Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Арт-рынок так же пострадал от пандемии, как и остальные сектора экономики. Множество аукционов было отложено или отменено вовсе, а большая часть регулярных торгов была переведена в онлайн-режим. Как аукционные дома вышли из ситуации пандемии и как оценивают перспективы?
Аукционные дома, приунывшие в начале карантина из-за отмен очных торгов, бросили все силы на налаживание онлайн-торговли и добились впечатляющих успехов. Большинство из них, в отличие от галерей, уже имели развитые интернет-платформы и проверенные технологии онлайн-торгов.
Из отчетов компаний следует, что I полугодие Sotheby’s закрыл с падением продаж на 25% по сравнению с прошлым годом, а Christie’s наторговал на 50% меньше. По-мнению генерального директора агентства ArtSale.info Константина Бабулина, причиной может быть то, что формат онлайн-торгов подходит далеко не всем коллекционерам: «Многомиллионные шедевры всегда будут стоять особняком, ведь картины не любят в чистом виде онлайн-торговлю. Это специфичная схема с обязательной демонстрацией товара живьем. Этого мы сегодня лишились. Соответственно, лишились продаж серьезных вещей – вот вам и падение».
Тем не менее у одного только дома Sotheby’s с начала года состоялось более сотни онлайн-аукционов на общую сумму свыше 300 млн долл., в 6 раз больше, чем за аналогичный период 2019 г.! Правда, стоит отметить, что средняя цена лота на онлайн-аукционах в марте этого года, по оценке базы данных международных торгов Artnet.com, составила 6 859 долл., в то время как на обычных аукционах, проведенных очно в 2019 г., превышала 40 тыс. долл. Другими словами, все рекордные значения в онлайн-торговле не смогли компенсировать общих потерь, которые претерпел аукционный бизнес из-за отмены или переноса традиционных торгов, а также из-за снижения уверенности покупателей в завтрашнем дне. Каждая из компаний так называемой большой тройки – Christie’s, Sotheby’s и Phillips – была вынуждена сократить по всему миру несколько сотен своих сотрудников.
Изменения коснулись не только способа проведения торгов, изменилось место, время, а также состав лотов. Так русские торги на аукционе Christie’s, шли почти весь июль – с 1 по 21 число. Подобной стратегии решил придерживаться и Sotheby’s: с 26 мая по 2 июня состоялся онлайн-аукцион русской живописи. Топ-лотом стала картина «Неаполитанский залив» Ивана Айвазовского, которая в итоге ушла за 2,3 млн ф. ст. Конечно, настоящим коллекционерам такая модель торгов не подходит. Ведь в этой схеме отсутствует конкуренция «здесь и сейчас», которая обычно есть в зале, что и составляет суть любого аукциона.
Вторым нововведением стало объединение нескольких площадок для продаж. Так Christie’s объединил топ-лоты, изначально запланированные для продажи в основных городах присутствия компании (Нью-Йорк, Лондон, Париж, Гонконг), для своих главных торгов по произведениям искусства ХХ века. Теперь благодаря интернету все четыре города получили одинаковый опыт участия в новом типе аукциона одновременно. Аукционный дом Sotheby’s постарался предложить своим клиентам максимально интерактивный онлайн-формат. Лондонское помещение торгов на Бонд-Стрит переоборудовали в подобие телестудии с огромными экранами, куда поступала информация от менеджеров из Лондона, Нью-Йорка и Гонконга. Делать ставки можно было онлайн или по телефону.
И наконец, третьим нововведением стало объединение в одних торгах разных категорий лотов. На прошедших 28 июля главных торгах этого лета под названием «От Рембрандта до Рихтера» Sotheby’s собрал работы старых мастеров, импрессионистов, модернистов, а также послевоенного и современного искусства. В итоге аукциону удалось собрать более 149,7 млн ф. ст.
Сложно сказать, сохранятся ли эти нововведения в будущем, или они продиктованы только практическими соображениями карантинного времени и будут вскоре забыты.
Эксперт из США Клэр Макэндрю, которая ежегодно готовила для американской выставки Art Basel отчет о состоянии мирового рынка искусства, пессимистична в своих прогнозах. Она обратила внимание на то, что, если небольшие и средние галереи – основа экосистемы арт-рынка (именно они обычно поддерживают молодых и начинающих художников) – закроются из-за кризиса, структура рынка станет менее демократичной. Цены на работы многих художников сейчас падают, и наступает неплохое время для пополнения личных коллекций, только вот из-за пандемии сделок заключают мало. Тем не менее большинство экспертов надеются, что средства, которые сэкономили потребители во время карантина, будут потрачены на новые приобретения, как только будут сняты все ограничения на передвижения и аукционы заработают в своем обычном формате.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
По данным Sotheby’s и Christie’s, в этом году впервые каждый третий участник торгов был моложе 40 лет. Именно за счет повзрослевших миллениалов аукционным домам удалось выжить, хоть и не без потерь.
Общий объем продаж трех крупнейших аукционных домов в I полугодии 2020 г. упал на 49% по сравнению с тем же периодом 2019 г. При этом онлайн-продажи выросли почти в 6 раз: с 69 млн до 412 млн долл.
Продажи произведений искусства крупнейшими аукционными домами (млн долл.)
Аукционный дом |
2018 |
2019 |
2020 |
(январь – июнь) |
|||
Всего |
7018 |
5664 |
2875 |
Sotheby’s |
2900 |
2500 |
1560 |
Christie’s |
3600 |
2780 |
1110 |
Phillips |
518 |
384 |
205 |
Источник: по материалам отчета аналитического агентства ArtTactic https://arttactic.com/product/auction-review-1st-half-2020/