тел. (495) 223-42-15

Рыбный день – каждый день

К настоящему времени на рынке выставок рыбной индустрии остался лишь один глобальный лидер – американская компания Diversified Communications, организатор двух ведущих мировых смотров Seafood Expo Global в Европе и Seafood Expo North America в США. Единственную конкуренцию им составляет китайский проект CFSE. Именно они определяют лицо отрасли, или, говоря условно, делают «рыбный день» в мировом масштабе.

Seafood Expo Global: глобализм во всем

Крупнейшей выставкой индустрии морепродуктов принято считать Seafood Expo Global/ Seafood Processing Global. Каждый год, начиная с 1993 г., она превращала Брюссель в морскую столицу мира. Сюда съезжались тысячи профессионалов со всего мира. Экспозиция четко делилась на две части: все виды готовых морепродуктов и оборудование для их переработки, упаковки, хранения, замораживания и транспортировки, а также логистические, информационные и прочие услуги.

Год назад выставка в очередной раз побила свой собственный рекорд – перешла «двухтысячный» рубеж: 2020 экспонентов из 89 стран. Национальные павильоны построили 74 страны и региона мира, включая 13 новичков, от Свазиленда до Гренландии.

Количество и состав посетителей однозначно подтвердили глобальный характер события: 29,3 тыс. специалистов из 155 стран – производители, импортеры, экспортеры, оптовики, ретейлеры. Площадь экспозиции достигла 40,6 тыс. кв. м (нетто). В ходе деловой программы состоялась серия презентаций Seafood Excellence Global Showcase и десятки конференций, встреч и семинаров.

Неотъемлемая часть проекта – международный конкурс Seafood Excellence Global Awards. Профессиональное жюри оценивало морепродукты, изготовленные 37 финалистами, по пяти параметрам: вкусу, оригинальности, практичности, инновациям, рыночному потенциалу и питательной ценности. В номинации Best Retail Product победила бельгийская фирма Viciunai Group с лапшой из сурими (перемолотого мяса белых рыб), в номинации Best Horeca – голландская компания Kingfish Zeeland BV с деликатесами из голландского желтохвоста. Несколько наград вручили за креветки в кокосовом соусе, десерты из водорослей и другие, столь же экзотические блюда.

В сентябре 2019 г. организатор сообщил о том, что выставка переезжает из Брюсселя в Барселону: премьера на новом месте назначена на 2021 г. Как сказано в пресс-релизе, принятое решение стало результатом длительных исследований рынка. Преимущества международного мегаполиса на юге Европы, исторически связанного с морем и к тому же обладающего широчайшим выбором отелей разной ценовой категории, перевесили престиж столицы европейской бюрократии. Политические риски, связанные с каталонским кризисом, в расчет не брались.

В этом году выставка должна была в последний раз пройти в Брюсселе в конце апреля (было подано 1622 заявки), но не состоялась из-за эпидемии коронавируса. Следующая намечена на 27– 29 апреля 2021 г. 

Seafood Expo North America: в погоне за старшим братом

Ближайший родственник европейской выставки Seafood Expo North America/ Seafood Processing North America в течение многих лет определяет лицо индустрии морепродуктов Северной Америки. В 2019 г. свои достижения в Бостоне показали 1329 компаний из 49 стран. На стендах побывало 22 тыс. посетителей. Площадь экспозиции превысила 23,8 тыс. кв. м. В роли дебютанта выступила Латвия.

Что касается сопутствующей программы, здесь, в отличие от Европы, большинство мероприятий носит не деловой, а массово-зрелищный характер. Шеф-повара элитных ресторанов демонстрируют свое мастерство. Бесконечные презентации сменяют друг друга на площадках New Product Showcase и Featured Product Showcase. В рамках специального конкурса умельцы соревнуются в скорости вскрытия устричных раковин.

В Бостоне также вручают премии за новизну и качество морепродуктов, впервые поступивших на рынок, причем сразу по двум номинациям: для розничной торговли и общественного питания. Конкурс носит имя Seafood Excellence Awards Announcement & Reception.

Традиционными спонсорами проекта выступают Национальный институт рыбного хозяйства США и отраслевой портал SeafoodSource.com.

Нынешней весной выставку, намеченную на 15–17 марта, за две недели до открытия отменили по известным причинам. В следующем году она запланирована на 14–16 марта.

Китай: впереди – Циндао

Было бы странно, если бы руководство Diversified Communications не хотело иметь в Азии столь же успешный проект, как в Европе и США. Такая попытка была сделана, но без особого успеха. В Гонконге имеется международная выставка Seafood Expo Asia, однако она достаточно скромна: 224 экспонента из 34 стран и 7,5 тыс. посетителей (2018 г.), говоря иначе, безнадежно отстала от конкурента в материковом Китае, выставки China Fisheries & Seafood Expo (CFSE).

Эту крупнейшую в Азии международную выставку рыболовства и технологий переработки морепродуктов в портовом городе Циндао на берегу Желтого моря проводит компания Sea Fare Expositions Inc.

Статистика последней выставки 2019 г., судя по пресс-релизам, вполне сопоставима с отчетами из Бостона и Брюсселя: 1576 экспонентов из 53 стран, свыше 35 тыс. посетителей и 48 тыс. кв. м чистой площади. Национальные стенды представила 21 страна – вплоть до Папуа – Новой Гвинеи. Российская экспозиция объединяла свыше 30 предприятий.

Основная часть участников CFSE – поставщики свежих и замороженных морепродуктов, производители оборудования и сервисные компании. Ключевую роль здесь играет индустрия аквакультуры – искусственного разведения и выращивания рыб, ракообразных, моллюсков и водорослей.

Известно, что в последние годы, до коронавируса, наблюдался беспрецедентный рост экспорта морепродуктов из Китая – только в первой половине 2019 г., в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, он вырос на 32%, до 7 млрд долл. С другой стороны, увеличивался спрос и на импортные морепродукты внутри Китая. Согласно докризисным прогнозам, в ближайшее десятилетие свыше половины мирового роста потребления морепродуктов придется на Китай, а значит, CFSE в перспективе может выйти на лидирующие позиции в мире.

Предполагалось, что CFSE 2020 откроет двери с 28 по 30 октября, но этого не случилось: выставку отложили на год и перенесли на 27–29 октября 2021 г. 

В рыбной столице Германии

Главный смотр немецкой рыбной индустрии fish international проходит в ганзейском городе Бремене, известном не только бременскими музыкантами, но и неразрывной связью с Балтийским морем, мореходством и рыбацким промыслом. Впрочем, предположение о том, что нынешняя выставка верна вековым традициям и посвящена именно рыбе, а не всей массе условно съедобных морских чудищ, не соответствует действительности. Двери отрыты буквально для всех, более того, в этом году устроители из компании Messe Bremen /M3B GmbH особенно гордились тем, что впервые смогли показать органические креветки из Коста-Рики, украшения для суши из японского амберджека (самой сильной тропической рыбы) и порционные упаковки со свежей панамской кобией (хищной рыбой тропических морей, достигающей в длину двух метров). В феврале 2020 г. в выставке приняли участие 490 экспонентов и 10,3 тыс. посетителей, при этом лишь три компании аннулировали свои заявки из-за начинавшегося коронавируса.   

Россия: почему мы не первые?

Наша страна, береговая линия которой по протяженности занимает четвертое место в мире, входит в десятку ведущих государств по уровню добычи водных биоресурсов. Ежегодный валовый оборот отрасли достигает 340 млрд руб. Все это может быть очень хорошей платформой для создания выставки морепродуктов мирового уровня. Почему этого не происходит – вопрос экспертам.

Главное отраслевое событие России – международный рыбопромышленный форум и выставка Seafood Expo Russia в Петербурге. В июле 2019 г. в северной столице собрались 335 экспонентов из России и 25 зарубежных стран. Национальные стенды построили Норвегия, Исландия, Дания, Турция и Марокко. Доминировал, разумеется, отечественный рыбохозяйственный комплекс: 184 предприятия из всех промысловых регионов страны, включая «Русскую рыбопромышленную компанию», «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», «Южно-Курильский рыбокомбинат» и «Находкинскую базу активного морского рыболовства». Экспозицию общей площадью 13,2 тыс. кв. м посетили около 10 тыс. специалистов. Оператор проекта – Expo Solutions Group. В 2020 г. выставка была отменена, следующая назначена на 6–8 июля 2021 г.

Ворота в Африку и пастухи моря

Раз в два года объединение Association du Salon Halieutis приглашает на ярмарку Salon Halieutis в Марокко – главные ворота на африканский рынок морепродуктов. В феврале 2019 г. в город Агадир приехали представители 304 компаний-участников, включая 133 иностранных из 39 стран, преимущественно африканских. В павильонах побывало около 50 тыс. гостей.

На противоположном берегу Средиземного моря, в Старом порту итальянской Генуи, каждый год в мае проходит шоу Slow Fish. Экспозиция достаточно скромна – порядка 100 компаний. Но не это главное. Проект объединяет приверженцев международного движения с тем же именем, выступающего за «ответственную модель рыболовства», призванного обеспечить выживание и развитие биологических ресурсов моря. Энтузиасты движения утверждают, что настоящие рыбаки – это пастухи моря, его истинные хранители, знающие все о поведении рыб и состоянии морской экологии. Своим священным долгом они считают борьбу с промышленной эксплуатацией моря. Массовый вылов рыбы, поиски нефти и газа, подводные раскопки – всему этому противостоит Slow Fish. В Геную приезжают гости со всего мира – из средиземноморских стран, Латинской Америки, России, Турции, Южной Кореи, США, Южной Африки. Здесь можно встретить активистов рыболовных ассоциаций и предпринимателей, рыбаков, экологов, ученых, политиков, поваров. В рамках программы Sea Stories на площадке Slow Fish Arena обсуждают ключевые проблемы устойчивого развития морской среды, в специальной зоне Taste Workshops пробуют фирменные блюда, а в кулинарной школе Cooking Schools повышают квалификацию поваров. На специальные мероприятия вход платный при условии предварительной регистрации. Что касается рыбной ярмарки с многочисленными кафе и ресторанами, туда пускают всех желающих при наличии свободных мест. Понятно, что в этом году мероприятие не состоялось, но будем верить, что Генуя еще встретит своих гостей.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

Россия, береговая линия которой по протяженности занимает четвертое место в мире, входит в десятку ведущих государств по уровню добычи водных биоресурсов

Выставки в сфере рыбного хозяйства демонстрируют не только рыбу как таковую, но и все бесконечное многообразие даров морей и океанов, от одесской барабульки до каракатиц и водорослей

Многие выставки рыбного хозяйства в 2020 г. были отменены или перенесены на следующий год из-за эпидемии коронавируса

Лидером индустрии морепродуктов принято считать выставку Seafood Expo Global/ Seafood Processing Global

Крупнейшую в Азии международную выставку рыболовства и технологий переработки морепродуктов China Fisheries & Seafood Expo в г. Циндао проводит компания Sea Fare Expositions Inc. Согласно докризисным прогнозам, в ближайшее десятилетие свыше половины мирового роста потребления морепродуктов придется на Китай, а значит, CFSE может выйти на лидирующие позиции в мире.

В том сегменте бизнеса, который отвечает за товарные поставки готовой расфасованной продукции из рыбы и морепродуктов в торговые сети и супермаркеты, лидируют глобальные продовольственные смотры ANUGA в Кельне, SIAL в Париже и Biofach в Нюрнберге, а также десятки их младших собратьев.

Немецкая компания Messe Bremen/ M3B GmbH каждый год в ноябре готовит ярмарку Fisch & Feines – яркое шоу для гурманов с десятками дегустаций и традиционным общим обедом за длинным деревянным столом с рыбными блюдами северо-немецкой кухни. Повара демонстрируют новые кулинарные идеи и рецепты, а на стол допускаются лишь самые качественные натуральные продукты без искусственных добавок, усилителей вкуса и ароматизаторов.