тел. (495) 223-42-15

Вопросы без ответов

С момента появления Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 г.» эксперты и официальные лица соревнуются, предлагая самые разные пути решения поставленных там задач, а именно прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны. 

Правительственные чиновники сохраняют бодрость и излучают оптимизм, убеждая самих себя и окружающих, что эти цели вполне достижимы и достигаются уже. Экономисты, и в их числе нынешний глава Счетной палаты Алексей Кудрин, несколько остужают излишний оптимизм и вносят диссонанс в победный хор. По их мнению, при сохранении нынешней структуры государственных расходов целей развития достичь не удастся.

Эта тема была одной из главных на состоявшемся в Москве X Гайдаровском форуме.

Вице-премьер правительства, министр финансов Антон Силуанов напомнил, что национальные проекты – это лишь инструментарий для достижения более глобальных целей. По его словам, для каждой национальной цели в правительстве есть свой план, который и позволит ее выполнить.

«Национальные проекты – это не столько ресурсы, сколько инструмент управления задачами и целями… У нас есть понимание, что делать, кто будет делать, как это будет делаться. Это инновация в нашем управлении. И я уверен, что с учетом выстраивания системы с федерального уровня до муниципального по решению этих глобальных задач, выстраивания системы мониторинга, системы вовлеченности всех органов власти и местного самоуправления в этот процесс мы добьемся результата», – сказал Антон Силуанов.

У главы Счетной палаты Алексея Кудрина свой взгляд на всю проблематику нацпроектов. По оценкам Счетной палаты, майские указы президента 2012 г. были выполнены лишь на 70%, а полномасштабного обсуждения результатов их выполнения не было. «В 2012 г. ставилось также много целей и задач, но по-настоящему подведения итогов, я считаю, не было, мы не обсудили результаты», – заявил Алексей Кудрин. По его оценкам, не была достигнута цель создания 25 млн новых рабочих мест, «достигнуто 16 млн после изменения методики», – заметил он. – Повышение производительности труда должно было увеличиться за 6 лет на 50%, увеличено всего на 5%. Были даже годы, когда производительность труда в стране падала. В 2008 г. в Концепции долгосрочного развития была поставлена задача, чтобы вывести [долю предприятий, осуществляющих технологические новации] на 40%. В тот момент это было 8%, на сегодняшний день – 8%. То есть у нас не изменилась доля компаний, осуществляющих технологические новации», – сказал Кудрин.

Он позитивно оценил новую систему мониторинга выполнения Указа Президента и персональной ответственности. Но вместе с тем подчеркнул, что для того, чтобы подстегнуть темпы роста и вывести экономику страны на пятое место в мире, национальных проектов недостаточно. По его мнению, необходимы структурные шаги. Например, реформирование государственного управления, сокращение государства в экономике. «Реструктуризация некоторых госкомпаний, перевод их в то же положение, как и обычный частный сектор, приватизация. Но этой части в нацпроектах вообще нет», – отметил Кудрин. «Нужно существенно увеличить полномочия субъектов, передать часть земельных ресурсов субъектам. Это серьезные структурные шаги, они не все прописаны в нацпроектах. Я считаю, что нам требуются дополнительные меры политики, которые создадут драйв и экономический рост».

Кроме того, он обратил внимание на чрезвычайную сложность соподчиненности государственных программ, федеральных программ и национальных проектов. «Мне кажется, что сейчас иерархия нацпроектов и госпрограмм стала очень сложной. Все нацпроекты расписаны и распределены в государственных программах, расписаны в бюджетном планировании. Попасть в бюджет можно только через госпрограмму. Хотя мы хотим сконцентрироваться на приоритетах, но, оказывается, одна госпрограмма должна выполнять несколько национальных проектов. Получается, у нас постоянно сбивается фокус. Один человек, ответственный за реализацию, должен держать фокус, управлять ресурсом и работать на трех вице-премьеров. Это довольно сложная система», – заметил Кудрин. В качестве примера он привел нацпроект «Демография», который будет осуществляться через 8 госпрограмм, учтенных в бюджете. При этом одна госпрограмма должна выполнять несколько нацпроектов. Таким образом, по мнению Кудрина, сейчас создана очень сложная система управления, которая делает всю конструкцию крайне неповоротливой.

Что касается мониторинга исполнения программ и планов, то Кудрин заметил, что сейчас 70% показателей нацпроектов не мониторятся. «Но, мне кажется, в нашем разговоре можно подвести отдельную черту: мы немножко фетишизируем систему показателей, считая, раз мы их поставили, то все туда придут и все будут ориентированы. Вообще достижение ключевых показателей, будь то экономический рост, снижение бедности, продолжительность жизни, технологическое развитие страны, зависят в целом от политики, от ее последовательности. Последовательность, целостность политики, создание доверия ко всей политике не всегда описывается иерархией показателей. Важное качество, которым должно обладать правительство – это доверие. Мы видим сейчас по опросам, что доверие не такое высокое. А от него зависит мнение конечного участника рынка. Вопрос: сегодня инвестор или простой гражданин верит в эту систему? Система должна вызывать доверие, она должна быть проще, эти приоритеты должны четко мониториться. Но приоритеты – это не 3 тыс. показателей, и не тысяча, даже и 115 многовато. Мы должны построить ту модель политики нашего правительства, которая бы вызывала доверие. Сегодня, повторяю, этих шагов и мер доверия недостаточно».

С ним согласились и мэр Москвы Сергей Собянин, и министр финансов Антон Силуанов. «Люди реагируют не на проекты, которые только профессионалы могут понять, а на то, что они видят каждый день, меняется город или нет. Если ничего не меняется в его обыденной жизни и он не видит внешних изменений, то сколько ни рассказывай про эти проекты, проку не будет. Поэтому и поставлена задача, чтобы уже в следующем году мы видели какие-то позитивные изменения в реальных сферах и отраслях», – сказал Собянин. «Нас будут оценивать люди не по показателям, а по изменениям в городах, дома, на работе, в школах, поликлиниках. Именно на эти цели будут направлены усилия по реализации нацпроектов, – пообещал Силуанов. – … Действительно, от того, насколько будет видна деятельность правительства, регионов по реализации этих целей, во многом будет формироваться то доверие, о котором говорил Алексей Леонидович».

Кудрин также привлек внимание к приоритетам развития, которые не лежат в плоскости исполнения национальных проектов. Он, в частности поддержал идею главы правительства о «регуляторной гильотине» (он напомнил, что этот проект подготовлен ЦСР, который и определил масштаб необходимых сокращений). «У нас за успешными предприятиями выстраивается очередь из проверяющих организаций. Как сделать работу первичного звена бизнеса более понятной, прозрачной, легкой? От этого будут зависеть их инвестиции, их обратная реакция, готовность вкладывать в стране. В 2018 г. общесуммарная прибыль у нас в стране выросла более чем на 30%. А инвестиции в процентах к ВВП, по предварительным данным, возможно, даже сократились. С 21,7%, как было в 2017 г., до 21% в 2018. А одна из целей – дойти до 25%. Кстати, в предыдущие шесть лет ставилась задача дойти до 27%. Тоже цель, которая не была выполнена. Вопрос: почему не раскачался частный сектор, госсектор, и не ринулся инвестировать свои финансовые возможности? Мы знаем, что на счетах предприятий лежит свободный объем ресурсов в депозитах, равный годовому объему инвестиций в РФ. Пока риски настолько высоки, что не идут эти инвестиции. Где перелом в понимании?»

Он также вернулся к своему пониманию вопроса о факторах экономического роста, которое высказывал уже неоднократно.

«Я возвращаюсь еще к одному ключевому аспекту: темпы роста, которые мы должны вывести на 3–3,5%». Они будут осуществляться через три фактора экономического роста. Во-первых, это трудовые ресурсы, которые будут сокращаться. Они будут давать минус в экономический рост, будут влиять на него негативно. Два других фактора – инвестиции и рост производительности – должны расти такими темпами, чтобы перекрыть этот минус. «Напомню, что у нас за последние 6 лет производительность в некоторые годы даже падала. Что мы должны такое сделать, чтобы у нас инвесторы не только захотели инвестировать, а инвестировали в передовые технологии, хотели бы опережать и работать и на российском, и на мировом рынке? – задал он вопрос. – Добиться 3%-ного роста в год сейчас – сверхтяжелая задача. Многими нацпроектами она не решается. Но что нужно изменить сегодня, чтобы темп роста вышел на 3%? Вот здесь нужно серьезно подумать. Что станет ключевым? Произойдет ли перелом настроений инвесторов у нас в России?»

«Я считаю, рост – это пока труднодостижимый показатель, и тем самым он снижает ресурсы для решения всех других задач, – продолжил Кудрин свою мысль. – Чтобы решить проблему выхода на мировые рынки, получать оттуда технологии и поставлять туда лучшую продукцию, нам не обязательно поставлять туда готовую продукцию. Достаточно стать лучшими и поставлять какие-то компоненты. Но тогда нам нужно улучшение наших отношений с другими странами. Нам нужен более благоприятный мировой порядок, мы должны содействовать этому. Без этого недостижимы показатели нашей внутренней экономики. Перечень шагов должен начинаться с улучшения наших позиций на мировых рынках».

Есть и другие риски невыполнения поставленных целей. В 2019 г. на все нацпроекты, включая инфраструктурный, будет потрачено 1,7 трлн руб. Самые большие расходы будут по проекту «Демография» – 517 млрд., затем по комплексному плану и модернизации – 348 млрд., остальные – 100–160 млрд. Это примерно 9,5% от федерального бюджета 2019 г. Остальные 90,5% – это другие расходы. «Мы считаем, недостаточно учтены приоритеты, связанные с образованием, здравоохранением и инфраструктурой. Мы изучили опыт других стран. Нам нужно было примерно 3% ВВП добавить к трем основным вещам: образованию, здравоохранению, инфраструктуре. Если же посмотреть, как на ближайшие три года спланирован бюджет, там нет изменений в структуре расходов ВВП. Расходы на образование и здравоохранение растут лишь в соответствии с темпами роста и индексацией. И не больше. Вопрос: это прорыв в области здравоохранения? Если мы действительно хотим уменьшить смертность? То же самое и в образовании. Проектом «Образование» предусмотрено более 700 млрд руб. на 6 лет. Там технологические классы, ликвидация третьей смены школы, оборудование ряда университетов. Сейчас на оборудование университетов в год тратится 14 млрд. Из 18 трлн руб. федерального бюджета – 14 млрд в год! На всю страну, на все более 1 тыс. университетов. Это какое состояние страны, которая хочет двинуться вперед?!» – задал риторический вопрос глава Счетной палаты.  

Антон Силуанов был настроен более позитивно. Он считает, что база для рывка создана. «В последние годы мы сделали такую конструкцию, что практически не зависим от внешней конъюнктуры. Я имею в виду прогнозируемость курса, инфляцию, прогнозируемость основных макроэкономических показателей, которые являются основой для принятия решений об инвестировании. Это очень важно для инвесторов. То есть база создана. … У нас теперь каждое ведомство отвечает за рост инвестиций, включая социальные. Считаю, что такой комплексный подход позволит сдвинуть с места этот вопрос».

«Что такое современная экономика? Это когда доля государства по сравнению с нынешним уровнем будет снижаться, когда частный бизнес будет работать в тех отраслях, где сегодня доминируют государственные предприятия. Конечно, это еще и цифровизация. И на все это у нас есть соответствующие планы и ресурсы, мы знаем, как это делать. Планы очень амбициозные. И задачи перед нами стоят такие же. Если мы не сделаем сейчас рывок, о котором говорил президент, то не войдем в круг стран, которые определяют экономическое развитие, которые являются законодателями в технологиях. Такой прорыв нужно осуществить. Ресурсы, инструменты, люди у нас есть».

Завершая панельную дискуссию, Антон Силуанов отметил, что россияне вскоре почувствуют эффект от реализации национальных проектов в разных сферах жизни, в том числе в медицине, в инфраструктуре и в возможности развивать бизнес.

БиВ

Люди реагируют не на проекты, которые только профессионалы могут понять, а на то, что они видят каждый день

На счетах предприятий лежит свободный объем ресурсов в депозитах, равный годовому объему инвестиций в РФ

В 2019 г. на все нацпроекты, включая инфраструктурный, будет потрачено 1,7 трлн руб. Самые большие расходы будут по проекту «Демография» – 517 млрд руб.

Бюджет, спланированный на три года вперед, не предусматривает изменений в структуре расходов ВВП

По словам А. Силуанова, создается механизм, который будет стимулировать бизнес вкладывать деньги в проекты

При сохранении нынешней структуры государственных расходов целей развития достичь не удастся

В панельной дискуссии «Национальные цели развития: стратегия России 2018–2024» приняли участие Антон Силуанов, первый заместитель председателя правительства РФ, министр финансов; Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты и Сергей Собянин, мэр Москвы, руководитель рабочей группы Госсовета по вопросу реализации майского указа Президента Российской Федерации.