тел. (495) 223-42-15

Всё встало на свои места

Для оценки ситуации на мировом выставочном рынке, сложившейся после жестких карантинных мер, принятых во многих странах, важно знать мнение непосредственных участников рынка. О своем видении положения дел в выставочном секторе рассказала генеральный директор Reed Exhibitions Russia (одновременно управляющий директор Reed Exhibitions Ближний Восток и Reed Exhibitions Турция) Анна Дычева-Смирнова.

Выставочная отрасль серьезно пострадала из-за карантина в связи с пандемией Covid-19. Насколько сильным оказалось влияние этого кризиса на бизнес Reed Exhibitions в России, а также в других странах, если это известно?

Безусловно, как и все наши коллеги по цеху, мы столкнулись с обстоятельствами, которые на какое-то время практически свернули наши привычные офлайн-проекты. При этом надо сказать, что любой кризис – а в наше время они, прямо скажем, нередкие – привносит в нашу работу, продукт и мышление что-то новое, при этом новое по существу. И это проявилось в том, что прошедшие месяцы мы провели за созданием и разворачиванием дистанционных форматов участия в выставках. Мы провели более 200 различных коммуникационных активностей и спецпроектов по поддержанию жизнедеятельности отраслей, для которых мы проводим выставки. При этом не могу сказать, что для нашего бизнеса это было чем-то экстраординарным – с большинством таких онлайн-форматов мы имели дело и ранее, правда, тогда это было добавленной ценностью к офлайн-проектам, а в этом году онлайн-активности на несколько месяцев привлекли к себе, пожалуй, все внимание.

Уже сейчас, оглядываясь, могу сказать, что мы обогатили свой портфель огромным разнообразием форматов нашего продукта. Уверена, что в обычное время мы потратили бы на их интеграцию и тестирование гораздо больше ресурса, ведь в нынешнем году участники проектов, даже самые консервативные, неизбежно пошли на эксперименты. И вы знаете, на это предложение есть спрос. Именно поэтому мы берем опыт этого года и переносим его на будущее – в наши новые онлайн- и гибридные форматы, которые повышают ценность выставок.

Были ли проекты, от которых пришлось отказаться полностью? Сколько выставок удалось просто перенести по срокам без потери актуальности?

Единственный проект, который, к сожалению, нам не удалось перепланировать – наш фестиваль Urban Beauty Weekend, чья концепция подразумевает open air, а в нашем климате это сильно ограничивает период для маневра при переносе. В целом мы не отказались ни от одного выставочного проекта в этом году.

В отношении сохранения проектов, должна сказать, мы не делаем ничего специального для продолжения их работы – мы направляем максимум усилий на их укрепление, и убеждены в их работоспособности в будущем. Все просто – продукт, который мы делаем, востребован аудиторией. В очередной раз мы смогли увидеть, как сложно и порой даже невозможно выстраивать бизнес-процессы без личных встреч. Я не проповедую верховенство офлайн над онлайн, я глубоко верю в то, что при правильной комбинации и того, и другого эффект катализируется. Этим мы и занимаемся.

Еще до кризиса начали много говорить об утрате специализированными выставками своей значимости для многих компаний. Станет ли нынешний кризис поводом для переосмысления выставочных технологий и еще большего сдвига в сторону виртуальных выставок и цифровизации?

Частично я уже затронула эту тему в ответе на предыдущий вопрос. Еще в начале года в той ситуации потерянности, какая была в феврале-марте, по рынку побежали опасения о том, что индустрия полностью погрузится в онлайн и оттуда не вернется, что офлайн-мероприятиям в привычном смысле пришел конец. Однако согласитесь, за последующие месяцы мы все – не только специалисты-выставочники, но и профессионалы других индустрий, смогли только убедиться в силе офлайна.

Да, технологии меняются, мы живем в такое время, когда без онлайн уже сложно существовать в принципе – он с нами везде, он стал частью нас. При этом я не верю в то, что он заменит нам театры и кинотеатры, концерты, путешествия – сколько ни отправляй фото о том, какая теплая вода в море, собеседник никогда не сможет почувствовать ее, сколько ни отмечай дни рождения в Zoom, не получится никогда насладиться присутствием друзей так, как в офлайне. Так и с выставками – мы можем оставить подбор стендов и автоматизацию процессов алгоритмам (чем мы также активно занимаемся), но у выставок есть свое уникальное торговое предложение, которое незаменимо.

Мы можем много говорить о футуристическом будущем мероприятий, но выставки будущего тем будут успешнее, чем четче их организаторы смогут найти баланс преимуществ онлайн- и офлайн-форматов, составить верное предложение и обеспечить его реализацию. Мне кажется, нынешний кризис просто все справедливо расставил на свои места.

Как вы думаете, каким образом может быть обеспечено участие иностранных компаний в выставках в условиях нынешнего нарушения авиасообщения?

Дистанционных форматов участия (как экспонентов, так и посетителей) разработано очень много – сейчас их ассортимент удовлетворяет, пожалуй, самого искушенного организатора. Для себя мы пару лет назад приняли решение накапливать экспертизу в диджитал-форматах, поэтому к этому кризису мы подошли с технологическими решениями, которые позволили нам еще в феврале обеспечить, например, участие компаниям из Китая в выставке Aquatherm – тогда они не могли прилететь из-за карантина в их стране. В рамках этой программы они были представлены на выставке, с нашей поддержкой провели ряд личных встреч с российскими закупщиками.

Я не считаю, что это снижает значимость выставок – напротив, это демонстрирует их ресурс. Недавно в нашем бизнесе мы провели исследование, где просчитали объем маркетинговых инвестиций, которые необходимы среднестатистической компании для привлечения заинтересованной аудитории в таком объеме, в каком она представлена на выставке. Могу сказать, что на некоторых проектах эта цифра перешагнула далеко за миллиард – и это без учета других ценностных компонентов, из-за которых на выставку приходят байеры.

Как вы оцениваете перспективы восстановления прежних объемов выставочной программы, и по площади мероприятий, и по числу их участников, а также посетителей?

Не думаю, что нам сейчас нужно отталкиваться от цифр прошлых лет – мир очень изменился в этом году, и ситуация от отрасли к отрасли, в которых мы проводим выставки, разная. Время покажет. Кроме того, многое будет зависеть и от наших усилий. Я уверена в том, что аккуратное определение ценности выставки, гибкость в форматах и подход к проектам с позиции «не как всегда» могут создать все предпосылки для более оперативного восстановления экономики нашего рынка.

Беседовал Борис Павлов

Мы обогатили свой портфель огромным разнообразием форматов нашего продукта. Мы берем опыт текущего года и переносим его на будущее – в наши новые онлайн- и гибридные форматы, которые повышают ценность выставок

Выставки будущего будут тем успешнее, чем четче их организаторы смогут найти баланс преимуществ онлайн- и офлайн-форматов

Любой кризис привносит в нашу работу, продукт и мышление что-то новое, при этом новое по существу

Компания Reed Exhibitions – крупнейший в мире организатор выставочных мероприятий. В программе компании более 500 выставок, проводимых в 43 отраслях экономики в 30 странах. Мероприятия Reed Exhibitions посещают более 7 млн человек ежегодно. В компании работает более 30 тыс. человек в офисах в 40 странах.

Reed Exhibitions проводит в России 17 выставок, суммарная площадь которых превышает 150 тыс. кв. м, из этого числа 13 мероприятий проводится в МВЦ «Крокус Экспо». С 18 июня 2020 г. Reed Exhibitions является членом Российского союза выставок и ярмарок.