тел. (495) 223-42-15

В тисках коронавируса

Выставочный бизнес России, как и в других странах мира, не избежал пагубного влияния пандемии. Компании по-разному ищут выход из положения, однако ситуация остается тяжелой.

В нашей стране, согласно данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в прошлом году выставочный бизнес обеспечивал порядка 140 тыс. постоянных и временных рабочих мест и был представлен преимущественно предприятиями среднего и малого бизнеса, общее число таких компаний – более 2 тыс., их суммарная годовая выручка — 161,1 млрд руб. Более того, благодаря выставкам работало не менее 40 тыс. сервисных фирм в смежных отраслях (застройка экспозиций, деловой туризм, клининг, кейтеринг, безопасность, техническое обслуживание и пр.).

И вот – эпидемия. Практически все выставки в Москве, Петербурге и регионах России, намеченные на период со второй половины марта до конца августа, были отменены, перенесены или перешли в виртуальный формат.

В течение всего срока пандемии ограничения на проведение массовых мероприятий определяли региональные власти исходя из местной специфики, соответственно, они же устанавливали сроки возврата в павильоны традиционных выставок.

Важно отметить, что ответ на ключевой вопрос: «Проводить или окончательно отменять выставку, которую уже однажды перенесли с весны на осень?» зависел не только от решений чиновников, но и маркетинговой политики и финансового состояния компаний-организаторов. Если речь шла о небольших областных проектах, которые и в «мирное время» насчитывали 60–80 экспонентов, включая бартерные места для прессы, то в этом случае перенос сроков мало что менял.

Другое дело – крупные международные смотры с сотнями участников со всех концов России, ближнего и дальнего зарубежья. Не надо быть большим экспертом, чтобы прогнозировать отсутствие или крайне малое количество иностранных экспонентов и значительное снижение потока посетителей-специалистов на осенних выставках. Не дискредитируют ли себя организаторы? Неслучайно все крупнейшие международные выставки в Германии еще весной отменили или отложили до 2021 г.: если нет возможности обеспечить достойный уровень мероприятий с тем же количественно-качественным составом экспонентов и посетителей, что и год назад, то и готовить их не надо, лучше сосредоточиться на будущих проектах.

В этот расклад активно вмешивается финансовый фактор: сроки мероприятий были определены заранее, договора подписаны, деньги переведены, государство форс-мажора из-за пандемии официально не объявляло (ни в России, ни за рубежом), а значит, отказ от выполнения договоров или возврат денег могут привести к тяжелым юридическим и финансовым последствиям, вплоть до банкротства компании-организатора.

Именно в такие тиски зажал коронавирус выставочные компании, и каждая из них продолжает искать свой путь выхода из тупика.

Конечно, оценить общий удар кризиса по отрасли можно будет еще очень нескоро. Пока же можно говорить лишь о первых исследованиях и оценках.

В марте 2020 г. в коллективном письме членов РСВЯ в Правительство России отмечалось, что ограничения, связанные с пандемией, могут привести к отмене или переносу на 2021 г. более 300 выставок и конгрессов с общим количеством участников и посетителей не менее 3 млн человек. Это нанесет ущерб экономике отрасли в размере более 50 млрд руб. и повлечет за собой банкротство десятков компаний, сокращение рабочих мест, уменьшение деловой активности.  Более того, суммарные потери ВВП России составят около 620 млрд руб., включая 70 млрд руб. налогов в бюджеты всех уровней.

Решением Правительства России выставочную индустрию включили в список наиболее пострадавших отраслей, и многие игроки рынка смогли воспользоваться мерами государственной поддержки. Для оценки их эффективности Исполнительная дирекция РСВЯ провела опрос представителей 32 компаний - членов Союза.

Оказалось, что мерами поддержки воспользовались 36 компаний, три фирмы не смогли это сделать по ряду причин.

Самыми востребованными мерами государственной поддержки стали: снижение страховых взносов – 53%; продление срока представления налоговой отчетности – 47%; мораторий на проверки – 33%; новые сроки истребования документов ФНС – 28%; налоговые каникулы – 25%; предоставление субсидий- кредитов на выплату зарплаты – 25%; отсрочка по аренде государственной и коммерческой недвижимости – 25%; возможность не учитывать субсидии, полученные из федерального бюджета, в составе налога на прибыль  – 14%; мораторий на налоговые санкции за не предоставленные документы – 14% и льготное кредитование – 14%.

В мае РСПП обратился в правительство с предложением целого пакета мер по поддержке национальной индустрии событий, в их числе была и весьма неоднозначная мера – перераспределение выставочного бюджета Российского экспортного центра, составляющего порядка 2,8 млрд руб. Средства, предназначенные для субсидирования участия российских экспортеров в выставках за рубежом, предлагалось перенаправить на поддержку участников лишь российских выставок. Эта лоббистская идея весьма неоднозначна: странно в условиях кризиса лишать поддержки реальных производителей-экспортеров, сокращать поступление валюты в страну, иными словами, помогать одним отечественным компаниям за счет других, более активных и конкурентоспособных на мировом рынке.

Как видим, ситуация пока сложная.

Александр Беляновский

Решением Правительства РФ выставочную индустрию включили в список наиболее пострадавших отраслей, и многие игроки рынка смогли воспользоваться мерами государственной поддержки

В 2019 г. выставочный бизнес обеспечивал порядка 140 тыс. постоянных и временных рабочих мест и был представлен преимущественно предприятиями среднего и малого бизнеса

Поскольку ни в России, ни за рубежом государство официально не объявляло форс-мажора из-за пандемии, отказ от выполнения договоров может привести к тяжелым юридическим и финансовым последствиям для компании-организатора

Все самые большие международные выставки в Германии еще весной отменили или отложили до 2021 г. Крупнейшие компании-организаторы посчитали, что если нет возможности обеспечить достойный уровень мероприятий с тем же количественно-качественным составом экспонентов и посетителей, что и год назад, то и готовить их не надо, а лучше сосредоточиться на будущих проектах.