тел. (495) 223-42-15

Бизнес со стальным характером

Сбор и переработка металлолома стали крайне актуальными темами. Цены на металл растут, экологи бьют тревогу, природоохранное законодательство ужесточается. Самое время обсудить возможности и перспективы использования отходов в благих целях.

Теме переработки лома черных и цветных металлов на 9-й Международной выставке-форуме по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике «ВэйстТэк–2015» посвящена специализированная экспозиция «СкрапЭкспо: сбор и переработка лома черных и цветных металлов». Это направление выставки возникло далеко не случайно – все крупные мировые выставки по тематике отходов и вторичных ресурсов (IFAT – в Германии, Pollutec – во Франции, Ecomondo – в Италии) уже многие годы активно развивают раздел, связанный со сбором и переработкой лома черных и цветных металлов. Российская выставка, которая проходит раз в два года, в этом году снова состоится в МВЦ «Крокус Экспо». Организатор – компания «СИБИКО Интернэшнл».

В России растет численность компаний, производящих оборудование и услуги по переработке лома. Многие зарубежные компании оценивают российский рынок как перспективный и заинтересованы в участии в предстоящей выставке-форуме «ВэйстТэк–2015».

Экологическая ситуация в России требует принятия новых природоохранных законов и нормативных актов. Важным инструментом их обсуждения являются профессиональные контакты представителей законодательной и исполнительной власти, бизнеса, общественности, науки. Одной из самых авторитетных площадок для такого общения является «ВэйстТэк». Сочетание выставки и обширной деловой программы позволяет обсудить наиболее актуальные вопросы природоохранной деятельности, найти эффективные технические и экономические решения, установить коммерческие и научные контакты.

В доказательство полезности и выгоды сбора металлолома достаточно привести совсем немного цифр. Для выплавки 1 т стали требуется 25 т руды и 2 т кокса. Нелишним будет упомянуть, что руда относится к разряду невосполняемых природных ресурсов. С другой стороны, тонну стали ничуть не худшего качества можно получить из 690 кг металлолома, 80 кг флюса и 460 кг чугуна. Затраты энергии при этом будут значительно меньше, меньше будет и сточных вод, и вредных выбросов в атмосферу.

Факторы экономии и экологии являются одними из главных, почему в Европе обращают особое внимание на сбор и переработку металлолома. Лидером в этой области является Германия, главный европейский экспортер металлолома.

Вообще же в ЕС сейчас собирают и перерабатывают около 95% всего «производимого» металлолома. Примерно те же показатели и у Японии. В России же, по европейским меркам, отношение к проблеме безалаберное. Мы собираем и перерабатываем всего лишь от 55 до 80% всего имеющегося у нас лома черных и цветных металлов.

Особенно это касается утилизации на металлолом старых автомобилей – проблема, которую европейские страны ставят едва ли не на первое место. Европейцы подсчитали, что в ближайшие 25 лет на свалках окажется около 4 млрд т черных металлов, и основную долю будут составлять именно старые авто. За эти 25 лет будет выпущено больше автомобилей, чем было произведено за всю историю автомобилестроения.

Подсчитав и ужаснувшись, страны ЕС собираются принять в 2015 г. директиву, по которой автомобильные концерны должны будут использовать металл, на 95% изготовленный из вторсырья.

Для России такой подход к использованию металлолома был бы крайне актуальным, особенно в нынешних условиях роста цен.

Подорожанием металла в начале марта озаботился Совет Федерации, там прошло заседание Комитета СФ по экономической политике: «О причинах роста цен на продукцию металлургической отрасли и его влиянии на развитие машиностроения в РФ». По итогам обсуждения было принято решение, в котором говорится: «Комитет Совета Федерации по экономической политике отмечает, что резкий рост цен на металлургическую продукцию ведет к удорожанию стоимости конечного продукта в отраслях ВПК, железнодорожного транспорта, сельскохозяйственного машиностроения, автомобильной, кабельной и других отраслей промышленности, а это в свою очередь может привести к срыву заключенных ранее долгосрочных контрактов, сокращению объемов производства и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, как следствие, росту социальной напряженности.

По данным Министерства промышленности и торговли РФ, по состоянию на февраль 2015 г. увеличение стоимости металлопроката для производителей железнодорожного подвижного состава за год составило по листовому прокату – 42%; швеллерам – 45%; колесам – 30%. С октября 2014 г. по февраль 2015 г. для предприятий сельхозмашиностроения отпускные цены на металлопрокат увеличились на 35–60%. В автомобилестроении в январе 2015 г. по сравнению с январем 2014 г. производство автомобилей снизилось на треть. Одной из причин стал рост цен на комплектующие, в том числе металлопродукцию.

В общем, самое время, как в старые добрые времена, отправиться на сбор металлолома. А до этого – посетить выставки «ВэйстТэк» и «СкрапЭкспо».

Ирина КОНДРАШОВА

Европейские страны собирают и перерабатывают около 95% всего «производимого» ими металлолома.

 «Утилизация автомобилей» станет темой конференции, которая пройдет в рамках выставки «СкрапЭкспо».

Для выплавки 1 т стали требуется 25 т руды и 2 т кокса. Столько же стали получится из 690 кг металлолома, 80 кг флюса и 460 кг чугуна.

9-я Международная выставка-форум по управлению отходами, природоохранным технологиям и возобновляемой энергетике «ВэйстТэк–2015» состоится с 26 по 28 мая 2015 г. в павильоне № 2 МВЦ «Крокус Экспо». Среди участников будут ведущие российские и зарубежные компании. Свои национальные павильоны готовят Австрия, Германия, Дания, Италия, Китай, Финляндия, Чехия, Швеция. Вот уже более 15 лет специалисты природоохранного и коммунального секторов раз в два года собираются в Москве на форуме «ВэйстТэк». В 2013 г. 324 компании из 23 стран мира представили на выставке свою продукцию и услуги, с которыми ознакомились около 7500 специалистов-посетителей. Более 1200 делегатов из 25 стран мира стали участниками деловой программы.

Стоимость промышленного сырья, получаемого из металлолома, составляет всего 30% стоимости такого же сырья из руды. Экономия достигается, в частности, из-за того, что не требуется дорогостоящих геологических изысканий, разработки месторождений, строительства обогатительных фабрик и т.д. Об экологической стороне дела и говорить не приходится.