Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Руководитель Экономической экспертной группы, президент Ассоциации независимых центров экономического анализа Евсей ГУРВИЧ с 1996 г. занимался подготовкой материалов для получения Россией суверенного кредитного рейтинга. Он рассказывает о том, как присваиваются кредитные рейтинги.
Суверенный рейтинг, присваиваемый ведущими международными рейтинговыми агентствами, распространяется на облигации, которые выпускает та или иная страна. Россия выпустила первые еврооблигации в 1996 г., это были шаги нашей страны в сторону интеграции и глобализации.
Как правило, рейтинги всех компаний, банков данной страны не бывают выше, чем суверенный рейтинг. То есть суверенный рейтинг является своего рода потолком для данной страны. Именно поэтому инвесторы, оценивая надежность своих вложений, ориентируются на такой рейтинг.
В случае, если государству присваивается так называемый спекулятивный рейтинг, или на профессиональном жаргоне «мусорный», наиболее консервативные компании, в частности пенсионные фонды, не имеют права покупать облигации в «мусорном» диапазоне. Другими словами, такая страна «вылетает» из портфелей большого количества компаний.
Таким образом, рейтинговые агентства дают некие сигналы для инвесторов, но они не являются абсолютной истиной. Как показывают последние события на мировых рынках, агентства зачастую перестраховываются, понижая суверенные рейтинги. В других случаях они присваивают банкам или компаниям высокие рейтинги, не учитывая реального положения дел.
Присваивая рейтинги, агентства работают в контакте с эмитентом. Они просят представить те или иные документы, материалы, иногда закрытого характера. Эти материалы показывают реальное экономическое и финансовое положение эмитента, его конкурентоспособность и т.д. Представители агентств посещают страну, встречаются как с представителями правительств, банков и компаний, так и с независимыми экспертами и аналитиками. Они тщательно анализируют макроэкономические показатели страны, её макроэкономическую стабильность, то есть дефицитный ли бюджет или сбалансированный; есть ли дефицит или профицит по внешнему счету; каковы золотовалютные резервы, увеличиваются они или сокращаются. Другими словами, наличие или отсутствие запаса прочности, а также вектор, направление экономической политики.
Понятно, однако, что на основе одних и тех же материалов можно сделать разные выводы. В некоторой степени это неформальный процесс, но важно то, что для инвесторов эти выводы имеют значение.
Вместе с тем одной из серьезных проблем рейтинговых агентств является то, что они работают по договорам с эмитентами. То есть по сути сам эмитент, банк, компания или государство, оплачивает работу агентства. И здесь возможны ошибки, как показал кризис 2008 г. Получая деньги от эмитента, особенно если это крупная страховая компания или банк, у агентства есть соблазн приукрасить рейтинг, чтобы не потерять клиента.
Неудивительно поэтому, что периодически возникают идеи создать собственное рейтинговое агентство. Это несложно, но важно, чтобы кто-то обращал на него внимание.
БиВ