тел. (495) 223-42-15

Ломка рынка

Выставка «Интурмаркет», прошедшая в МВЦ «Крокус Экспо» с 19 по 22 марта, отразила все те существенные изменения, которые претерпел за последний год туристический рынок России.

Ее организатор, компания «Экспотур» объявила, что основным трендом экспозиции станет импортозамещение в туризме. И действительно, в составе экспозиции заметно сократилась площадь стендов иностранных участников выставки, а представители «Ростуризма» и туриндустрии вели речь в основном о туристических программах, связанных с путешествиями по России. О поездках в Египет, Турцию, Грецию, тем более об отдыхе в дальних, заокеанских странах в отличие от предыдущих лет как будто забыли.

Согласно статистике, последние пять лет в «Интурмаркете» ежегодно участвовали компании из более чем 140 стран и регионов России. К сожалению, в этой цифре нет разделения на иностранных и российских участников. Но можно смело предположить, что в этом году баланс явно сместился в сторону российских туристических компаний, особенно представляющих дальние регионы страны. Из иностранных участников более заметно были представлены только компании из Болгарии, Греции, Китая и Египта.

То, что выездной туризм явно идет на убыль, а российские туристические компании вынуждены переориентироваться на внутренний туризм, явствует из цифр. По данным замглавы Ростуризма Алексея Конюшкова, Москва показала в 2015 г. прирост туристического потока на 22%, Санкт-Петербург — на 10%, увеличился поток туристов на горнолыжные курорты Сочи и Шерегеша.

В сложившейся экономической ситуации рост интереса к внутреннему туризму вполне может стать долгосрочным трендом. Это выдвигает на первый план необходимость улучшения инфраструктуры в регионах и может оказаться решительной проверкой эффективности экономической политики на местах. Как отметила пресс-секретарь Союза туриндустрии Ирина Тюрина, кризис затронул не только выездной туризм, но и рынок внутреннего туризма, и текущая ситуация — серьезный экзамен для всей нашей турсферы.

Выставка «Интурмаркет–2016» продемонстрировала начало настоящей борьбы российских регионов за свою долю турпотока. Проявлением этого стало создание крупных объединенных региональных стендов, например «Арктическое кольцо», «Северное кольцо», а также единый стенд регионов Кавказа.

Надо сказать, что на «Интурмаркете» и ранее уделялось более пристальное внимание развитию внутреннего российского туризма в сравнении с другими туристическими выставками Москвы. Многие регионы за годы участия в этой экспозиции существенно увеличили свой турпоток. Это со всей очевидностью подтвердил постоянный экспонент «Интурмаркета», стратегический партнер выставки — Алтайский край. Вице-губернатор края Михаил Щетинин сообщил, что с 2006 г., когда край только начинал развивать туризм, турпоток вырос со скромных 400 тыс. до более чем 1,9 млн человек. Соответственно, если в 2006 г. туризм занимал всего 1,2% в ВВП региона, то сейчас на его долю приходится более 6%. В 2016 г. площадь стенда Алтайского края на «Интурмаркете» составила более 1 тыс. кв. м.

Развитие внутреннего туризма побуждает разрабатывать новые маркетинговые ходы для привлечения внимания путешественников. По словам замглавы Ростуризма Сергея Корнеева, российским туристам хорошо известно, что такое поехать в круиз по Волге, понятно, что такое «красный туризм», что такое путешествие по Золотому Кольцу. Сейчас, сообщил он, разрабатываются новые бренды «узнаваемой России», такие как «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье», «Шелковый путь».

Эти новые темы обращены не только к отечественному туристу, но и в значительной степени к иностранному. Въездной туризм приносит значительный доход, создает рабочие места, для многих регионов он может стать эффективным методом активизации местной экономики.

Для продвижения регионов России и привлечения иностранных туристов в нашу страну за рубежом создано 7 туристических офисов. Представительство в Хельсинки охватывает Северо-Западную Европу, офис в Дубае отвечает за Ближний Восток. Открыты офисы в Германии, Италии, Иране и Китае. На очереди — офис во Вьетнаме, который будет ориентирован на потенциальную аудиторию в Юго-Восточной Азии.

По данным Всемирной туристской организации, более 40% всего мирового турпотока приходится на культурно-познавательный туризм. Поэтому новые темы путешествий по России вполне могут привлечь иностранного туриста. Повышению интереса к путешествию по России для иностранных туристов способствует и снижение курса рубля к доллару и евро. У России есть все шансы существенно расширить въездной туризм и использовать, по выражению Корнеева, преимущества этого «чистого экспорта возобновляемых ресурсов».

Борис ПАВЛОВ

Выставка «Интурмаркет–2016» продемонстрировала начало настоящей борьбы российских регионов за свою долю турпотока

Туристические компании разрабатывают новые бренды «узнаваемой России», такие как «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье», «Шелковый путь»

По информации Ростуризма, в 2015 г. внутренний туристический поток в стране вырос на 18%, а общее число турпоездок превысило 50 млн

По данным Всемирной туристской организации, более 40% всего мирового турпотока приходится на культурно-познавательный туризм

В 2015 г. на отдых за границу, по оценке Союза туриндустрии, выехало на 31,3% меньше российских туристов, чем годом ранее. Среди стран, сильнее всех пострадавших от падения российского турпотока, — Индонезия (-96,6%), Тунис (-83%), Доминикана (-82,5%), Таиланд (-46%), Китай (-45,5%), Индия (-43,7%), Мальдивы (-43,7%). Из стран ЕС более всего сократился турпоток в Грецию (-48%), Испанию (-43%), Хорватию (-41%), чуть меньше — в Италию (-38%), Чехию (-37,5%), Финляндию (-37%) и Германию (-30%).

В 2016 г. внесены изменения в законодательство, регулирующее туристскую деятельность. На базе Ассоциации «Турпомощь», которая объединяет туроператоров в сфере выездного туризма, создаются 2 фонда: Фонд персональной ответственности туроператоров и Резервный фонд. Взнос туроператора в первый фонд составляет 1% от общей стоимости проданных в предыдущем году туров. Размер взносов в резервный фонд зависит от турпотока каждого конкретного туроператора и общей стоимости проданных путевок, что может составить от 50 тыс. до 500 тыс. руб. в год.