тел. (495) 223-42-15

В неводе проблем

Добыча рыбы в России растет, однако эффективность работы отрасли в целом вызывает много вопросов. Они связаны, прежде всего, с сырьевой направленностью производства и экспорта, а также с высокой долей устаревших рыболовецких судов и оборудования.

Россия входит в пятерку мировых держав по уровню добычи рыбы. По данным Росстата, вылов рыбы в 2010–2019 гг. вырос с 4 млн до 4,9 млн т. Экспорт рыбы и морепродуктов за 2015–2018 гг. в стоимостном выражении увеличился на 46%, а импорт – на 28%.

Рыбохозяйственная отрасль выглядит относительно благополучно среди других производственных отраслей, связанных с добычей и использованием сырьевых ресурсов. По инвестициям в основной капитал она опережает даже топливно-энергетический комплекс: в 2018 г. по сравнению с 2017 г. они выросли в 2 раза и составили более 25 млрд руб.

По данным Росстата, на 1 января 2019 г. в России насчитывалось 7,4 тыс. организаций, вид экономической деятельности которых определялся как «Рыболовство и рыбоводство». Это на 400 больше, чем годом раньше. Однако рыбное хозяйство в структуре ВВП занимает относительно невысокую долю – порядка 0,2–0,3%.

Уровень потребления рыбы и рыбных продуктов в среднем на жителя России составил в 2017 г. 21,5 кг в год, что выше общемирового, который, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), был равен 20,5 кг на человека в год. На высоком уровне находится также удельный вес отечественной рыбной продукции в общем объеме ее товарных ресурсов, который составляет 81%, что превышает пороговое значение, предусмотренное Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (80%).

Рыболовство не относится к отраслям, сильно пострадавшим от экономического спада. По данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в то время как более трети компаний России по итогам марта-мая 2020 г. остались в убытке, нарастить прибыль удалось лишь предприятиям сферы сельского и лесного хозяйства, а также рыбоводства.

Между тем, некоторые эксперты предсказывают спад и в этой отрасли. Так, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев говорил в недавнем интервью журналу «Рыболовство и рыбоводство»: «Снижение мирового спроса, рост расходов бизнеса, уменьшение запасов аквакультурного сырья, удорожание логистики, нехватка кадров негативно отразятся на результатах деятельности мировой рыбной индустрии».

Экспорт растет, импорт падает

До своего распада СССР делил с Японией первое и второе места в мире по объему вылова рыбы. При этом из общего количества, достигавшего тогда 8 млн т, на РСФСР приходилось 3,8–3,9 млн т.  

Оценка современного состояния рыбного хозяйства и его роли в экономике России представлена в Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 г. В ней говорится, что ресурсная база отечественного рыболовства обладает значительным потенциалом по наращиванию объемов вылова водных биологических ресурсов и оценивается в 5,2 млн т. При этом 71% приходится на экономическую зону и континентальный шельф РФ, 16% – на экономические зоны иностранных государств, 13% – на территориальное море, внутренние воды и открытые районы Мирового океана.

Структура производства рыбной продукции российского рыбохозяйственного комплекса остается неизменной в течение последних десятилетий. Средняя норма выхода товарной продукции из водных биологических ресурсов продолжает оставаться на уровне 65%, что свидетельствует о низкой степени переработки добычи. Около 69% приходится на производство мороженой разделанной и неразделанной продукции. В экспорте также преобладает мороженая и малообработанная продукция, более 90% которой перерабатывается в дальнейшем за рубежом, в том числе и для последующего реэкспорта.

Относительно невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса занимает товарная аквакультура (товарное рыбоводство). Несмотря на опережающие темпы роста производства – порядка 15% последние 5–7 лет – доля товарного рыбоводства остается на относительно низком уровне – 3,7%. Темпы и масштабы развития товарной аквакультуры в России значительно отстают от лидирующих в данном направлении государств, в частности Китая, Вьетнама, Норвегии и др.

В части внешней торговли после 2013 г. произошло заметное снижение импорта рыбной продукции. В значительной степени это было связано с его удорожанием из-за существенного падения курса рубля. Что касается экспорта, он несколько вырос – с 1,9 млн т в 2013 г. до 2,2 млн т в 2018 г. (по стоимости – в 1,4 раза). При этом в экспорте преобладает рыбное сырье низкой степени переработки, средняя цена которого не превышает 2 долл. за 1 кг продукции.

Общие продажи продукции российской рыбной отрасли составили в 2019 г. более 670 млрд руб. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса России предусматривает рост доходов отрасли к 2030 г. до 888 млрд руб.

Получить квоту

Ключевым элементом действующей на сегодняшний день системы государственного управления в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, как указывается в Стратегии, является механизм предоставления пользователям квот добычи водных биологических ресурсов сроком на 10 лет.

До 2008 г. квоты на право вылова рыбы для рыболовных компаний утверждались ежегодно, что не давало бизнесу возможности строить планы на перспективу и, кроме того, несло коррупционные риски. Однако и введение 10-летнего периода действия квот не устранило до конца все проблемы. В 2018 г. Росрыболовство получило возможность частично забирать у компаний доставшиеся им по историческому принципу квоты, а затем раздавать права на вылов на аукционах в обмен на инвестиции в строительство судов или же проводить аукционы, как в случае вылова краба. Но и это решение не было окончательным. Дискуссии вокруг механизма распределения квот продолжаются и по сей день.

«Состояние неудовлетворительное»

Основой материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса является рыбопромысловый флот. Он составляет более 70% основных производственных фондов отрасли и обеспечивает более 90% общего вылова. На судах рыбопромыслового флота производится более 92% общего объема мороженой продукции, более 96% рыбной муки и около 15% консервной продукции.

При этом флот крайне изношен, производительность и эффективность оборудования низка, а уровень автоматизации и энергопотребления, напротив, высок. Всего 1% общего числа судов рыбопромыслового флота – крупнотоннажных траулеров-процессоров и среднетоннажных – моложе 5 лет. По некоторым данным, изношенность российского рыболовецкого флота достигает 90%.

С 2000 по 2018 г. количество российских судов рыбопромыслового флота сократилось на 25%. По оценкам отраслевых экспертов, при таком темпе выбытия неизбежна острая нехватка мощностей, что станет значимым ограничением в достижении объемов вылова, обозначенных в Стратегии.

На проблему изношенности флота обратила внимание Русская рыбопромышленная компания (РРПК). Именно «физически изношенный и технически устаревший российский рыбопромысловый флот», по мнению РРПК, является главной проблемой для развития отрасли. Чтобы преодолеть сырьевую направленность производства и экспорта, компания предлагает полностью загрузить новый флот инвестквотами (сейчас он загружен на 50%). Предлагается с 2034 г. использовать суда не старше 30 лет, причем только отечественного производства, более жестко регулировать налоговые льготы и выставить на торги еще не проходившие через них квоты на вылов таких морепродуктов, как крабы, морские ежи, трубач и креветки.

На чрезмерную изношенность рыболовного флота указывает также Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), по данным которой примерно 55% российского промыслового флота имеет возраст старше 30 лет. По этому поводу в Стратегии отмечено, что за последние 10 лет в России было построено и введено в эксплуатацию «не более 5 единиц рыбопромыслового флота без учета малотоннажных и маломерных судов».

Между тем серьезная модернизация уже существующего флота является сложной задачей, требующей существенных изменений, обновления оборудования в судостроительной отрасли. Однако эту задачу необходимо решать, поскольку новые суда позволят не только увеличить добычу, но также сократить энергопотребление, автоматизировать перерабатывающее производство и т.д.

«Состояние рыбопромыслового флота сейчас неудовлетворительное, – говорил в интервью РИА Новости глава Росрыболовства Илья Шестаков. – За счет механизма инвестиционных квот мы планируем обновить до 25% мощности флота на Дальнем Востоке и 65% в Северном бассейне. Конечно, нужны и другие меры поддержки». В частности, сообщил он, планируются поправки в Налоговый кодекс. Ставки сбора на водные биоресурсы, которые добываются на новых судах, построенных на российских вервях, получат льготу до 85%.

В Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ предусмотрено увеличение суммарного объема частных инвестиций до 613 млрд руб.; строительство до 2025 г. не менее 43 единиц судов рыбопромыслового флота и 26 береговых предприятий по производству рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов с высокой добавленной стоимостью. Долю новых судов в составе рыболовецкого флота планируется довести к 2030 г. до 80%, а удельный вес выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью должен достигнуть 65%.

Александра ВЛАДИМИРОВА

Борис ФАНТАЕВ

Основная доля добычи приходится на тресковые виды водных биологических ресурсов (треска, пикша, минтай, путассу, сайда)

С 2000 по 2018 г.  количество российских судов рыбопромыслового флота сократилось на 25%

Потребление рыбы и рыбных продуктов в среднем на жителя России составило в 2017 г. 21,5 кг в год, что выше общемирового уровня

В письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина Русская рыбопромышленная компания дала оценку российской рыболовецкой отрасли. В нем указано, что рыбаки экспортируют в основном свежемороженую рыбу низкой степени переработки – это 80% поставок минтая, трески, сельди и тихоокеанских лососей, рыбный флот изношен, порты обветшали, а рыбаки экономят и покупают старые суда из Азии и Скандинавии. Из-за отсутствия заказов российские верфи отстали в разработках нового оборудования, что «привело к критической зависимости от поставок из ЕС, США, Норвегии, стран Азии».

Президент ВАРПЭ Герман Зверев отметил, что состояние отечественной судостроительной и судоремонтной отраслей не позволит обеспечить своевременным и качественным строительством и ремонтом весь рыбопромысловый флот России. Более того, большинство заявленных по инвестквоте судов уже точно не будет построено в установленный срок.

Производство в России основных видов продукции рыболовства (тыс. т)

Годы   2010    2015    2018

            1194,3 1247,2 1027,7

Вылов рыбы (млн т)

Годы   2000    2005    2010    2015    2019

            3,8       3,2       4,0       4,5       4,9

Экспорт и импорт продукции рыболовства (млн долл.)

Годы   2010    2014    2015    2018

Экспорт          2,7       3,6       3,5       5,1      

Импорт          2,0       2,6       1,4       1,8      

Источник: Росстат