговых законов как минимум за полгода до начала финансового года. Сейчас закон должен быть принят до 1 декабря, и у бизнеса остается всего месяц на подготовку и адаптацию к новым правилам. В обсуждавшемся варианте закона о неналоговых платежах эта норма была прописана.

Сейчас бизнес совместно с Правительством пытается составить перечень проектов, интересных и государству, и бизнесу, которые ориентированы на реализацию приоритетных национальных программ. Но у бизнеса пока нет определенности по поводу того, на каких условиях, с точки зрения фискальной и регуляторной предсказуемости, он войдет в эти проекты. Согласно опросам, именно эти вопросы волнуют бизнес больше, чем финансовая поддержка, хотя и она нужна многим проектам в виде субсидирования процентных ставок или государственных гарантий.

В законе о защите и поощрении инвестиций, обсуждение которого сейчас идет, бизнес хочет видеть стабилизационную оговорку. Смысл ее в том, чтобы гарантировать стабильность фискальной нагрузки и других регуляторных условий на период реализации инвестиционного проекта, включая не только период осуществления инвестиций, но и окупаемости, а для многих проектов этот срок составляет не менее 15 лет. Для бизнеса это важнее, чем финансовая поддержка.

Все это означает, что сейчас у предпринимателей нет доверия к тому, что устойчивость налоговой системы будет гарантирована на период реализации долгосрочных инвестиций. Поэтому и приходится обращаться к специальным механизмам и инструментам стимулирования, защиты, поощрения инвестиций.

Стабильность не выражается в том, что ничего не меняется. Стабильность должна выражаться в том, что базовые налоги остаются неизменными. Если идет перераспределение нагрузки, то от этого не должны страдать главные принципы, ради которых функционирует налоговая система. И один из главных принципов – это стимулирование экономического роста и социальная справедливость.  

БиВ

Российская налоговая система в настоящее время достаточно устойчива и стабильна, она отвечает основным требованиям бизнеса

Несмотря на обещания зафиксировать и не повышать фискальную нагрузку, уже сейчас видны заходы с разных сторон на введение новых налогов

Для бизнеса фискальная и регуляторная предсказуемость более важна, чем финансовая поддержка

В законе о защите инвестиций бизнес хочет видеть стабилизационную оговорку. Смысл ее в том, чтобы гарантировать стабильность фискальной нагрузки и других регуляторных условий на период реализации инвестиционного проекта, включая не только период осуществления инвестиций, но и окупаемости, а для многих проектов этот срок составляет не менее 15 лет.