тел. (495) 223-42-15

Цель – сохранить программу

Карантин из-за пандемии Covid-19 создал проблемы не только для организаторов выставок, но и для владельцев крупных выставочных комплексов. Об этом журналу «БиВ» рассказал генеральный директор Messe Frankfurt Rus Ойген АЛЛЕС.

Введение карантина из-за пандемии коронавируса оказало самое негативное влияние на выставочный сектор. Как это сказалось на бизнесе компании Messe Frankfurt в России, а также в других странах?

 – Действительно, карантин оказал негативное влияние на наш бизнес. Компания работает на выставочном рынке в 20 странах, и везде нам пришлось корректировать свою выставочную программу.

Как мы знаем, распространение вируса началось с Китая, где Messe Frankfurt проводит несколько больших выставок. По этой причине наша компания оказалась в числе первых, кому пришлось отменить свои мероприятия. Это произошло в самом начале года. Затем события начали развиваться как цепная реакция, в результате чего были отменены мероприятия в других странах. Десятки наших выставок должны были проходить в первом полугодии в разных странах Европы, Азии и Америки.

 Выставочная деятельность замерла и в России. Причем пострадали не только традиционные выставки, но и новые проекты. Так, Messe Frankfurt планировала провести в марте большую выставку Modern Bakery, но она была отменена. Отмена и перенос мероприятий практически во всех странах, где работает Messe Frankfurt, создали значительные организационные и финансовые проблемы.

Вместе с тем задача состояла в том, чтобы сохранить программу, поэтому практически все мероприятия были перенесены на более поздние сроки, чаще всего на 2021 г. Это породило сложные организационные проблемы, потребовало проведения многочисленных переговоров с участниками выставок. Наша цель состояла в том, чтобы сохранить статус мероприятий и условия участия, оговоренные для 2020 г.

Дополнительной сложностью для компании стало то, что она является владельцем большого выставочного комплекса, входящего в пятерку крупнейших в мире. Содержание такого комплекса требует значительных средств. Между тем, остановка выставочной деятельности существенно ограничила финансовые возможности компании, в то время как возобновление мероприятий связано с дополнительными усилиями и расходами.

Каковы самые ближайшие планы компании?

– В настоящее время Messe Frankfurt занимается подготовкой выставок, которые будут проводиться в условиях карантинных мер. Планируется возобновить выставочные мероприятия в октябре, начав с крупнейшей в мире книжной ярмарки BuchMesse. Очевидно, что действующие карантинные ограничения и проблемы с авиасообщением скажутся на ее размерах. В ней не смогут принять участие многие иностранные компании. Ярмарка будет существенно меньше, чем обычно. Но зато значительно расширится часть экспозиции в новом формате, который предоставляет возможность участвовать в выставке онлайн.

Вообще нарушение авиасообщения стало дополнительной проблемой. Ограничения полетов различны для разных стран, меняются по срокам. Все это создает большие сложности для планирования выставочных мероприятий. Например, в наших выставках всегда активное участие принимали китайские компании. Но сейчас их прилет в Европу весьма проблематичен, что для нашей компании приводит к большим потерям.

Надо сказать, что кризисные ситуации вынуждают искать нетрадиционные решения для продолжения работы. В новых условиях Messe Frankfurt стремится оптимизировать бизнес-процессы, поддерживая самые тесные контакты со всеми компаниями, работающими в секторах наших выставок, создавая максимальные выгоды для своих клиентов. В период карантина мы организовали более 130 вебинаров с нашими партнерами по темам выставок Messe Frankfurt. Отложенные в июне выставки Rosmould и Rosplast пройдут онлайн в конце сентября. В онлайн-формате пройдет в этом году выставка Heimtextil.

В последние годы, даже и до кризиса, различные онлайн-форматы стали все шире проникать в выставочную деятельность. Стал ли в этом смысле карантин катализатором этих новых процессов?

– У этой проблемы две стороны. Во-первых, выставка – это, прежде всего, физическое общение специалистов, работающих в своей области. Важность этого несомненна, и поэтому мы видим сохранение высокого интереса к офлайн-мероприятиям. Сейчас, например, наблюдается большая активность в бронировании участия в выставках в 2021 г. Особенный спрос есть в отношении В2В-мероприятий.  

Вместе с тем в некоторых секторах существует заметная востребованность онлайн-технологий. В частности, это относится ко многим потребительским товарам и строительным материалам. В период карантина, в силу невозможности прибытия компаний на место проведения выставки, естественно, более активно стали использоваться онлайн-технологии. Для таких гибридных выставок разработаны специальные компьютерные программы, предоставляющие возможность получения всей необходимой информации и живого общения участников, находящихся в разных странах.

Хочу сказать, что Messe Frankfurt – одна из самых старых выставочных компаний, которая пережила много разных кризисов. И во все периоды всегда существовал высокий спрос на реальные выставки, которые предоставляют возможность живого общения, обмена идеями, рождения новых инвестиционных проектов. Прямые контакты специалистов, происходящие на выставках, являются основой технического прогресса и экономического развития. Таким образом, выставки – это нечто большее, чем просто показ товаров, и интерес к ним будет всегда высоким.

Так что, надо полагать, новые технологии будут внедряться параллельно с использованием традиционных форматов, дополняя их и создавая новые возможности для участников выставок.  

Можно ли ожидать, и когда, восстановления прежних объемов выставочной программы, как по площади, так и по финансовым показателям?

– Восстановление прежних объемов выставочной программы во многом зависит от успехов борьбы с коронавирусом. Будем надеяться, что создание в ближайшее время вакцины от коронавируса позволит нам вернуться к прежним, нормальным условиям проведения выставок.

Возвращение к докризисным показателям по размерам площади мероприятий, полагаю, не займет много времени. Мы уже сейчас наблюдаем высокую активность бронирования стендов на выставках будущего года. Суммарно заказы на данный момент составляют примерно 70% от уровня прошлого года. Сложнее обстоит дело с достижением прежних финансовых показателей. В этом отношении существенным является фактор экономического кризиса после эпидемии. Компании не готовы расходовать сейчас такие же средства на участие в выставках, как это было в прошлом году. Видимо, потребуется некоторое время для оживления экономики. По некоторым оценкам, выставочная отрасль сможет полностью восстановиться к началу 2023 г.

Беседовал Борис ПАВЛОВ

Объем заказов на участие в выставках Messe Frankfurt в 2021 г. составляет в настоящее время примерно 70% от уровня прошлого года

Messe Frankfurt Rus проводит в России 15 выставок и является оператором двух экспозиций, организуемых министерством торговли Китая  

Новые технологии будут внедряться параллельно с использованием традиционных форматов, дополняя их и создавая новые возможности для участников выставок

Цель Messe Frankfurt в условиях карантина состояла в том, чтобы сохранить статус мероприятий и условия участия, оговоренные для 2020 г. В период карантина Messe Frankfurt организовала более 130 вебинаров с партнерами по темам своих выставок.

Компания Messe Frankfurt управляет третьим по величине в мире выставочным комплексом площадью около 370 тыс. кв. м, включающим 12 выставочных павильонов. Messe Frankfurt ежегодно проводит более 250 конференций и конгрессов, порядка 150 выставок в Германии и других странах. В компании работает 2600 человек, она имеет офисы в 30 странах. Оборот в 2019 г. составил 661 млн евро.