тел. (495) 223-42-15

Буквы и цифры

Кредитные рейтинги появились более 150 лет назад в США. В 60-е годы XIX в. самой доходной отраслью было строительство железных дорог. Инвесторам требовалась независимая оценка состояния дел в железнодорожных компаниях и их долгов. С тех пор многое изменилось, но кредитные рейтинги и сегодня являются незаменимым инструментом для инвесторов, а также мощным средством воздействия на страны и компании.

История вопроса

На заре развития промышленности ни о каких рейтингах никто не слышал. Банкиры и промышленники знали друг друга как облупленных и судили друг друга по деловой репутации. Однако промышленный бум в США требовал всё новых и новых инвестиций, число компаний неуклонно росло, личные знакомства уже не позволяли ориентироваться в море новых фирм, не все из которых отличались старомодной порядочностью. По данным журнала «Планета», в 1870 г. в сводном реестре американского кредитно-отчетного агентства R.G. Dan & Co.  числилось 7 тыс. компаний. В 1900 г. их было уже более миллиона.

В начале ХХ в. без профессиональных аналитиков и советчиков, куда можно, а куда не стоит вкладывать деньги, было уже не обойтись. Пионером нового бизнеса стал Джон Муди, который придумал систему буквенных обозначений, позволявших моментально оценить перспективы и риски вложения денег. Этой системой мир пользуется и по сей день.

Что такое кредитные рейтинги

Кредитный рейтинг – это независимая оценка рейтинговым агентством кредитоспособности эмитента, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения. Инвесторы могут использовать кредитные рейтинги при покупке облигаций или осуществлении других инвестиций с фиксированным доходом. Любой заемщик, пришедший на Уолл-стрит, должен получить свой рейтинг.

Рейтинги могут отражать кредитное качество того или иного долгового обязательства, например, корпоративных или муниципальных облигаций, а также относительную вероятность дефолта по таким обязательствам.

Причины изменения рейтингов многообразны. Одни связаны с общими переменами в экономике и деловой среде, другие носят более узкий характер и определяются обстоятельствами, затрагивающими конкретную отрасль, организацию или выпуск долговых обязательств.

Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (правительству страны, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, страховым компаниям, фондам) или отдельному долговому обязательству.

Каждое рейтинговое агентство применяет собственную методологию оценки кредитоспособности и выражает результат этого измерения с помощью особой рейтинговой шкалы. Обычно используется буквенная шкала, которая позволяет показать рейтинги, отражающие мнение агентства об относительном уровне кредитного риска в диапазоне, например, от «ААА» до «D».

Standard & Poor's

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) – старейшее в мире. S&P – дочерняя компания корпорации McGraw-Hill Companies, занимающаяся аналитическими исследованиями финансового рынка. В качестве международного рейтингового агентства S&P занимается присвоением краткосрочных и долгосрочных кредитных рейтингов.

Агентство работает в 23 странах мира.

Индексы S&P используются инвесторами во всем мире для оценки эффективности инвестиций, а также в качестве базы для широкого круга финансовых инструментов.

Кредитный рейтинг эмитента по международной шкале Standard & Poor's выражает текущее мнение об общей кредитоспособности эмитента долговых обязательств, его способности и намерении своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства.

Рейтинг финансовой устойчивости выражает мнение Standard & Poor's о возможности страховой компании платить по её полисам и контрактам в соответствии с их условиями.

Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей категории – «ААА» до самой низкой – «D». Рейтинги в интервале от «АА» до «ССС» могут быть дополнены знаком «плюс» или «минус», обозначающими промежуточные рейтинговые категории.

Помимо долгосрочных рейтингов у Standard & Poor's имеются специальные определения рейтингов привилегированных акций, фондов денежного рынка, паевых облигационных фондов, платежеспособности страховых компаний и компаний, работающих с производными инструментами.

Прогноз рейтинга показывает возможное направление движения рейтинга в ближайшие два-три года: позитивный означает, что рейтинг может повыситься; негативный – рейтинг может понизиться; стабильный – изменение маловероятно; развивающийся – возможно повышение или понижение рейтинга.

В последние годы репутация S&P (как, впрочем, и других рейтинговых агентств) оказалась серьезно подпорчена в связи с расследованием причин ипотечного и финансового кризиса в США в начале 2000-х гг. Корни этого кризиса доверия к рейтинговому агентству надо искать в 70-х годах прошлого века. Тогда S&P резко поменяло стиль бизнеса: рейтинги теперь продавались не инвесторам в виде пятидолларовых брошюр, как это было поначалу, а самим эмитентам ценных бумаг. И совсем за другие деньги. Иными словами, прибыль компании стала зависеть от банков, страховщиков и других игроков с Уолл-стрит. С одной стороны, это резко увеличило прибыль. С другой – создало плодородную почву для коррупции. Фактически рейтингование превратилось в сбор дани с эмитентов.

Тогда же, в 70-х, S&P впервые стало оценивать ипотечные облигации, оно считается одним из основателей сложных финансовых инструментов. В профессиональных кругах стали поговаривать, что миром правят три организации – ФРС, которая выпускает деньги в обращение, Goldman Sachs, который зарабатывает, и Standard & Poor's, который гарантирует, что первые два игрока не обманывают инвесторов.

Этот старый конфликт интересов как раз и привел к тому, что S&P вместе с другими рейтинговыми агентствами обвинили в использовании ипотечного бума 2000-х для получения баснословных прибылей. Схема оказалась простой: банки платят агентствам и просят поставить их инвестиционному продукту максимальный рейтинг – «AAA». Те, в свою очередь, в случае отказа могут лишиться богатого клиента и потерять бизнес. Выход – брать деньги и молча клеить «золотые ярлыки». Именно это пыталась доказать комиссия Сената США по расследованию причин мирового финансового кризиса. Естественно, в S&P и прочих компаниях-фигурантах все отрицают.

Moody's

Международное рейтинговое агентство Moody's присваивает рейтинги и публикует независимые заключения о кредитоспособности эмитентов и кредитном качестве выпускаемых ими ценных бумаг.

Moody's присваивает рейтинги долговым обязательствам банков, корпораций, страховых компаний, фондов доверительного управления, региональных и местных администраций, государств. Компания проводит анализ по рынкам капитала более 110 государств.

Для оценки облигаций Moody's использует две различные рейтинговые системы, или шкалы. Одна из них – глобальная (международная) шкала Moody's (Moody's Global Scale) – используется для присвоения рейтингов нефинансовым и финансовым организациям, суверенным и субсуверенным эмитентам, а также ценным бумагам структурированного финансирования. Глобальная шкала устанавливает соответствие между различными рейтинговыми категориями и относительными уровнями математического ожидания потерь в различные по продолжительности промежутки времени. Математическое ожидание потерь включает в себя оценку вероятности дефолта и ожидание потерь при дефолте.

По замыслу агентства Moody's, математическое ожидание потерь, ассоциируемое с конкретным рейтинговым символом и определенным периодом времени, должно быть одинаковым для всех долговых обязательств и эмитентов, которым присвоен соответствующий рейтинг по глобальной шкале. Все рейтинговые методологии агентства Moody's, практика присвоения рейтингов и системы их мониторинга направлены на то, чтобы обеспечить согласованность рейтинговых оценок.

Помимо этого, Moody's также присваивает в некоторых юрисдикциях рейтинги по национальной шкале (National Scale Ratings, NSR).

Moody's присваивает международные и национальные рейтинги, которые официально называются рейтингами дефолта эмитента. Рейтинги Moody's имеют ряд особенностей. Категории «D», обозначающей дефолт, не существует. К каждой оценке от «Aa» до «Caa» вместо плюсов и минусов, как у других агентств, добавляются цифры 1, 2 и 3, которые называются модификаторами. Модификатор 1 указывает, что данное обязательство находится в верхней части своей общей рейтинговой категории, 2 – в середине диапазона, а 3 – в нижней части рейтинговой категории. Методика Moody's имеет важное отличие от методик S&P и Fitch. Основным событием, вероятность которого показывает рейтинг Moody's, является не сам дефолт, а тот факт, что инвесторы понесут потери при его наступлении.

Fitch Ratings

Днем рождения Fitch Ratings можно считать 24 декабря 1913 г., когда в Нью-Йорке было основано издательство Fitch Publishing Company. В 1924 г. Fitch ввело рейтинговую шкалу от «AAA» до «D».

Сегодня Fitch Ratings – это международное рейтинговое агентство, которое предоставляет мировым кредитным рынкам ориентированные на перспективу оценки кредитоспособности, аналитические исследования и данные. Сотрудники Fitch Ratings работают в 50 офисах по всему миру и проводят анализ по рынкам капитала более 150 государств.

Fitch Ratings имеет штаб-квартиры в Нью-Йорке и Лондоне и входит в состав группы Fitch. Мажоритарный пакет акций группы Fitch принадлежит компании Fimalac S.A., штаб-квартира которой расположена в Париже.

Кредитные рейтинги Fitch охватывают корпоративных, суверенных (включая межгосударственные и субнациональные образования), финансовых, банковских и страховых эмитентов, муниципальные и прочие структуры, а также ценные бумаги и другие обязательства, которые выпускают такие эмитенты. Кредитные рейтинги этого агентства представляют собой мнение об относительной способности эмитента выполнять свои финансовые обязательства, такие как выплата процентов, выплата дивидендов по привилегированным акциям, погашение основной суммы долга, урегулирование страховых убытков и выполнение контрагентских обязательств.

Кредитные рейтинги Fitch не оценивают напрямую какие-либо риски, за исключением кредитных рисков. В частности, рейтинги не оценивают риски снижения рыночной стоимости рейтингуемой ценной бумаги вследствие изменения процентных ставок или других рыночных факторов. Однако, что касается обязательств по выплатам по рейтингуемым обязательствам, рыночные риски могут рассматриваться в той степени, в которой это влияет на способность эмитента проводить необходимые выплаты. В дефолтных компонентах рейтингов конкретных обязательств или инструментов агентство, как правило, учитывает вероятность неплатежей или дефолтов исходя из условий документации данного инструмента.

Материал подготовлен на основе информации РИА «Новости» и журнала Peoples.ru

БиВ

В мире насчитывается более 100 рейтинговых агентств. К наиболее известным относятся: Standard & Poor's, Moody's и Fitch Ratings – так называемая  большая тройка.

Методика Moody's имеет важное отличие от методик S&P и Fitch. Основным событием, вероятность которого показывает рейтинг Moody's, является не сам дефолт, а тот факт, что инвесторы понесут потери при его наступлении.

 В России Moody's имеет 51% акций совместного предприятия «Рейтинговое агентство Moody's Interfax Rating Agency».

Корпорация Moody's основана в США в 1909 г.

Fitch Ratings – международное рейтинговое агентство, основанное в США в 1913 г.

Сегодня есть две силы, не имеющие себе равных, на мой взгляд. Это США и система рейтинга облигаций Moody's. Соединенные Штаты могут уничтожить вас бомбежкой, а Moody's может покончить с вами путем понижения рейтинга облигаций. И поверьте мне, еще не ясно, кто из них обладает большей силой. (Томас Фридман, журналист)

Очень удобно притворяться, что финансовый кризис породили случайные ошибки. Но это не так. По большей части нынешняя катастрофа стала результатом коррумпированности системы. И рейтинговые агентства стали важным звеном в этой коррупции. (Пол Кругман, нобелевский лауреат по экономике)

Так называемые рейтинговые агентства, а не народы и не их избранные правительства пытаются определять нашу судьбу и предписывать будущее для нас и для наших детей. (Георгиос Папандреу, премьер-министр Греции в 2009–2011 гг.))

Джон Ноулз Фитч (1880–1943), основатель компании Fitch Ratings.

Джон Муди (1868–1958), основатель рейтингового агентства Moody's.

Джон Муди родился в многодетной семье в Нью-Джерси, США. Его карьера, как пишет журнал People.ru, началась в 21 год с положения простого банковского мальчика на побегушках. В банке он проработал почти 10 лет, шаг за шагом поднимаясь по карьерной лестнице. Муди добрался до отдела продаж, который затем и возглавил. В 1898-м он организовал свой бизнес, до этого уже создав отдел статистики. Муди поставил перед собой цель: по мере роста численности публичных компаний собирать статистические данные выпускаемых ими ценных бумаг, а также акций и облигаций. Однако для реализации идеи не хватало средств, из-за чего Джон трудился со статистикой по ночам, а днем занимался поиском клиентов-подписчиков. Собрав стартовый капитал, он смог работать без препятствий, и его брошюры, первая из которых вышла в 1900 г., стали пользоваться спросом. В 41 год он основал агентство Moody's Investors Service. Его рейтинговая система позволила находить различия между облигациями, выпущенными 250 железнодорожными компаниями США.  Рейтинговая шкала Джона Муди применяется до сих пор практически в неизменном виде.

Генри Варнум Пур (1812–1905), основатель компании Standard & Poor's.

Генри Варнум Пур родился в Эндовере, штат Мэн (США). Он первым из всей семьи поступил в университет, и в 1835 г. окончил Боудин-колледж, один из самых старых колледжей Новой Англии. В 1860 г. Генри Пур опубликовал справочник «История железных дорог и каналов Соединенных Штатов», попытавшись собрать полную информацию о финансовом и эксплуатационном состоянии железнодорожных компаний США. В 1867 г. вместе с сыном, Генри Уильямом Пуром, он создал компанию H. V. аnd H. W. Poor Co., которая стала выпускать «Справочник по железным дорогам Соединенных Штатов», в подробностях информирующий о состоянии дел в индустрии. Всего за пару месяцев Пуры продали 2,5 тыс. экземпляров толщиной в 442 страницы по 5 долл. за штуку. Справочник стал незаменимым помощником для американских инвесторов. Всемирно известное рейтинговое агентство Standard & Poor's считает публикацию этого справочника началом своей истории. Свое нынешнее название – Standard & Poor's Corp. – компания получила в 1941 г., когда объединилась с компанией Standard Statistics Bureau, создав крупнейшее рейтинговое агентство мира. (По материалам Peoples.ru)