тел. (495) 223-42-15

Икорная империя

Богатым людям, как правило, хочется демонстрировать свое богатство. Есть даже термин – демонстративное потребление, то есть престижное, показное, статусное. Это расточительные траты с преимущественной целью показать свой достаток. При цене в 2500 долл. за 100 г черная икра – безусловный и неоспоримый символ богатства и роскоши.  

Когда-то, в далекие времена, русская икра, наряду с матрешками, самоваром и цыганами, была неотделима от образа России. Сегодня в роскошных ресторанах Европы и США черная икра ассоциируется лишь с одним брендом – Петросян. Компания Petrossian контролирует четверть мировых продаж этого деликатеса, является крупнейшим ее экспортером в США и Францию и обладает исключительным правом ввоза российской осетровой икры в США.

100 лет в деле

В этом году компания Petrossian отметит свое столетие. Своим появлением она обязана революции 1917 г. В 1920 г. ее учредили в Париже два выходца из Российской империи – Мушег и Мелкум Петросяны. Они происходили из обеспеченной буржуазной семьи из Нахичевани, учились в Москве, прекрасно говорили по-русски и по-французски. Однако небезопасная атмосфера для армян, сложившаяся там после 1915 г., вынудила их уехать сначала в Тифлис, затем во Францию, а русская революция окончательно закрыла дорогу назад.

Идея основать икорный бизнес возникла потому, что у братьев было довольно хорошее представление об этом деле – их близкий родственник еще до революции владел рыбным предприятием на Каспийском море, знал и умел добывать и готовить осетровую икру.  

Но как наладить поставки из большевистской России? Официальных дипломатических отношений между странами тогда еще не было. Пришлось действовать через посредников. Как ни странно, переговоры прошли успешно, молодой республике нужны были деньги, и начались отгрузки икры во Францию, причем у Петросянов была почти полная монополия.

Русская эмиграция в Париже 1920-х гг., еще не проевшая свои бриллианты, ждала, когда рухнет новая власть, а пока вела привычный для себя образ жизни: приемы, балы, вечеринки. Все было как раньше – не хватало только черной икры. Это был очевидный и понятный рынок сбыта. Однако деньги и бриллианты заканчивались, а большевистская власть – нет. Братья Петросяны достаточно быстро поняли, что развивать бизнес за счет стремительно бедневшей русской аристократии не удастся. Надо было расширять потребительский спрос.

Рыбьи яйца? Какая гадость!

В отличие от бывших русских князей, французы икрой не интересовались, ее вкуса не понимали, а французская знать наслаждалась совсем другими гастрономическими изысками.

Стояла задача изменить такое положение дел, познакомить Францию с икрой и заставить полюбить ее. Петросяны были знакомы с Сезаром Ритцем, владельцем знаменитого парижского отеля Ritz, и пытались заинтересовать его своей идеей. Тот отказался от участия в икорном бизнесе и даже отговаривал от него, считая затею совершенно бесперспективной, а икру – слишком экзотичным для Франции продуктом. Однако уступил уговорам и из дружбы взял некоторое количество для ресторана отеля.

Братья не сдавались и устраивали многочисленные бесплатные дегустации в любых пригодных для этого местах – от Парижской гастрономической выставки до приватных вечеринок знаменитостей. Не будучи уверенными в успехе, рядом с дегустационными столами ставили плевательницы, чтобы не запачкать дорогие ковры. И многие гости ими пользовались. Вкус рыбьих яиц был столь непривычен, что проглотить их решались не все.

Дело шло туго, но усилия не были напрасными. Появилась позитивная пресса. Завсегдатаи модных раутов делились впечатлениями о новинке. Ритц оказался не прав – икра набирала поклонников и среди модной публики в его отеле. Потребовались годы, чтобы изысканная французская публика привыкла к этому странному вкусу и признала за икрой право называться деликатесом и предметом роскоши.

Рыбный союз

Петросяны расширяли и укрепляли связи с советской Россией. Через Наркомат рыбной промышленности им удалось получить эксклюзивное право на поставки советской икры во Францию, Швейцарию, США и Канаду.

К середине 1960-х гг. компания закупала две трети всей производимой в СССР икры. А ее связи с правительством были настолько крепки, что она стала единственной западной компанией, которой позволяли участвовать в вылове каспийского осетра и самой выбирать нужную ей икру.

Мушег Петросян еще до войны женился на Ирине Маиловой, дочери Элии Маилова, самого крупного производителя икры в царской России, наследника бакинской компании «Лазарь Маилов и сыновья». Этот союз помог укрепить и расширить бизнес. Их сын Армен, родившийся в 1949 г., вывел семейное дело на ту высоту, на которой оно находится теперь.

Армен возглавил семейный бизнес после смерти отца в 1981 г. (Брат Мушега, Мелкум, скончался в 1972 г.).

Сейчас бизнес по продаже черной икры составляет 35% оборота компании, а Армен Петросян является признанным королем икорного рынка. Эксперты считают, что он контролирует от 20 до 25% мировых продаж. Сам Армен называет более скромную цифру – 10–15%, что также очень немало.

Рожденный в икре

«Я родился в икре и едва в ней не помер», – приводит слова Армена Петросяна Sputnik Армения. В совсем юном возрасте он упал в бочку с икрой и чуть в ней не захлебнулся. Зато теперь он знает об икре все.

Перестройка в СССР, а затем и распад страны непосредственно коснулись компании Petrossian. Нарушились годами сформированные связи. Долгое время компания была монополистом в поставках российской черной икры каспийских осетров. Их поголовье и воспроизведение контролировали только две страны – СССР и Иран. Теперь же приходилось иметь дело с пятью государствами, ни одно из которых не было в состоянии контролировать популяцию осетровых, которая начала стремительно сокращаться, а также бороться с браконьерством.

С развалом Союза и икорной индустрии Петросян начал тестировать икру, выращенную на фермах. Сейчас его крупнейшими поставщиками являются фермерские хозяйства Китая, Америки, Франции и Германии. Петросян, как эксперт в этой области, считает, что между дикими и фермерскими осетрами принципиальной разницы нет, весь вопрос в «доведении до ума», то есть в засолке икры.

Армен Петросян расширил ассортимент: в нем помимо икры появились и другие товары. А главное, он решил сделать опору на собственные силы, создав комбинат, производящий до 500 т рыбы в год.

 «В 1998 г. мы первыми начали разводить рыбу для получения икры, хотя никто не верил в успех данного метода, – рассказывает Армен Петросян в интервью ресурсу armeniangc.com. – Когда в 2008 г. вышел запрет на ловлю дикого осетра, компания Petrossian имела значительное преимущество по сравнению с остальными игроками».

 «Мир икры изменился, особенно после развала Советского Союза. Но это неплохо, появляются новые технологии, новые сорта икры и новые клиенты по всему земному шару. И, конечно, я мечтаю дожить до того момента, когда смогу своими глазами увидеть возвращение Petrossian в Россию», приводит его слова сайт Sputnik Армения.

Товар не широкого спроса

Армен Петросян придумал гигантские 10-килограммовые банки с черной икрой: «Я создал три банки. Банка весом в 10 кг называется «Иван Грозный», 5-килограммовую я назвал «Екатерина Великая», а банку 2,5 кг – «Император Александр». Это в честь российских императоров, которые отражают уникальность той эпохи». 10-килограммовая банка икры от Petrossian стоит около 100 тыс. евро. Ассортимент «широкого спроса», без эксклюзива – от 1600 до 12 тыс. евро за кг.

Контроль качества икры в фирме расписан вплоть до мельчайших подробностей и категорически не приемлет малейшего отклонения от эталона.

«Нельзя есть икру металлической ложкой, портится вкус. И не надо добавлять никакой сметаны, икра – это самостоятельная амброзия! Максимум вторжения, которое она потерпит – рюмка водки или бокал шампанского», – вот урок гурманства от Петросяна. Никогда, учит он, никогда, нельзя есть икру с яйцами или солеными крекерами. Чтобы получить максимум наслаждения, надо взять немного икры с ложечки и раздавить ее языком о нёбо.

Petrossian продает более 10 сортов черной икры.

В 2001 г. компания закрыла свой завод в Пьерфит-сюр-Сен, чтобы перенести производство в Анжер, где создано более крупное и современное производство. Сегодняшний ассортимент икорной империи – копченая рыба и крабы, трюфели, фуа-гра, паштеты, сыры, шоколад. И, конечно, икра – осетровая, белужья, севрюжья. Самая престижная икра Петросянов называется Golden Caviar, стоит она от 25 тыс. долл. за кг.

Уже три поколения французов сразу узнают круглую металлическую банку, на которой парусник борется с бушующей волной, а ободком выведено Petrossian. Это символ черной икры и один из символов Франции, которая знает толк в хорошей еде. К фирменной таре прилагается перламутровая ложечка, по цене 6 евро за штуку.

Да здравствует революция!

Если русская революция стала колыбелью всего икорного бизнеса Петросянов, то иранская революция 1979 г. широко открыла им ворота на рынок США, сделав практически монополистами.

До начала 1950-х гг. единственным поставщиком каспийской икры был Советский Союз. В 1953 г. вернувшийся к власти иранский шах при поддержке США начал развивать собственную икорную отрасль, налаживать промысел и экспорт. Американские компании получили преимущественные права и привлекательные цены. Торговля Petrossian с США резко пошла на убыль. Если в 1958 г. доля советской икры (через Петросянов) на американском рынке составляла 90%, то уже в 1961 г. иранцы контролировали 95% рынка.

Революция 1979 г. и изгнание шаха буквально на блюдечке преподнесли американский рынок снова тем же Петросянам. Торговое эмбарго, введенное США против Ирана, положило конец официальным поставкам. Не воспользоваться таким шансом было нельзя. В 1980 г. французская компания Petrossian S.A. учреждает свое американское подразделение Petrossian Inc. Время было выбрано лучшее во всех отношениях – все больше американцев стали ездить в другие страны, туризм развивался, заветная металлическая баночка с парусником стала хорошо известна не только французам.

Сначала Petrossian открывал торговые точки в дорогих фешенебельных магазинах – уровня Bloomingdale's и Neiman Marcus. В 1984 г. наступило время настоящего прорыва: Petrossian открыл 70-местный икорный бар и ресторан в историческом здании Alwyn Court на Манхэттене, в четырех кварталах от Карнеги-холла. Затем рестораны открылись в Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе, причем последний – в принадлежавшем другому армянскому миллиардеру – Кирку Керкоряну – фешенебельном казино Bellagio.

В Сакраменто, столице шт. Калифорния, Петросян открыл завод по разведению осетровых рыб и производству черной икры, которую он поставляет в свои рестораны и магазины по всей территории США.

Сыновья Армена также занимаются семейным бизнесом. У руля компании сейчас стоят Микаель и Александр Петросяны. А Армен учит внуков разбираться в тонкостях икорного дела.

Ирина СКИБИНСКАЯ

К середине 1960-х гг. компания закупала две трети всей производимой в СССР икры

Самая престижная икра Петросянов называется Golden Caviar и стоит от 25 тыс. долл. за кг

Если русская революция стала колыбелью всего икорного бизнеса Петросянов, то иранская революция 1979 г. широко открыла им ворота на рынок США

Фирменный логотип Петросянов (парусник, идущий сквозь волны в лучах солнца) известен всем любителям черной икры

Первый магазин Петросянов на бульваре де Латур-Мобур, 18, сегодня входит в список культурных достопримечательностей Парижа. Внешний вид магазина не менялся с момента основания, и туристы заходят туда если не купить икры, то полюбоваться интерьером: хрустальными люстрами, деревянными панелями, яйцами «а-ля Фаберже» в стеклянных витринах и полутораметровым осетром, сделанным из серебряной сетки и украшенным стразами.

Из 24 видов осетровых лучшую, саму ценную икру дают лишь три – белуга, осетр и севрюга. Наилучшей считается икра белуги, обладающая особым тонким ароматом. Наименее дорогая – севрюжья икра. Цвет икры, считают эксперты, не имеет значения и не говорит о качестве продукта. Он зависит лишь от вида планктона, которым питалась рыба.

По данным газеты «Файнэншл таймс», сегодня в мире производится 350 т икры в год – значительно меньше, чем 30 лет назад производил один СССР. Крупнейшим производителем икры является Китай. Стоимость мирового рынка этого продукта оценивается в 350 млн – 500 млн долл.