Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Стремление как можно лучше представить товар и сохранить его на максимально длительный срок привело к тому, что в настоящее время годовой объем мировой индустрии упаковки стал исчисляться в колоссальную сумму — 670 млрд долларов.
Рубен Раусинг — создатель самой мощной упаковочной компании в мире Tetra Pak, наверное, мог бы воскликнуть: «Дайте мне земной шар, и я его упакую!» Причем, по большому счету, это заявление не было бы сильным преувеличением. Возможности упаковочной индустрии за последние сто лет выросли многократно — количественно и, что особенно важно, качественно.
Ровно сто лет назад, в 1913 г., в Париже открылась первая Международная выставка упаковки. Присутствовавший на ней репортер в своей корреспонденции подробно перечислил материалы, которые экспоненты тогда предлагали для изготовления упаковки. Это — доски, клепка, фибра, опилки, пробка, картон, тростник, пальмовые ветки, пенька, джут, хлопок, вата, морская трава. А также — шкуры, кожи, шерсть, конский волос, перья и пух. И, кроме того, — железный лист, гвозди, шипы, проволока, обручи, алюминий, асбест, бутылочное стекло, фаянс.
То есть выбор материалов был широкий, а вот возможности в плане подачи товара или сохранения свежести продуктов — не слишком большие. Такая ситуация в упаковочной индустрии сохранялась до середины прошлого века, пока Раусинг не придумал для розлива молока картонные пирамидки, а затем и асептическую упаковку, позволявшую сохранять продукты свежими даже вне холодильника. В 1959 г. его старший сын Ханс Раусинг, подписывая первый контракт с Советским Союзом на поставку упаковочных машин Tetra Pak, сказал: «Если человек может прокормить себя — значит, он в этой жизни уже состоялся. Если человек может прокормить семью и обеспечить близким достойное существование, то он достоин уважения. Но задача может быть гораздо глобальнее: как сделать, чтобы в мире вообще не осталось голодных. Но если мы с вами, друзья, решим эту задачу, то станем настоящими людьми».
И Рубен Раусинг, и его сыновья имели полное право считать себя настоящими людьми. Изменения, привнесенные в жизнь сотен миллионов людей герметичным картонным пакетом, оказались куда существеннее последствий многих революций. И возможности этого нововведения еще далеко не исчерпаны, поскольку, согласно результатам исследования Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), одна треть продуктов питания в развивающихся странах до сих пор портится и пропадает, не добравшись до потребителя, в том числе и по причине отсутствия защитной упаковки.
Сегодня оборот мировой индустрии упаковки оценивается в 670 млрд долл. Это более 100 тыс. компаний и около 5 млн человек, занятых в производстве. Только компания Tetra Laval выпускает 90 млрд упаковок в год, постоянно наращивая свои мощности. Средний рост мирового рынка тары и упаковки в первое десятилетие XXI в. Эксперты оценили в 4,5%, и, по их мнению, эти темпы сохранятся и далее. Особенно быстро расширялся сегмент продовольствия, доля которого в общем объеме производства упаковки выросла до 60%. Всего же на упаковку потребительских товаров приходится 70%, а на упаковочную продукцию промышленного назначения — только 30% всего рынка упаковки.
По утверждению Intesco Research Group, крупнейшим рынком тары и упаковки были и остаются США. Значительно «прибавили в весе» рынки Азии и Латинской Америки, где значительно выросло производство ряда продуктов питания, а значит и производство упаковки для них. Россия по-прежнему отстает не только от сравнимых по населению стран, но и от своих европейских соседей. Хотя, как отмечают специалисты, темпы прироста российского рынка тары и упаковки выше, чем в большинстве государств мира.
Какие функции должна выполнять упаковка? Казалось бы, они остаются неизменными на протяжении веков. Прежде всего, она должна быть тарой, или емкостью для продукции. Во-вторых, защищать от внешнего воздействия и как можно дольше сохранять в первоначальном виде свое содержимое. И, наконец, информировать покупателя о товаре.
Однако в последние десятилетия в связи с бурным ростом рынка полуфабрикатов высокой степени готовности у упаковки появилась еще одна функция: она предполагает способ доведения продукта до готовности. Для этого используются многослойные и комбинированные пленки на основе полиэтилена, полипропилена, полиамида, а также их сочетания с добавлением других материалов. К примеру, для упаковки готовых блюд, требующих последующего разогрева, применяются специальные полимерные пленки, выдерживающие высокие температуры. Металлизированные материалы на основе полипропилена могут ускорить процесс разогрева, сохранив при этом герметичность упаковки. Сегодня есть материалы, позволяющие не только разогревать, но и запекать замороженные полуфабрикаты. При этом вкусовые качества продукта не отличаются от свежего.
Все шире используется вакуумная упаковка, которая позволяет герметично упаковывать продукцию и увеличивать сроки реализации. Для жидких, горячих продуктов, супов, соусов, мясных и овощных пюре сегодня применяется новая технология — так называемое псевдовакуумирование. Оно подразумевает удаление из упаковки воздуха паром высокого давления. Помимо этого новые материалы, использующиеся в пищевой промышленности, предоставляют возможность проводить также стерилизацию или пастеризацию уже готовых упаковок.
Сравнительно новым словом является технология газации, в основе которой лежит создание в упаковке модифицированной газовой среды. Она подавляет рост микроорганизмов на поверхности продуктов, поддерживая их микрофлору на необходимом уровне, сохраняет первоначальные вкусовые, ароматические и другие свойства в течение определенного времени, регулирует выделение кислорода из продукта и проникновение кислорода в упаковку, а также значительно увеличивает сроки хранения без изменения качества продукта. Технология газации сегодня широко применяется для упаковки изделий из мяса, птицы, рыбы и пр.
Совершенствуется и упаковочное оборудование. Увеличивается скорость его работы и возможности. Дальнейшая автоматизация процесса упаковки привела к тому, что некоторые комбинированные линии позволяют дозировать, а затем и укладывать вместе от 10 до 15 продуктов, различных по консистенции, снабжать каждую упаковку столовыми приборами, в общем, максимально подготовить к немедленному употреблению.
У любого открытия, автор которого собирался облагодетельствовать человечество, неизбежно обнаруживается и оборотная сторона, как правило, не слишком приятная. Так было и с пластиковой упаковкой. По мере роста производства горы использованной тары настолько забили мусорные полигоны, что те стали угрожать городам и природе. Первой обеспокоилась этой проблемой Европа. Затем — Америка. Оперативно принятые многими парламентами очень жесткие законы помогли несколько уменьшить остроту вопроса, но не сняли его целиком.
В СССР, а затем и в России борьба за экологию пока никаких результатов не дала. Экологически чистые продукты, как и экологическая упаковка, остались игрушкой для богатых, всего лишь еще одним знаком отличия от остальных. Однако это не означает, что промышленность от проблемы отмахнулась. Отказ заниматься ею вызвал бы крайне негативную реакцию у западных партнеров и, безусловно, у и без того немногочисленных экспортеров российских товаров.
Что же касается мировой тенденции, то она сегодня определилась достаточно четко: экологическая безопасность становится одним из главных критериев для всей упаковочной индустрии. К этому её подталкивают и требования ужесточающегося законодательства, и растущее экологическое сознание общества. В связи с этим можно с высокой степенью вероятности предсказать усиление как минимум двух тенденций. Первая предполагает активное расширение рынка пластиковой упаковки, поскольку все больше появляется биоразлагаемых пластиков и других материалов, которые легче вторично перерабатывать и использовать, постепенный уход упаковочной отрасли от полимеров, полученных из нефтепродуктов, к биополимерам — пластикам, изготовленным из возобновляемых ресурсов. Вторая обещает рост сектору картонной и бумажной упаковки. Бумага — это фактически самый «зеленый» материал. Усовершенствование её защитных свойств сегодня рассматривается специалистами в качестве важнейшего шага в повышении ее жизнеспособности как упаковочного материала.
Возможно появление и других направлений. Но какими бы они ни были, развитие пойдет в одном русле — повышения экологичности продукции отрасли. Это данность сегодняшнего дня, и её уже не изменить.
Владимир РУБЦОВ
В 1951 г. Раусинг основал в Лунде компанию Tetra Pak, в основу деятельности которой положил изобретение Эрика Валленберга — тетраэдрическую упаковку. Отсюда и название компании. Однако коммерческий успех пришел только в середине 1960-х гг., после появления упаковки Tetra Brik и асептической технологии. Сейчас Tetra Pak — крупнейший в мире производитель упаковки для продуктов питания, работающий более чем в 170 странах и имеющий более 22 тыс. сотрудников.
Первый контракт Tetra Pak с СССР был заключен в 1959 г.
По прогнозу компании Pira International, в ближайшие пять лет оборот мировой индустрии упаковки достигнет 820 млрд долл. Рост в основном произойдет за счет увеличения спроса в странах с развивающейся и переходной экономиками. По данным Pira, в 2010 г. США были крупнейшим рынком упаковки с потреблением 137 млрд долл. Китай был на втором места — 80 млрд долл. Как ожидается, в 2017 г. Китай превзойдет США по этому показателю. В десятку стран-лидеров в ближайшие пять лет войдет Индия — здесь потребление вырастет почти в два раза и достигнет 24 млрд долл. На долю картона приходится самый большой сектор рынка упаковки — 210 млрд долл. в 2010 г. Он сохранит лидерство как минимум до 2016 г., когда объем этого рынка составит 250 млрд долл. Второй по важности материал — жесткий пластик (доля рынка — 21%, объем в 2010 г. – 144 млрд долл.) К 2016 г. ожидается рост до 200 млрд долл. Рынок гибкой упаковки вырастет с 130 млрд долл. в 2010 г. до более чем 163 млрд к 2016 г. Металлическая упаковка с долей рынка в 15% в 2010 г. будет терять свои позиции, уступая жесткому пластику, и займет только 14% рынка в 2016 г. Спрос на стеклянную тару также замедлится — в среднесрочной перспективе он вырастет только до 53 млрд долл по сравнению с 43 млрд в 2010 г. Пищевая отрасль и здравоохранение будут оставаться крупнейшими конечными потребителями упаковки. По информации торговых сетей, удачные решения в упаковке готовой продукции дают прирост объемов продаж до 30%.
Все больше применяются при переработке и расфасовке продуктов скинупаковки, которые представляют собой подложку с продуктом, упакованным под вакуумом в плотно прилегающую специальную пленку. Она позволяет покупателю хорошенько рассмотреть продукт.
Компания Freedonia Group прогнозирует, что мировой спрос на экологически рациональную упаковку, включая вторично переработанную, повторно используемую и биоразлагаемую, будет увеличиваться ежегодно на 5,7% и достигнет в 2015 г. 212 млрд долл.
На 100 крупнейших компаний приходится около 45% оборота упаковочной отрасли в мире, на 20 ведущих компаний — 25%.