тел. (495) 223-42-15

Приказано: выжить!

Глобальный выставочный бизнес противостоит самому тяжелому кризису в новейшей истории. Но потери пока подсчитывать рано – это можно будет сделать года через два, если пандемия в ближайшей перспективе закончится.

Какова ситуация в мировой выставочной индустрии сегодня? И когда проведение традиционных выставок, где предприниматели встречаются лицом к лицу, выйдет на уровень прошлого года?

Именно эти ключевые вопросы находятся в центре внимания нового исследования Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI Global Exhibition Barometer. Понятно, что оно целиком и полностью посвящено влиянию пандемии, говоря точнее, результатам развития выставочного рынка в первой половине 2020 г. и прогнозам на 2021 г.

Информация для работы предоставлена международными и национальными выставочными объединениями 17 стран, включая РСВЯ. В опросе приняли участие руководители 459 компаний из 62 стран и регионов мира (беспрецедентное количество для исследований UFI).

Доклад охватывает весь мир и 20 региональных международных и национальных рынков, к примеру Европы в целом и отдельно Германии, России, Италии и ряда других стран.

Бизнес-активность

Прежде всего, специалистам предложили оценить уровень бизнес-активности своих компаний в первой половине года, выбрав один из трех вариантов ответа: нормальный, пониженный или полное отсутствие. Их также попросили дать прогноз о сроках возврата к обычным формам проведения выставок в своем городе.

Итоги более чем красноречивы: если в январе в 85% случаев говорилось, что общий уровень активности является нормальным, то в марте этот показатель снизился до 15%, а в апреле, мае и июне – до 5–6%. Такая же ситуация и у нас, в России: январь – 88%, июль - 8%.

В апреле и мае 73% респондентов заявляли о нулевой активности.  

В то же время в большинстве компаний не теряют оптимизм, надеются на открытие местных и национальных выставок во второй половине года и, соответственно, ждут медленного роста деловой активности. Как минимум сниженный уровень активности в последнем квартале 2020 г. прогнозируют 66% опрошенных людей.

Наконец, большая часть участников опроса считают, что международные выставки не откроются раньше 2021 г.

Авторы доклада отмечают несколько региональных особенностей. Так, в Азии, где первыми столкнулись с пандемией, только 73% экспертов заявили о нормальном уровне активности в январе, в то время как в других частях света этот показатель не опускался ниже 85%.

На Ближнем Востоке, в Африке и в некоторой степени в Центральной и Южной Америке доминирует мнение, что до 2021 г. не будет не только международных, но и национальных выставок.

Оборот и операционная прибыль

Одно из главных мест в исследовании занимает оценка валового оборота компаний в I полугодии и прогноз объема выручки по итогам всего года (в сравнении с теми же показателями в предыдущем году).

Закономерно, что прогнозы роста операционной прибыли в 2020 г., которые давались в декабре, пришлось кардинально скорректировать в сторону снижения.

В мировом масштабе выручка компаний за шесть месяцев упала в среднем на две трети и составила лишь 33% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. По итогам всего года ждут снижения до 39%.

Резкое падение доходов привело к убыткам для 39% компаний, при этом лишь в 7% случаев говорится о прогнозе стабильного или повышенного уровня прибыли по итогам года.

На различных международных рынках имеются свои особенности. Так, в странах Ближнего Востока и Африки, Центральной и Южной Америки планируют значительно большее падение оборота в 2020 г. (соответственно, до 31 и 33% от прошлогоднего уровня), чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР, 39%), Европе и Северной Америке (по 44%).

Доля компаний, в которых планируют убытки в 2020 г., варьируется от 34% в АТР до 48% на Ближнем Востоке и в Африке. В других странах этот показатель составляет в среднем 40%.

Снижение затрат, инвестиции и господдержка

Также изучалось влияние пандемии на текущие расходы компаний, уровень государственной финансовой помощи (если таковая имеется), а также инвестиций, включая вынужденные затраты на выполнение обязательных требований санитарно-эпидемиологической безопасности.

Как и ожидалось, свои затраты снизили 87% компаний, причем 17% – более чем на 50%.

Свыше половины респондентов не получили никакой государственной помощи. Подобной формой поддержки воспользовались лишь 44% компаний, и то для большей их части это не играло особой роли, поскольку компенсировалось менее 10% необходимых затрат.

Что касается собственных инвестиций, то в 2020 г. отменили все инвестиции 44% компаний, значительно снизили – 32%. Характерно, что нашлись энтузиасты, которые не свернули инвестиции в условиях пандемии, но их, как говорится, только на развод – 3%.

Руководители 33% компаний не планировали какие-либо краткосрочные инвестиции, необходимые для соблюдения обязательных медицинских рекомендаций, связанных с Covid-19. В то же время для четверти предприятий они составят более 10% их годовых затрат (исследование проводилось летом; понятно, что осенью эти показатели будут другими).

Среди существенных региональных отличий можно выделить следующие. Государственная финансовая поддержка на Ближнем Востоке и в Африке встречается гораздо реже, чем в Европе и Азии: там ею смог воспользоваться лишь 31%. Немногим больше в Северной Америке – 38%. Полностью прекратили собственные инвестиции 60% компаний в Центральной и Южной Америке.

Влияние пандемии на специальные программы

В этом разделе исследовалось влияние кризиса на собственные программы компаний, связанные с тремя ключевыми направлениями: внедрение цифровых технологий, расширение сфер деятельности (разнообразие) и устойчивое развитие.

Вопросов было два: как они оценивают влияние кризиса на инвестиции в этих сферах, и в какой степени они приветствовали бы аналогичные государственные инвестиции.

В целом, эксперты уверены, что выставочная индустрия должна активно идти по пути цифровизации (2,9 по шкале от 1 до 5), разнообразия (2,9) и устойчивости (2,8). В то же время для 60% респондентов цифровизация имеет сильное или важнейшее значение: 50% компаний увеличили свои инвестиции в эту сферу. Для сравнения: сократили или остановили инвестиции в программы, связанные с разнообразием и устойчивым развитием, 55 и 54% компаний соответственно.

Около половины опрошенных согласились с тем, что государственные инвестиции важны и необходимы для цифровизации (50%) и устойчивости (46%), а также нужны в значительной степени для расширения направлений бизнеса (49%).

Главные проблемы бизнеса

Традиционная тема опросов UFI на этот раз дала вполне ожидаемый результат. Главными проблемами выставочных компаний названы влияние пандемии Covid-19 на бизнес (27% ответов), состояние экономики на внутреннем рынке (21%), глобальное экономическое развитие (18%) и влияние цифровых технологий (10%).

Внутренние проблемы компаний и конкуренция внутри отрасли, всегда входившие в четверку важнейших приоритетов, на этот раз занимают крайне незначительное место, соответственно, 7% (в январе – 15%) и 5% (20%).

Влияние событий на глобальном рынке на деятельность конкретных выставочных операторов, в сравнении с предыдущим исследованием UFI Global Exhibition Barometer, стало существенно меньше. С другой стороны, конкуренция внутри отрасли остается главной проблемой в Германии, Индии, Китае и Макао.

Что впереди?

Наконец, важнейший вопрос: что впереди, какими будут выставки после пандемии?

Для понимания возможных тенденций изменения формата мероприятий в 2021 г. авторы опроса предложили оценить четыре различных утверждения.

В той или иной мере со следующими мнениями согласились все:

  • пандемия подтверждает ценность личных встреч на выставках, и экспо-индустрия быстро восстановится: согласны – 57% (уверены – 19%, считают наиболее вероятным – 38%, не уверены – 31%);
  • в перспективе будет меньше экспонентов и выставок с очным участием: согласны – 56% (уверены – 13%, скорее всего – 44%, не уверены – 25%);
  • надо ждать роста гибридных мероприятий, сочетающих выставки в павильонах с применением цифровых технологий: согласны – 82% (уверены – 30%, скорее всего – 52%);
  • реальные выставки будут вытесняться виртуальными: уверены лишь 3% (при этом существует одно существенное региональное различие: в Европе с этим утверждением не согласны 80%, в то время как в Северной Америке – только 50% специалистов).

Взгляд с другой стороны

Через месяц после появления отчета UFI лондонское агентство Explori опубликовало данные собственного исследования, проведенного в партнерстве с UFI при поддержке Общества независимых организаторов выставок SISO.

Главная тема опроса: влияние последствий пандемии на бизнес экспонентов и посетителей, говоря точнее, на деятельность компаний, которые активно участвуют в деловых мероприятиях. Было получено свыше 9 тыс. ответов из 30 стран.

Две трети респондентов сообщили, что отмена мероприятий оказала серьезное пагубное влияние на их деятельность, прежде всего, в части решения задач повышения узнаваемости брендов на целевых рынках. Половина экспертов оценила это влияние как очень большое.

Среди других ключевых выводов можно выделить: отмена «живых» выставок негативно сказывается на способности компаний осваивать новые направления бизнеса – 50% ответов; невозможность личного присутствия отрицательно влияет на специалистов – 90%; альтернативные решения, такие как виртуальные выставки, менее эффективны для решения поставленных задач в сравнении с традиционными мероприятиями – 90%.

Последний результат – самый значимый, ибо он наглядно опровергает участившиеся высказывания о том, что экспоненциальный рост разного рода онлайн-платформ, заменивших выставки в эпоху пандемии, станет долгосрочной тенденцией. Судя по всему, это явление временное, по сути – вынужденная мера. При нормализации обстановки потребность в личном общении вернет выставки в павильоны, а цифровые новации, которые и до кризиса развивались семимильными шагами, лишь помогут в этом.

В конце августа появился еще один доклад. Международная маркетинговая и сервисная компания GES c штаб-квартирой в Лас-Вегасе провела исследование поведения предпринимателей во время пандемии. Заполненные анкеты предоставили 1300 компаний. Исследование показало, что 88% респондентов готовы вновь лично посещать выставки (при условии серьезных санитарно-гигиенических мер – 65%, в любом случае – 23%). В итоге были выделены пять целевых групп предприятий:

  • «Нет!»: серьезная обеспокоенность рисками для здоровья, недоверие к мерам по их снижению – 12%;
  • «Убеди меня»: озабоченность рисками, готовность принять участие в мероприятии, если оно имеет важное значение – 24%;
  • «Открытая площадка»: умеренные опасения, согласие выполнять определенные гигиенические требования, но при этом нежелание ограничивать себя в количестве и времени проведения встреч – 24%;
  • «Мы можем это сделать»: умеренные опасения, доверие к ограничительным мерам – 17%;
  • «Какой вирус?»: шоу должны продолжаться, как до пандемии – 23%.

Результаты работы GES могут стать хорошим подспорьем при планировании выставочной программы и привлечении экспонентов в ближайшей перспективе.

Как видим, ситуация в отрасли быстро меняется и по-прежнему остается непредсказуемой. Возможно, в январе 2021 г., когда появится новое исследование UFI, свет в конце тоннеля уже будет виден.

Александр Беляновский

В большинстве компаний не теряют оптимизм, надеются на открытие местных и национальных выставок во второй половине года

В мировом масштабе выручка компаний за 6 месяцев упала в среднем на две трети и составила лишь 33% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.

Эксперты уверены, что выставочная индустрия должна активно идти по пути цифровизации, разнообразия и устойчивости. Для 60% компаний цифровизация имеет сильное или важнейшее значение

Отмена мероприятий оказала пагубное влияние на деятельность большинства компаний, прежде всего, в части повышения узнаваемости брендов на целевых рынках

Отмена «живых» выставок негативно сказывается на способности компаний осваивать новые направления бизнеса, а невозможность личного присутствия отрицательно влияет на специалистов

Как вы оцениваете уровень активности в выставочной сфере? (прогноз на IV квартал 2020 г., % ответивших)

Ответы

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Затрудняюсь ответить

24

25

25

Нет активности

9

7

10

Падение активности

42

39

37

Как обычно

25

29

28

Когда, как вы полагаете, возобновятся выставки? (% ответивших)

Ответы

Местные выставки

Международные выставки

Еще не ясно, но позднее

9

19

I полугодие 2021 г.

38

54

II полугодие 2020 г.

50

27

Сокращение оборота компаний в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (% ответивших, прогноз)

0          5

Менее 25        23

25–49  36

50–75  30

Более 75         6

Изменение операционной прибыли в сравнении с предыдущим годом (% ответивших)

 

2019

2020

Рост более чем на 10%

45

2

Стабильна (между -10% и +10%)

36

5

Неизвестно

3

8

Сокращение на 11-50%

8

18

Сокращение более чем на 50%

3

28

Убытки

5

39

Источник: 25th UFI Global Barometer, июль 2020