Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI) подготовила очередной, 16-й «Глобальный барометр» (Global Barometer) состояния мирового выставочного рынка, в котором представлены итоги опроса представителей 240 компании из 58 стран мира.
Исследование охватывает все регионы мира. Информация для анализа предоставлена выставочными компаниями — членами UFI из Европы, Азии и Ближнего Востока. В отчет также вошли сведения, подготовленные другими выставочными ассоциациями: SISO (США), EXSA (ЮАР), AFIDA (Центральная и Южная Америка), AMPROFEC (Мексика) и UBRAFE (Бразилия).
Начиная с 2009 г. данный опрос проводится дважды в год — в декабре и июле. Цель последнего анкетирования — получить оценки того, как мировая экономика повлияла на выставочный бизнес в 2015 г. и дать прогноз на текущий год. В сравнении с предыдущим зимним отчетом, опубликованным в декабре 2014 г., количество опрошенных компаний увеличилось на 20%, а число национальных и межрегиональных выставочных рынков, по которым проведен анализ, выросло с 5 до 12.
Оборот
Согласно полученным данным, в этом году роста общего оборота ожидают 60–70% компаний в разных регионах мира.
В сравнении с 2015 г. ситуация улучшается в Европе, Северной и Южной Америке. Относительно стабильное положение наблюдается в Азии и Тихоокеанском регионе. Небольшое снижение зафиксировано на Ближнем Востоке и в Африке.
Говоря об Америке, авторы исследования отмечают, что выставочный бизнес США и Мексики отличают более сильные темпы роста товарооборота в сравнении с Бразилией (улучшения здесь ждут лишь во второй половине 2016 г.) и другими странами Центральной и Южной Америки — там примерно половина компаний прогнозирует падение товарооборота в течение двух лет.
В Германии, Италии и прочих европейских странах 70–80% организаторов выставок ожидают позитивных результатов. В России, наоборот, преобладают негативные тенденции: представители компаний говорят о возможном снижении оборота, по крайней мере, до второй половины 2016 г.
Определенный уровень неуверенности в отношении прогнозов на 2016 г. характерен для Китая, Ближнего Востока и Африки.
Прибыль
В целом по миру от 30 до 40% компаний заявили об увеличении операционной прибыли в прошлом году более чем на 10%, что соответствует аналогичным показателям 2013–2014 гг.
Самыми большими оптимистами оказались руководители выставочных компаний в США и, как ни странно, на Ближнем Востоке, где такой ответ дали 53% респондентов. В Бразилии показатель вдвое ниже — 25%. Россия демонстрирует полный пессимизм — 8%, но это вряд ли кого-то удивит.
Важнейшие проблемы
Руководителей выставочных компаний попросили определить три самых важных проблемы для развития их бизнеса из предложенного списка.
Приблизительно 80% респондентов выбрали следующие темы: состояние национальной экономики (25% ответов); развитие глобальной экономики (20%); конкуренция в выставочном бизнесе (19%); внутренние проблемы (14%), самой сложной из которых считается подбор персонала.
Следующим по значимости названо влияние цифровых технологий на выставочный бизнес (необходимость отвечать на растущие требования потребителей выставочных услуг, появление новых цифровых устройств и программного обеспечения, развитие процессов управления внутри компаний). Вызывает беспокойство конкуренция с другими маркетинговыми инструментами продвижения бизнеса (интернетом, социальными сетями, виртуальными выставками и пр.).
Наименее важными вопросами названы регулирование выставочной деятельности и проблемы самих владельцев бизнеса: устойчивое развитие предприятий, здоровье, безопасность и пр.
Приоритеты стратегии
Участников опроса попросили рассказать о приоритетах стратегии развития их бизнеса — что для них важнее: усиление активности в собственной стране или выход на чужие национальные рынки.
Оказалось, что подавляющее большинство респондентов планирует расширять свой бизнес только дома. В среднем по миру таких компаний оказалось 88%, в Европе — 92%, в Северной и Южной Америке — 77%, в Азии и Тихоокеанском регионе — 85%, на Ближнем Востоке и в Африке — 80%. Характерно, что главными «домоседами» являются владельцы комплексов и организаторы мероприятий (84%), среди компаний выставочного сервиса их меньше (75%). При этом лишь 10–20% предприятий собираются выходить на зарубежные рынки.
Что касается методов работы, то в среднем лишь 14% выставочных компаний полностью удовлетворены существующим положением и ставят цель лишь сохранить завоеванные позиции.
Активно развивать свои проекты за счет традиционных форм организации выставок (привлечение новых экспонентов, продвижение в СМИ, рассылка приглашений, организация деловой программы, реализация программ лояльности партнеров и системы предварительного назначения деловых встреч) намерены 65% опрошенных.
Внедрять новые формы и методы работы с помощью цифровых технологий будут 57% компаний, заниматься всеми видами продвижения (традиционными и цифровыми) — 27%.
Чего ждать от поколения «миллениум»?
Новый вопрос исследования, впервые включенный в отчет UFI, связан c обострившейся проблемой молодых специалистов (так называемого поколения «миллениум» — сотрудников, родившихся на переломе XX и XXI вв.). Тенденцией последнего времени стало снижение их лояльности по отношению к своим компаниям — они меньше ценят рабочее место и всегда готовы уйти, если получат более привлекательное предложение. В итоге растут расходы на подбор и обучение персонала.
Опрос показал, что эта проблема действительно существует: в каждой третьей компании заявили о росте затрат на привлечение персонала. Ряд руководителей считает, что это напрямую влияет на снижение оборота, при этом некоторые из них уже принимают меры для решения этой проблемы, в том числе и самые радикальные — назначают на руководящие должности молодых перспективных сотрудников.
Другие респонденты пока не сталкивались с «кадровым голодом», но думают, что он не за горами.
Характерно, что в разных регионах мира острота этой проблемы различна: в Азии и Тихоокеанском регионе о ней говорят 55% респондентов, на Ближнем Востоке и в Африке — 40%, в Северной и Южной Америке — 37%, а в Европе — лишь 14%.
Особенности национальных рынков
В исследовании приведены данные по следующим национальным и межрегиональным выставочным рынкам: США (на основании 15 ответов), Мексика (17), Бразилия (13), другие страны Центральной и Южной Америки (14), Германия (12), Италия (10), Россия (13), прочие страны Европы (46), Южная Африка (24), Ближний Восток (17), Китай (22), другие страны Азии и Тихоокеанского региона (28).
Очевидно, что число рассмотренных анкет крайне мало и в принципе не может служить репрезентативной выборкой для количественного маркетингового анализа. Тем не менее эти результаты могут рассматриваться как итоги качественных исследований (фокус-групп) и с этой точки зрения интересны для понимания субъективных оценок ведущих игроков рынка разных стран.
Из представленных данных ясно, что самые пессимистичные настроения господствуют в России: лишь 27% респондентов ожидают в 1-м полугодии 2016 г. роста оборота. В США таких компаний втрое больше — 85%, в Италии — 88%, в Германии — 75%. Ну а поскольку выставки всегда были и остаются зеркалом развития национального рынка, показатель этот очень тревожный.
Главным же итогом исследования UFI можно считать очевидные позитивные тенденции развития глобального выставочного рынка в условиях роста международных конфликтов и общей нестабильности в мире. Странно, но факт.
От 30 до 40% отпрошенных компаний заявили, что в 2015 г. их прибыль превысила 10%. Это примерно столько же, сколько в 2013 и 2014 гг.
Примерно 6–7 из каждых 10 компаний зарегистрировали рост оборота во 2-м полугодии 2015 г. и ожидают того же в 2016 г.
По результатам опроса, 100% российских компаний намерены продолжать бизнес исключительно в своей стране, ни одна компания не выразила желания распространить свое присутствие на другие страны
Для целей отчета было обработано 13 анкет из России. На вопрос «Как изменился оборот вашей компании во 2-м полугодии 2015 г. по сравнению с тем же периодом 2014 г.?» 42% ответили, что он снизился менее чем на 10%; 25% отметили снижение более чем на 10%; 33% отметили его рост. В 1-м полугодии 2016 г. 36% ожидают снижения оборота менее чем на 10%, 27% — более чем на 10%, 27% ждут роста. На 2-е полугодие 2016 г. ожидания российских компаний более позитивны: 17 — снижение менее 10%, 25% — снижение более 10%, 42% — рост.
По результатам ответов, операционная прибыль 67% российских выставочных компаний в 2015 г. оказалась, как и в предыдущем году, стабильной, то есть колебалась в пределах от –10 до +10%. У 17% она снизилась по сравнению с 2014 г. на 11–50%, у 8% снижение оказалось более чем на 50%. Еще 8% компаний зарегистрировали рост прибыли более чем на 10%.