Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В первый день работы форума на пленарной дискуссии «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды» выступил председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. В своей речи он описал новые вызовы для мировой экономики и подробно остановился на трех важных аспектах развития России: инфраструктуре, цифровизации и требованиях к бизнесу со стороны контрольно-надзорных органов.
Дмитрий Медведев, в частности, напомнил о том, что тема первого Гайдаровского форума – «Россия и мир. Вызовы нового десятилетия» – тесно перекликается с темой нынешнего, 10-го форума. Он отметил, что «это десятилетие принесло немало вызовов. Частично они были вполне предсказуемы, во многом они стали неожиданными. И по своему охвату с ними сейчас сталкиваются и развитые, и развивающиеся экономики, страны с разной социальной структурой, с разным политическим устройством, и мировая экономика в целом. Вызовы эти, если говорить об их масштабах, беспрецедентны».
Он подробно остановился на анализе общемировых проблем и возникновении совершенно новых тенденций.
– Глобальные изменения инвестиционных рынков и появление новых рынков, прежде всего речь идет о структуре энергетического рынка, о повышении доли энергетически эффективных источников энергии и экологически современных источников, обострение конкуренции, рост протекционизма – эту линию можно продолжать. Невозможно не вспомнить и про экологические проблемы. Если говорить о социальной стороне, то, к сожалению, усиливается и социальное неравенство, которое провоцирует массовое недовольство даже в весьма благополучных странах и которое может расти из-за проблем в сфере занятости.
Несправедливость распределения выгод от развития глобальной экономики, невозможность расширения международной торговли, диспропорция между растущим весом развивающихся стран и их участием в определении правил международной торговли. Об этом говорят уже давно, но, как принято говорить в этих случаях, воз и ныне там. Эти правила остаются прежними, а эта диспропорция все более рельефна.
Перечисленные вызовы не только взаимосвязаны. Они создают новые, например, все, что связано с умными вещами, цифровыми двойниками, беспилотным транспортом, 3D-технологиями в строительстве, в производстве требуют совершенно новых подходов к управлению и к подготовке кадров. Свободный доступ к информации требует другого уровня защиты общественной безопасности и частной жизни. Здесь концентрируется огромный новый потенциал, и, как обычно, с таким потенциалом концентрируются и огромные риски.
Многие глобальные тенденции только формируются, некоторые из них абсолютно очевидны, другие – плохо управляемы, им трудно дать оценку, непонятно вообще, к чему они приведут. Привычные модели, которые мы всегда создавали, чтобы спрогнозировать жизнь на 10–20–30 лет вперед, все чаще теряют практический смысл. Почему? Потому что мы планируем, апеллируя к своему опыту, а этот опыт прошедший, зачастую он определенно не годится. Мир меняется слишком быстро, и устаревают наши прошлые выводы, на них трудно базировать, основывать подходы на будущее.
Переходя к сугубо российским проблемам, председатель правительства напомнил, что российская стратегия на среднесрочную перспективу сформулирована в Указе президента от 7 мая 2018 г.
– Если характеризовать наши планы коротко, то, во-первых, это амбициозные, но конкретные целевые показатели. Во-вторых, адекватное ресурсное и кадровое обеспечение. И в-третьих, это проектный подход, который позволяет не только контролировать то, как идут дела, но и вовремя увидеть, где нужны коррективы, а они точно потребуются, в том числе из-за тех глобальных трендов, о которых я только что сказал. Таким образом, мы четко структурируем работу по достижению национальных целей развития, стремимся использовать не только свои традиционные преимущества, но и трансформировать глобальные вызовы в новые источники роста.
Далее Дмитрий Медведев четко определил три важнейших направления дальнейшего развития России: это развитие инфраструктуры, цифровизация и облегчение условий ведения бизнеса за счет сокращения контрольно-надзорного давления. Он, в частности, сказал:
– В мире немного государств, которые не относили бы развитие инфраструктуры к числу своих приоритетов. Для такой большой и сложной страны, как Россия, модернизация инфраструктуры, транспортной, энергетической, информационной, социальной имеет особое значение и с точки зрения равномерного пространственного развития, выравнивания уровня жизни, и с точки зрения более эффективного участия в глобальных, транспортных и логистических проектах. Разработан отдельный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. На его реализацию до 2024 г. мы планируем потратить из всех источников, включая внебюджетные, около 6 трлн руб., это около 100 млрд долл. Развитие социальной инфраструктуры предусмотрено и другими национальными проектами. Но особый акцент мы делаем на эффективности использования этих средств, а также на привлечении частных инвестиций. И принципиальным моментом является создание стимулирующей деловой среды.
Несмотря на очевидные успехи в этом направлении, нам еще очень многое предстоит сделать. Остановлюсь на одном из весьма острых аспектов. Речь идет о контроле и надзоре. До сих пор количество так называемых обязательных требований, которые предъявляются к бизнесу при проверках, действительно необоснованно завышено. Только устанавливающих их нормативных актов более 9 тыс. Многие требования создавались еще в советские времена, устарели не только морально, но и технологически. Некоторые из них выглядят просто забавно, если бы они не содержали в себе такой ограничивающий потенциал и не создавали риски. Вот я посмотрел, например, в сфере санитарно-эпидемиологического регулирования есть требование – и оно сохраняется – к организациям общественного питания по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета. Причем это дословно звучит так: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут». Иначе жарить нельзя, пометьте себе те, кто планирует заняться этим видом деятельности. Таких абсурдных требований предостаточно, и надо просто что-то с этим делать. Что? Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего в таких зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины. В чем она заключается? Все эти ранее действующие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу. Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. И в соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий. Задача эта не простая. Поэтому нужно будет создать специальную дорожную карту. На выходе мы должны получить современные нормы, которые будут понятными как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов, ну а результатом является прозрачная система контроля, которая нацелена на решение и задач безопасности потребителей, и на ускорение экономического роста.
Дмитрий Медведев подробно остановился на развитии цифровых технологий, отметив, что эта тема требует отдельного серьезного обсуждения.
– Цифровая повестка дня стала по-настоящему международной. Выработка единых цифровых стандартов, правил электронной коммерции, защита персональных данных, киберугроза – все это требует совместного обсуждения и скоординированных действий. Россия, как и многие другие страны, выделяет цифровизацию в один из приоритетов национального развития. У нас в целом неплохие исходные позиции, если смотреть на уровень развития нашей страны и других стран. Но с другой стороны, у нас существует серьезный цифровой разрыв в развитии по отраслям и по регионам, есть безусловные компании-лидеры, и в то же время значительная часть бизнеса является пассивным наблюдателей в этой сфере. И есть еще одна проблема – это дефицит соответствующих компетенций в государственном аппарате, вплоть до муниципалитетов. В отраслевых ведомствах, в правоохранительной системе, по некоторым оценкам, нам нужно переобучить не менее миллиона специалистов, а значит максимально оперативно разработают соответствующие программы, учитывая, что тот предмет, которому предстоит учить, развивается с космической скоростью. Причем этот вызов стоит перед всей системой традиционного образования. Школьники и студенты уже сейчас разговаривают с преподавателями буквально на разных языках, и этот вопрос нужно адресовать не к школьникам, а к их наставникам.
Радикальная трансформация рынка труда и связанные с этим изменения в социальной сфере – еще одна тема, которую затронул в своем выступлении председатель правительства. «Для большинства стран общими являются несколько острых вопросов: как обеспечить вовлеченность всех граждан в новую технологическую волну, как будут обеспечиваться права тех, кто в связи с развитием технологий по сути выходит из-под системы социальной защиты, и что будет происходить с самой системой социальной защиты по мере развития все этих трендов и нарастания этих социальных явлений. Как должна быть в этом случае трансформирована налоговая система, чтобы соответствовать таким серьезным изменениям. Это пока только вопросы, но ответы на них нужно искать как можно скорее».
БиВ
Свободный доступ к информации требует другого уровня защиты общественной безопасности и частной жизни
Мир меняется слишком быстро, и наши прошлые выводы устаревают, на них трудно базировать подходы на будущее
Для такой большой и сложной страны, как Россия модернизация инфраструктуры, транспортной, энергетической, информационной, социальной имеет особое значение
Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины
До сих пор количество обязательных требований, которые у нас предъявляются к бизнесу при проверках, необоснованно завышены. Только устанавливающих их нормативных актов более 9 тыс. Многие требования создавались еще в советские времена, устарели не только морально, но и технологически.