тел. (495) 223-42-15

Новые имена

С 7 марта по 21 мая в Москве прошел фестиваль «Оттепель: лицом к будущему», который объединил площадки Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Основой экспозиций стали произведения искусства послевоенной Европы и СССР (19451968 гг.). Выставка организована не случайно. Мода на послевоенное искусство набирает обороты.

Начиная с 2014 г. мировой арт-рынок переживает череду катастрофических падений объемов продаж. По оценке TEFAF (Европейская ярмарка изобразительного искусства и антиквариата), общий объем продаж на мировом рынке произведений искусства упал в 2015 г. до 63,8 млрд долл. против 68,2 млрд долл. в 2014 г. По мнению экспертов, охлаждение на глобальном рынке искусства было неизбежно: за последние 10 лет продажи достигли слишком высокого уровня, и поддерживать их рост при очень ограниченном предложении стало невозможно.

На фоне резкого сокращения рынка обострилась и без того давно существующая проблема новых имен. Экономический кризис повлиял на смену приоритетов. Возникла необходимость в поиске интересных и пока недорогих имен. Аукционные дома стали внимательнее присматриваться к малоизвестным художникам, которые, как правило, не входят в топ-листы аукционных продаж. В Европе таким открытием стали европейские художники послевоенного времени. Хотя новые, малоизвестные широкой публике имена нужно еще выгодно представить потенциальным коллекционерам и спонсорам. Гордон Вене Класен, управляющий партнер берлинской арт-галереи Michael Werner, считает, что посредниками и просветителями в этом деле могут выступить арт-дилеры и художественные галереи, организуя выставки, лекции и экскурсии. «Важно связать в общественном сознании имена художников из разных стран и направлений: немецких постмодерниста Зигмара Польке и представителя направления «Новые дикие» Йорга Иммендорфа, дадаиста Ханса Рихтера, британского скульптора Генри Мура и австрийского продолжателя поп-арта Альберта Оэлена», — уверен галерист.

В России поиск новых имен привел к очередному всплеску увлечения соцреализмом в разных его ипостасях, пробудив интерес к послевоенному периоду советского искусства. Чем ближе к нашему времени, тем становится очевиднее, насколько в одном русле шли поиски художников Запада и Востока Европы, СССР. Творчество представителя сдержанного соцреализма Александра Дейнеки нашло параллель в работах экспрессивного итальянца Ренато Гуттузо и немцев Вилли Зитте, а также приверженца классической традиции в живописи Вернера Тюбке. Это уже отразилось на результатах аукционных продаж. На аукционе «Современный Восток» Sotheby's в июне 2016 г. автопортрет неоакадемиста Георгия Гурьянова ушел с молотка за 143 тыс. ф. ст., а сам Гурьянов был признан самым дорогим художником России последних 10 лет.

На интерес к новым именам повлияло и то, что современные коллекционеры – это люди от 25 до 45 лет, как правило, успешные в профессии, которые считают, что следует собирать именно современное искусство. С кризисом выбирать произведения для коллекции они стали тщательнее. Увеличился запрос на долгосрочные коллекции и покупки на перспективу. От арт-дилера требуют не просто составить коллекцию в определенном стиле или в соответствии со вкусом владельца, а порекомендовать картины, которые в будущем будут расти в цене. Именно это, скорее всего, ожидает в ближайшем будущем произведения послевоенных художников.

Подтверждением тому могут служить итоги торгов трех аукционных домов Sotheby’s, Christie’s, Phillips в марте 2017 г. в Лондоне. Они оказались приятной неожиданностью для всех участников арт-рынка. Выручка аукциона Christie’s составила 96,4 млн ф. ст., что на 65% больше прошлогоднего результата аналогичных торгов. Только за один вечер было установлено семь мировых рекордов. Аукцион послевоенного и современного искусства Sotheby’s принес еще больше: 118 млн ф. ст., это на 70% выше, чем в прошлом году. При этом с большим отрывом лидировали немецкие художники, на их долю пришлось около четверти лотов: 15 работ немецких художников ушли с молотка за сумму 48,1 млн ф. ст., составив 35% от общей выручки торгов. Торги современного искусства Phillips собрали 14,7 млн ф. ст., что вполне соответствовало прогнозируемой аукционным домом выручке в размере 13,3–19,2 млн ф. ст.

Ольга СТАРКОВА

Согласно отчету о состоянии рынка искусства TEFAF, в 2016 г. на арт-рынке наметился небольшой рост оборота, правда за счет продаж у арт-дилеров.

Продажи произведений искусства в мире (млрд долл.)

Продажи
2015
2016
Всего
44
45
Арт-дилеры
23,3
27,9
Аукционы
21,1
16,9

Источник: TEFAF, 2016. Art Market Report

Структура продаж произведений искусства в 2016 г. (млрд долл.)

Регион
Аукционные дома
Частные аукционы
Дилеры
Америка
4,7
1,1
8,8
Европа
5,2
1,1
14,2
Азия
7
0,7
3

Источник: TEFAF, 2016. Art Market Report