Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Глобальный выставочный бизнес противостоит самому тяжелому кризису в новейшей истории. Но потери пока подсчитывать рано – это можно будет сделать года через два, если пандемия в ближайшей перспективе закончится.
Какова ситуация в мировой выставочной индустрии сегодня? И когда проведение традиционных выставок, где предприниматели встречаются лицом к лицу, выйдет на уровень прошлого года?
Именно эти ключевые вопросы находятся в центре внимания нового исследования Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI Global Exhibition Barometer. Понятно, что оно целиком и полностью посвящено влиянию пандемии, говоря точнее, результатам развития выставочного рынка в первой половине 2020 г. и прогнозам на 2021 г.
Информация для работы предоставлена международными и национальными выставочными объединениями 17 стран, включая РСВЯ. В опросе приняли участие руководители 459 компаний из 62 стран и регионов мира (беспрецедентное количество для исследований UFI).
Доклад охватывает весь мир и 20 региональных международных и национальных рынков, к примеру Европы в целом и отдельно Германии, России, Италии и ряда других стран.
Бизнес-активность
Прежде всего, специалистам предложили оценить уровень бизнес-активности своих компаний в первой половине года, выбрав один из трех вариантов ответа: нормальный, пониженный или полное отсутствие. Их также попросили дать прогноз о сроках возврата к обычным формам проведения выставок в своем городе.
Итоги более чем красноречивы: если в январе в 85% случаев говорилось, что общий уровень активности является нормальным, то в марте этот показатель снизился до 15%, а в апреле, мае и июне – до 5–6%. Такая же ситуация и у нас, в России: январь – 88%, июль - 8%.
В апреле и мае 73% респондентов заявляли о нулевой активности.
В то же время в большинстве компаний не теряют оптимизм, надеются на открытие местных и национальных выставок во второй половине года и, соответственно, ждут медленного роста деловой активности. Как минимум сниженный уровень активности в последнем квартале 2020 г. прогнозируют 66% опрошенных людей.
Наконец, большая часть участников опроса считают, что международные выставки не откроются раньше 2021 г.
Авторы доклада отмечают несколько региональных особенностей. Так, в Азии, где первыми столкнулись с пандемией, только 73% экспертов заявили о нормальном уровне активности в январе, в то время как в других частях света этот показатель не опускался ниже 85%.
На Ближнем Востоке, в Африке и в некоторой степени в Центральной и Южной Америке доминирует мнение, что до 2021 г. не будет не только международных, но и национальных выставок.
Оборот и операционная прибыль
Одно из главных мест в исследовании занимает оценка валового оборота компаний в I полугодии и прогноз объема выручки по итогам всего года (в сравнении с теми же показателями в предыдущем году).
Закономерно, что прогнозы роста операционной прибыли в 2020 г., которые давались в декабре, пришлось кардинально скорректировать в сторону снижения.
В мировом масштабе выручка компаний за шесть месяцев упала в среднем на две трети и составила лишь 33% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. По итогам всего года ждут снижения до 39%.
Резкое падение доходов привело к убыткам для 39% компаний, при этом лишь в 7% случаев говорится о прогнозе стабильного или повышенного уровня прибыли по итогам года.
На различных международных рынках имеются свои особенности. Так, в странах Ближнего Востока и Африки, Центральной и Южной Америки планируют значительно большее падение оборота в 2020 г. (соответственно, до 31 и 33% от прошлогоднего уровня), чем в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР, 39%), Европе и Северной Америке (по 44%).
Доля компаний, в которых планируют убытки в 2020 г., варьируется от 34% в АТР до 48% на Ближнем Востоке и в Африке. В других странах этот показатель составляет в среднем 40%.
Снижение затрат, инвестиции и господдержка
Также изучалось влияние пандемии на текущие расходы компаний, уровень государственной финансовой помощи (если таковая имеется), а также инвестиций, включая вынужденные затраты на выполнение обязательных требований санитарно-эпидемиологической безопасности.
Как и ожидалось, свои затраты снизили 87% компаний, причем 17% – более чем на 50%.
Свыше половины респондентов не получили никакой государственной помощи. Подобной формой поддержки воспользовались лишь 44% компаний, и то для большей их части это не играло особой роли, поскольку компенсировалось менее 10% необходимых затрат.
Что касается собственных инвестиций, то в 2020 г. отменили все инвестиции 44% компаний, значительно снизили – 32%. Характерно, что нашлись энтузиасты, которые не свернули инвестиции в условиях пандемии, но их, как говорится, только на развод – 3%.
Руководители 33% компаний не планировали какие-либо краткосрочные инвестиции, необходимые для соблюдения обязательных медицинских рекомендаций, связанных с Covid-19. В то же время для четверти предприятий они составят более 10% их годовых затрат (исследование проводилось летом; понятно, что осенью эти показатели будут другими).
Среди существенных региональных отличий можно выделить следующие. Государственная финансовая поддержка на Ближнем Востоке и в Африке встречается гораздо реже, чем в Европе и Азии: там ею смог воспользоваться лишь 31%. Немногим больше в Северной Америке – 38%. Полностью прекратили собственные инвестиции 60% компаний в Центральной и Южной Америке.
Влияние пандемии на специальные программы
В этом разделе исследовалось влияние кризиса на собственные программы компаний, связанные с тремя ключевыми направлениями: внедрение цифровых технологий, расширение сфер деятельности (разнообразие) и устойчивое развитие.
Вопросов было два: как они оценивают влияние кризиса на инвестиции в этих сферах, и в какой степени они приветствовали бы аналогичные государственные инвестиции.
В целом, эксперты уверены, что выставочная индустрия должна активно идти по пути цифровизации (2,9 по шкале от 1 до 5), разнообразия (2,9) и устойчивости (2,8). В то же время для 60% респондентов цифровизация имеет сильное или важнейшее значение: 50% компаний увеличили свои инвестиции в эту сферу. Для сравнения: сократили или остановили инвестиции в программы, связанные с разнообразием и устойчивым развитием, 55 и 54% компаний соответственно.
Около половины опрошенных согласились с тем, что государственные инвестиции важны и необходимы для цифровизации (50%) и устойчивости (46%), а также нужны в значительной степени для расширения направлений бизнеса (49%).
Главные проблемы бизнеса
Традиционная тема опросов UFI на этот раз дала вполне ожидаемый результат. Главными проблемами выставочных компаний названы влияние пандемии Covid-19 на бизнес (27% ответов), состояние экономики на внутреннем рынке (21%), глобальное экономическое развитие (18%) и влияние цифровых технологий (10%).
Внутренние проблемы компаний и конкуренция внутри отрасли, всегда входившие в четверку важнейших приоритетов, на этот раз занимают крайне незначительное место, соответственно, 7% (в январе – 15%) и 5% (20%).
Влияние событий на глобальном рынке на деятельность конкретных выставочных операторов, в сравнении с предыдущим исследованием UFI Global Exhibition Barometer, стало существенно меньше. С другой стороны, конкуренция внутри отрасли остается главной проблемой в Германии, Индии, Китае и Макао.
Что впереди?
Наконец, важнейший вопрос: что впереди, какими будут выставки после пандемии?
Для понимания возможных тенденций изменения формата мероприятий в 2021 г. авторы опроса предложили оценить четыре различных утверждения.
В той или иной мере со следующими мнениями согласились все:
Взгляд с другой стороны
Через месяц после появления отчета UFI лондонское агентство Explori опубликовало данные собственного исследования, проведенного в партнерстве с UFI при поддержке Общества независимых организаторов выставок SISO.
Главная тема опроса: влияние последствий пандемии на бизнес экспонентов и посетителей, говоря точнее, на деятельность компаний, которые активно участвуют в деловых мероприятиях. Было получено свыше 9 тыс. ответов из 30 стран.
Две трети респондентов сообщили, что отмена мероприятий оказала серьезное пагубное влияние на их деятельность, прежде всего, в части решения задач повышения узнаваемости брендов на целевых рынках. Половина экспертов оценила это влияние как очень большое.
Среди других ключевых выводов можно выделить: отмена «живых» выставок негативно сказывается на способности компаний осваивать новые направления бизнеса – 50% ответов; невозможность личного присутствия отрицательно влияет на специалистов – 90%; альтернативные решения, такие как виртуальные выставки, менее эффективны для решения поставленных задач в сравнении с традиционными мероприятиями – 90%.
Последний результат – самый значимый, ибо он наглядно опровергает участившиеся высказывания о том, что экспоненциальный рост разного рода онлайн-платформ, заменивших выставки в эпоху пандемии, станет долгосрочной тенденцией. Судя по всему, это явление временное, по сути – вынужденная мера. При нормализации обстановки потребность в личном общении вернет выставки в павильоны, а цифровые новации, которые и до кризиса развивались семимильными шагами, лишь помогут в этом.
В конце августа появился еще один доклад. Международная маркетинговая и сервисная компания GES c штаб-квартирой в Лас-Вегасе провела исследование поведения предпринимателей во время пандемии. Заполненные анкеты предоставили 1300 компаний. Исследование показало, что 88% респондентов готовы вновь лично посещать выставки (при условии серьезных санитарно-гигиенических мер – 65%, в любом случае – 23%). В итоге были выделены пять целевых групп предприятий:
Результаты работы GES могут стать хорошим подспорьем при планировании выставочной программы и привлечении экспонентов в ближайшей перспективе.
Как видим, ситуация в отрасли быстро меняется и по-прежнему остается непредсказуемой. Возможно, в январе 2021 г., когда появится новое исследование UFI, свет в конце тоннеля уже будет виден.
Александр Беляновский
В большинстве компаний не теряют оптимизм, надеются на открытие местных и национальных выставок во второй половине года
В мировом масштабе выручка компаний за 6 месяцев упала в среднем на две трети и составила лишь 33% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г.
Эксперты уверены, что выставочная индустрия должна активно идти по пути цифровизации, разнообразия и устойчивости. Для 60% компаний цифровизация имеет сильное или важнейшее значение
Отмена мероприятий оказала пагубное влияние на деятельность большинства компаний, прежде всего, в части повышения узнаваемости брендов на целевых рынках
Отмена «живых» выставок негативно сказывается на способности компаний осваивать новые направления бизнеса, а невозможность личного присутствия отрицательно влияет на специалистов
Как вы оцениваете уровень активности в выставочной сфере? (прогноз на IV квартал 2020 г., % ответивших)
Ответы |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Затрудняюсь ответить |
24 |
25 |
25 |
Нет активности |
9 |
7 |
10 |
Падение активности |
42 |
39 |
37 |
Как обычно |
25 |
29 |
28 |
Когда, как вы полагаете, возобновятся выставки? (% ответивших)
Ответы |
Местные выставки |
Международные выставки |
Еще не ясно, но позднее |
9 |
19 |
I полугодие 2021 г. |
38 |
54 |
II полугодие 2020 г. |
50 |
27 |
Сокращение оборота компаний в 2020 г. по сравнению с 2019 г. (% ответивших, прогноз)
0 5
Менее 25 23
25–49 36
50–75 30
Более 75 6
Изменение операционной прибыли в сравнении с предыдущим годом (% ответивших)
|
2019 |
2020 |
Рост более чем на 10% |
45 |
2 |
Стабильна (между -10% и +10%) |
36 |
5 |
Неизвестно |
3 |
8 |
Сокращение на 11-50% |
8 |
18 |
Сокращение более чем на 50% |
3 |
28 |
Убытки |
5 |
39 |
Источник: 25th UFI Global Barometer, июль 2020