тел. (495) 223-42-15

Ценообразование в выставочном деле

«БиВ» продолжает публикацию отдельных глав из книги Кирилла СИМОНОВА «Современный экспобизнес. Условия предпринимательства и управленческие технологии», вышедшей в издательстве «ИНФРА-М» (Москва, 2014 г.).

Особенности спроса на выставочные услуги

Чувствительность потребителей и поставщиков к ценам на выставочные услуги. И на мировом, и на российском рынках наблюдается общая закономерность: цена не является главенствующим фактором при принятии решения об участии в выставке. Снижают чувствительность экспонентов к изменениям цен на выставочные услуги следующие обстоятельства:

  • уникальная ценность выставки, участие в которой приносит жизненно важную выгоду бизнесу экспонента;
  • отсутствие выставочных услуг–конкурентов и заменителей;
  • трудность сравнения; вследствие малой значимости вещественного компонента и материальной доли в составе выставочных услуг экспонентам трудно сравнивать результаты участия в выставках и объективно сопоставить эффективность выставочных услуг даже после того, как они ими воспользовались;
  • расходы на приобретение выставочных услуг существенно ниже доходов, получаемых в результате их потребления.

Для экспобизнеса уровень стоимости выставочных услуг имеет основополагающее значение. Цена не может быть слишком низкой. Ведь без достаточного финансирования невозможно обеспечить надлежащую эффективность выставочных услуг, нельзя сделать хорошую выставку. А это чревато массовым уходом участников экспопроекта.

Эластичность спроса на выставочные услуги по цене. Поскольку выставки специализированы и выбор невелик или вообще отсутствует, экспоненты не очень чувствительны к ценам. Потребителя выставочных услуг в первую очередь волнует не стоимость, а реальная польза от участия в выставке. Если выставка признаётся эффективной и престижной, в ней будут участвовать, несмотря на высокую цену; если нет, то откажутся и от бесплатного участия.

Расходы на приобретение экспоуслуги составляют всего лишь около 25% от суммарных затрат, связанных с работой на выставке, которые целесообразны только в том случае, когда выставочный маркетинг является неотъемлемым элементом рыночной стратегии предприятия.

Проведение более «дешёвой» конкурентной выставки не является ощутимым ударом по признанному экспомероприятию, поскольку лояльные клиенты не станут из-за чуть более низкой цены изменять проверенной выставке и сложившимся традициям. С другой стороны, экспоненты хотя и предпочитают «брендовые» выставки, но не всегда готовы переплачивать за участие в них более 15–20%. Поэтому, если новый сравнительно недорогой проект не лишён успеха (постоянно увеличивается размер экспозиции и число участников) экспоненты начинают задумываться о том, что новая выставка действительно неплоха, да и стоимость участия в ней меньше, что привлекательно.

В случае, когда складывающаяся конкурентная ситуация игнорируется и цену держат на уровне, превышающем подтверждённые исследованиями границы неэластичности спроса, на фоне становления нового менее дорогого проекта будет происходить распад «старой» выставки. И напротив, когда характеристики выставочных услуг в главном совпадают с требованиями потребителей, а цены соответствуют рыночным, неэластичность спроса в разумных пределах будет сохраняться, и статус общепризнанной выставки не будет поколеблен.

Вид функции спроса на выставочные услуги. Исследования выявили, что зависимость числа экспонентов от стоимости участия в выставке не является монотонной, она более сложна и имеет экстремум и участки роста и спада.

Осуществление экспопроекта начинается с набора минимально необходимого для работы выставки числа экспонентов, которым услуги предоставляются по стартовой цене. Если выставка хорошо принимается рынком, то число экспонентов увеличивается и мероприятие растёт. Устроитель начинает поднимать цену. Если при этом число экспонентов продолжает увеличиваться, поднимая рейтинг выставки, растет и стоимость участия. Рост с положительной обратной связью идёт до тех пор, пока целевая группа возможных экспонентов в основном не исчерпывается. Когда достойных заменителей у данной выставки нет, спрос на участие практически неэластичен по цене. При чрезмерном повышении цены участие в выставке перестаёт окупаться, и число экспонентов падает.

Конкурентные приемы формирования цен на услуги экспобизнеса

Сегодня перед экспобизнесом стоит задача сохранения спроса на выставочные услуги, что отчасти достигается путём учёта специфических запросов различных потребительских сегментов и делает необходимым проведение дополнительных маркетинговых мероприятий. В результате повышаются затраты устроителей выставок. Растущие издержки и инфляционные ожидания подталкивают к подъёму цен на выставочные площади и услуги. Однако слишком явное повышение выставочных расценок в сегодняшней ситуации чревато утратой клиентуры. Поэтому выставочное ценообразование не ориентировано на наращивание базовой стоимости услуг. Приёмы ценообразования, применяемые в настоящее время в выставочном деле, предусматривают введение гибкой системы дополнительных надбавок, которые стараются замаскировать с помощью бонусов и дисконтов. Главная задача состоит в том, чтобы смягчить и сделать как можно менее явным фактическое повышение цен, дабы не потерять прежних и привлечь новых экспонентов. Определение «правильной» цены выставочных услуг – это задача комплексная, и решают её сразу на тактическом и стратегическом уровнях.

Формирование базовой цены выставочной площади и экспоуслуг

Дифференциация цен по виду экспоплощади. Экспонентам предлагаются два вида выставочной площади в павильонах: оборудованная и необорудованная. В стоимость оборудованной площади входит помимо стеновых панелей полная комплектация стенда, включающая ковролин, фризовую надпись, стандартный набор мебели, услуги по монтажу и демонтажу выставочного оборудования, а также обеспечение штатного освещения. Приобретая необорудованную площадь, экспонент получает пустое пространство в выставочном павильоне и самостоятельно занимается организацией его застройки, что, как правило, обходится дороже, нежели приобретение готовых типовых стендов, выполненных из стандартного конструктора. Дополнительные издержки связаны с оформлением допуска к монтажным работам в павильоне.

Разница в цене оборудованной и необорудованной площади в зависимости от выставки может доходить до 40%. 

Цена аренды открытой площади варьируется в довольно широких пределах и зависит от выставочной площадки и тематики выставки. Например, на ярмарке «Текстильлегпром» на ВВЦ (ныне – ВДНХ. Ред.) открытая площадь сдаётся по цене, которая составляет 40% от стоимости выставочного пространства внутри павильонов. Ставка арендной платы за открытую площадь в ЦВК «Экспоцентр» устанавливаются из расчёта 50% от базовой цены.

В ряде случаев оговаривается минимальный размер стенда. Он зависит от тематики мероприятия и варьируется в довольно широком диапазоне. Так, на ярмарке «Текстильлегпром» и выставке «Безопасность и охрана труда» нижняя граница арендуемой площади составляет 4 кв.м. На крупных международных выставках минимальные размеры стендов устанавливаются и на более высоком уровне. Например, для выставок CPM и «МосШуз» это 15 и 18 кв. м соответственно.

На некоторых выставках предусматривается предоставление по льготным ценам так называемых рабочих мест для предприятий малого бизнеса.

БиВ

Потребителя выставочных услуг в первую очередь волнует не стоимость, а реальная польза от участия в выставке. Цена не является главенствующим фактором при принятии решения об участии в выставке.

Расходы на приобретение экспоуслуги составляют лишь около 25% от суммарных затрат, связанных с работой на выставке

Разница в цене оборудованной и необорудованной площади может доходить до 40%. 

Спрос на участие в выставках слабо чувствителен к изменению цен, поскольку адресованные профессионалам выставочные услуги приобретаются на деловом, а не на потребительском уровне и, обладая уникальной ценностью, не подлежат равноценной замене аналогами.

Как правило, вводится ограничение на минимальную площадь стендов, открытых с двух и более сторон. Например, на выставке «Индустрия моды» угловой стенд не может быть меньше 9 кв. м, головной – 24 кв. м. Наименьший размер самых престижных центральных мест особенно велик и может доходить до 24 и 48 кв. м в случае углового и торцевого выставочных стендов соответственно.

Приёмы ценообразования, применяемые в настоящее время в выставочном деле, предусматривают введение гибкой системы дополнительных надбавок, которые стараются замаскировать с помощью бонусов и дисконтов.