тел. (495) 223-42-15

Вам Кремль упаковать?

Вопрос совсем не праздный. Здание Рейхстага в Берлине, как мы помним, уже было упаковано. Современные технологии позволяют паковать что угодно и во что угодно. Нашу жизнь уже нельзя представить без промышленной упаковки. Как еще обеспечить долгое хранение, качество и быструю доставку продуктов питания, напитков, медицинских препаратов и тысяч других товаров?

Отраслевые выставки, посвященные индустрии упаковки, сегодня проходят везде и повсеместно — от Монреаля до Кейптауна, от Токио до Булавайо в Зимбабве.

Их можно разделить на три большие группы.

К первой относятся крупные национальные смотры, посвященные исключительно упаковочной индустрии. Масштаб каждой выставки достаточно точно характеризует промышленное развитие своей страны.

Вторая группа включает мероприятия, которые формально считаются чисто упаковочными, однако проходят параллельно с несколькими родственными выставками (полиграфия, производство пластиковых изделий и пр.) и, таким образом, являются частью более крупного проекта.

Третья группа — многопрофильные выставки, на которых упаковка является лишь одним из разделов. В первую очередь это касается тех отраслей промышленности, для которых упаковочные технологии и оборудование давно стали частью базовых производственных процессов. Так, изготовление лекарств и многих продуктов питания практически невозможно без упаковки в рамках одного технологического процесса. Довольно часто в одну экспозицию объединяют упаковочное и полиграфическое оборудование.

Европа: тройка лидеров

Среди сотен упаковочных проектов есть общепризнанный и безусловный лидер — крупнейшая в мире отраслевая выставка Interpack в Дюссельдорфе. Выставка проходит раз в три года. Организатор — Messe Düsseldorf GmbH. Экспозиция разбита на четыре основных раздела: упаковочные машины и приборы, материалы, средства для упаковки, оборудование для кондитерской промышленности. Тематика охватывает всю цепочку поставок в отрасли – от сырья и материалов до готовой продукции. По традиции, именно в Дюссельдорфе презентуют новейшие разработки, материалы и технологии.

Главная особенность Interpack — глобальный характер, что выражается в абсолютном преобладании зарубежных экспонентов и посетителей. Согласно данным аудита, в Interpack—2014 свою продукцию показали 2670 экспонентов, в том числе 1992 зарубежных из 60 стран. Помимо немцев (678 компаний), больше всего было итальянцев (422), китайцев (210), турок (137), французов и голландцев (по 115 фирм). Из России приехали лишь 8 компаний, что связано, скорее всего, не с отсутствием у нас конкурентоспособной продукции, а с проблемами государственной поддержки экспортеров.

Другие показатели выставки: 175 тыс. посетителей, включая 115 тыс. зарубежных (доля специалистов — 97%). Площадь нетто в 19 павильонах — 175 тыс.  кв. м. За день до открытия начал работу международный конгресс Save Food, призванный «спасти еду при помощи упаковки», говоря иначе, найти эффективные пути снижения потерь и затрат при производстве продуктов питания.

По традиции, выставка длится неделю, при этом все остальное время «живет» в виртуальном пространстве — в социальных сетях и на собственном портале в интернете, где ежедневно обновляется журнал Interpack Magazin, действуют программы MyOrganizer для планирования посещения стендов и Matchmaker — для назначения деловых встреч.

В средневековом Нюрнберге, на расстоянии трех часов пути от Дюссельдорфа, проходит другая отраслевая выставка FachPack. Устроитель – NürnbergMesse GmbH. Проводится ежегодно, за исключением тех лет, когда коллеги организуют Interpack.

Проект стартовал в 1979 г. с 80 экспонентов и 2 тыс. посетителей. С тех пор он вырос почти в 20 раз и установил своеобразный рекорд: в 2015 г. показатель доли специалистов среди гостей достиг абсолютного максимума — 99%.

По составу участников и гостей выставка более чем представительна, при этом она носит преимущественно национальный характер, об этом, в частности, говорят показатели 2015 г.: 1565 экспонентов, включая 496 иностранных из 38 стран, площадь нетто – 61 тыс. кв. м, количество посетителей – 44 тыс.

Французская выставка EMBALLAGE родилась в 1947 г. в Париже и, таким образом, по возрасту намного старше «брата» в Дюссельдорфе, однако она существенно уступает ему по масштабу. Организатор — компания COMEXPOSIUM, крупнейший выставочный оператор Франции. Периодичность проведения — один раз в два года. Статистика 2014 г (согласно данным аудита): 1273 экспонента, в том числе 570 зарубежных, 39 тыс. посетителей, 48 тыс. кв. м арендованной площади.

Тематика, по традиции, включает все, что связано с тарой и упаковкой: технологии, оборудование, материалы. Особое место занимает специализированный раздел Pack Innovation, посвященный инновациям. Обширная деловая программа включает конгрессы, конференции и деловые встречи. Следующая выставка в Париже состоится с 14 по 17 ноября 2016 г. в выставочном центре Parc des Expositions de Paris Nord Villepinte, но теперь — под новым именем. Вместе с небольшим проектом MANUTENTION Equipements & Systèmes, посвященным подъемно-транспортной технике и логистике, она объединена в международный смотр Аll4pack. Устроители позиционируют его как «Мировой рынок упаковки, обработки, печати и обслуживания». Французов не смущает наличие превосходящих по всем параметрам конкурентов из Германии и США.

 

Северная Америка: монополисты делят рынок

Перенесемся в западное полушарие и сразу скажем о североамериканской Ассоциации упаковочных и перерабатывающих предприятий The Association for Packaging and Processing Technologies (PMMI) со штаб-квартирой в г. Рестон, штат Вирджиния, — крупнейшем организаторе упаковочных выставок в США и Мексике.

Сегодня PMMI объединяет свыше 700 компаний, занимающихся производством тары, упаковки, специальных материалов, перерабатывающего и упаковочного оборудования в Северной Америке.

В США свой главный смотр PMMI проводит поочередно в Чикаго (по четным годам) и в Лас-Вегасе (по нечетным годам), и каждый раз — одновременно с фармацевтической выставкой Pharma EXPO. В 2015 г. к ним добавился новый проект в Филадельфии.

Международная выставка PACK EXPO International в Чикаго проходит в выставочном центре McCormick Place. Устроители позиционируют ее как главное событие в области инноваций для перерабатывающей и упаковочной отрасли. Согласно данным устроителя, в 2014 г. в двух выставках (PACK EXPO International и Pharma EXPO) участвовали 2352 экспонента и 49 тыс. посетителей. Национальные стенды, среди прочих, представили Китай, Индия, Япония, Великобритания, Германия и Италия. Общая площадь экспозиций превысила 110 тыс. кв. м. В этом году выставка пройдет с 6 по 9 ноября, ожидается свыше 50 тыс. посетителей, включая 7 тыс. зарубежных гостей из 130 стран.

Показатели PACK EXPO West в Лас-Вегасе (плюс Pharma EXPO) также впечатляют: в 2015 г. 2006 экспонентов, 29 тыс. посетителей, включая более 5 тыс. зарубежных из 126 стран, площадь нетто — 78,4 тыс. кв. м. Ближайшая выставка в Las Vegas Convention Center запланирована на 25–27 сентября 2017 г.

Крупнейшая в Мексике международная выставка EXPO PACK Mexico проводится в столичном комплексе Bancomer Santa Fe ежегодно с 1986 г. В 2016 г. она намечена на 17–20 мая. Согласно данным устроителя, в прошлом году зарегистрировали 933 экспонента из 26 стран. Площадь нетто экспозиции — 19 тыс. кв. м, количество посетителей — специалистов из 43 стран — 25 тыс. (в основном, из США, Центральной и Южной Америки).

Выставка EXPO PACK Gauadalajara примерно втрое меньше «тезки» из Мехико. В 2015 г. в Гвадалахару приехали 297 экспонентов из 15 стран, программа EXPO PACK Verde объединила 20 компаний.

Разумеется, PMMI не является единственным в Северной Америке организатором мероприятий по теме упаковки. Серьезным конкурентом выступает профессиональная выставочная компания UBM Canon (Canon Communications LLC), которая ежегодно проводит пять упаковочных выставок: три — в США, и две — в Канаде (совместно с несколькими отраслевыми проектами другой тематики). Это WestPack в Анахайме, Калифорния (именно этот смотр, родившийся в 1949 г., считается родоначальником упаковочных выставок в США); EastPack в Джавиц-центре в Нью-Йорке; MinnPack в Миннеаполисе; PACKEX Montreal в Монреале и PACKEX Toronto в Торонто.

Все показатели выставок в Северной Америке даны их устроителями, которые, в отличие от европейских коллег, никогда не проводят аудит, и потому независимой статистической информации об этих проектах не существует.

Азия: сколько-сколько?

Крупнейшим отраслевым смотром Азии специалисты называют международную выставку технологий пищевой и упаковочной промышленности ProPak Asia в Бангкоке (Таиланд). На сайте проекта говорится о 1692 участниках, между тем, в отчете Немецкой ассоциации выставочной индустрии AUMA, где все показатели обычно приводятся в соответствии с требованиями аудита UFI, сообщается о 604 экспонентах, 39 тыс. посетителях и площади нетто 17 тыс. кв. м.

Схожая картина наблюдается при взгляде на ведущую упаковочную выставку Китая ProPak China в Шанхае. Рекламная брошюра сообщает о 733 экспонентах и 17 тыс. целевых посетителях. Статистика на сайте AUMA иная: 474 экспонента, в том числе 119 иностранных, 17 тыс. посетителей (сходится с данными организатора), площадь нетто — 17 тыс. кв. м.

Международная выставка INDOPACK проходит в Джакарте с 2007 г. раз в два года. Устроитель — немецкая компания Messe Düsseldorf Asia Pte Ltd. Согласно данным на сайте AUMA, в 2014 г. в ней участвовал 271 экспонент, в том числе 196 зарубежных, 22 тыс. посетителей, площадь нетто – более 5 тыс. кв. м.

Все было бы понятно, если бы не одно «но»: приведенная статистика относится не к одной, а к трем выставкам. Одновременно с INDOPACK в том же месте проходят INDPRINT (технологии печати) и INDOPLAS (производство изделий из пластика), статистика которых на сайте AUMA полностью копирует данные INDOPACK. Так сколько же компаний из общего списка связано именно с упаковкой? Судя по всему, без выезда на место определить это не удастся.

Говоря о ситуации в Азии, нужно подчеркнуть: ProPak Asia, ProPak China и INDOPACK — не просто известные, но и, безусловно, качественные выставки, которые высоко ценятся в профессиональной среде.

В Азии есть еще одна масштабная выставка, отмечающая в этом году свой полувековой юбилей. Речь идет о TOKYO PACK, которая раз в два года занимает крупнейший выставочный центр Японии Tokyo Big Sight. Организатор — Japan Packaging Institute. Статистика 2014 г. ни у кого вопросов не вызывает: 654 экспонента, в том числе 139 иностранных из 15 стран Азии, Европы, Канады и США (99 компаний участвовали впервые), 179 тыс. посетителей, включая 3,4 тыс. иностранных из 45 стран. В этом году TOKYO PACK ждет специалистов с 4 по 7 октября.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,

«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и Выставки»

Выставка Interpack в Дюссельдорфе впервые состоялась в марте 1958 г. на площади 30 тыс. кв. м, собрав 255 компаний из 9 стран. Сегодня это крупнейшая в мире отраслевая экспозиция

В ноябре 2016 г. старейшая французская выставка упаковки EMBALLAGE состоится под новым названием — All4pac

Проект FachPack стартовал в 1979 г. с 80 экспонентов и 2 тыс. посетителей. С тех пор он вырос почти в 20 раз

Крупнейшим отраслевым смотром Азии специалисты называют международную выставку пищевой и упаковочной промышленности ProPak Asia в Бангкоке

Тройку ведущих упаковочных выставок старого света (Interpack, Fachpack, Emballage) дополняют десятки проектов схожей тематики. Некоторые из них носят весьма звучные имена, способные ввести в заблуждение кого угодно. Например, Welt Der Verpackung в Цюрихе. В переводе это означает «Мир упаковки» или «Вселенная упаковки». Между тем, в 2014 г. в ней участвовали лишь 237 экспонентов.

Специализированные выставки, посвященные какому-либо одному виду упаковки, чрезвычайно редки. Тем не менее, среди них есть очень интересные. Например, Международная выставка металлической упаковки METPACK в немецком Эссене, выставки упаковки для предметов роскоши и подарков LUXE PACK в Монте Карло и Рack & Gift в Париже, китайская выставка упаковки для фармацевтической промышленности API China & PharmaPack & SINOPHEX.

Проект PACK EXPO East в Филадельфии можно назвать новорожденным. Дебют состоялся в 2015 г. и был признан успешным. В 2017 г. устроители хотят привлечь не менее 400 экспонентов и 7 тыс. посетителей, работающих на Восточном побережье США. Таким образом, пока это мероприятие носит исключительно региональный характер.