Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Проведение одновременно двух международных выставок – в Барселоне и Севилье в 1929–1930 гг. – стало редким случаем удачного совпадения первоначально не связанных друг с другом решений. Однако ход мировой истории не позволил этим выставкам превратиться в значимые события глобального масштаба.
Барселона
Идея организации большой международной выставки в Барселоне была выдвинута впервые в 1905 г. Инициаторы решили повторить успех предыдущей экспозиции 1888 г. (БиВ №3, 2014 г.), сыгравшей заметную роль в развитии инфраструктуры города и оживлении деловой активности. Новую выставку организаторы предложили расположить на холме Монжуик и у его подножья.
Согласно первоначальному плану предполагалось открыть выставку в 1917 г. Однако начало Первой мировой войны поломало эти планы, мероприятие пришлось отложить.
Подготовка территории и строительство павильонов были в целом закончены в 1923 г. Подготовительные работы финансировали администрация Барселоны и правительство Испании, которое понимало, что подобная выставка повысит международный престиж страны. Однако открытие выставки снова пришлось отложить, теперь уже в связи с политическими потрясениями в самой Испании. Здесь установилась диктатура генерала Примо де Ривера.
В 1925 г. организаторы экспозиции объявили о ее новой концепции, направленной на демонстрацию достижений в промышленности, спорте и искусстве. Первоначально основной идеей мероприятия должен был стать «Мир электричества», однако к концу 1920-х гг. эта тема явно потеряла актуальность. В новом «обличии» экспозиция получила официальное название Барселонская международная выставка, она стала первым мероприятием под брендом EXPO, поддержанным Бюро международных выставок (BIE), которое было создано совсем недавно, в 1928 г.
В конце концов, 20 мая 1929 г., выставка была открыта. В церемонии участвовали король Испании Альфонсо ХIII и премьер-министр генерал Примо де Ривера.
Экспозиция занимала площадь в 118 га. На ее строительство было затрачено 25,1 млн долл. (по оценкам некоторых тогдашних газет – до 40 млн долл.). В выставке приняли участие 20 стран из Европы, а также несколько организаций и частных компаний из США и Японии. Она проработала до 15 января 1930 г.
Севилья
Несколькими днями раньше, чем в Барселоне (9 мая 1929 г.), в Севилье начала работу другая большая международная экспозиция, названная Иберийско-Американской выставкой.
В 20-е гг. прошлого века Севилья была относительно слаборазвитым городом по сравнению с другими крупными городами Испании. В реконструкции и развитии нуждались многие городские системы, включая водопроводную, дорожную, канализационную, освещение улиц, существовал острый дефицит жилья и гостиниц.
В этих условиях патриоты города в 1909 г. выдвинули идею организации большой международной выставки, в ходе подготовки которой можно было бы модернизировать городское хозяйство, усовершенствовать планировку, построить новые отели и улучшить условия для туризма. Предполагалось, что это позволит создать много новых рабочих мест, активизировать экономическую жизнь.
В качестве главной идеи выставки было предложено укрепление отношений с латиноамериканскими странами, большинство из которых имели испанские корни и ранее являлись испанскими или португальскими колониями.
Идею проведения выставки в Севилье энергично поддержал король Альфонсо ХIII, который симпатизировал городу. Экспозицию решили расположить в парке Марии-Луизы, который в 1914 г. начали переустраивать под это мероприятие. Для него выделили территорию площадью около 70 га. В ходе подготовки было расширено русло протекающей через город реки Гвадалквивир, что улучшило условия судоходства. В самой Севилье было построено 74 новых здания.
Выставку поддержали практически все страны Южной и Центральной Америки, а также США, которые выделили 700 тыс. долл. на организационные работы. В мероприятии в Севилье приняли участие 18 государств. Выставка работала до 21 июня 1930 г.
Новая архитектура
EXPO в Барселоне способствовало превращению города в современный мегаполис, в городе было построено метро, создана система подземного транспорта. Горожане с восторгом принимали многочисленные мероприятия, сопровождавшие выставку – военные парады, бои быков, театральные представления. Большое внимание привлек полет дирижабля Цеппелин.
Сама экспозиция в Барселоне была примечательна своей архитектурой. Она начиналась от площади Испании, вокруг которой были построены 4 больших отеля, затем широким проспектом уходила к подножию горы Монжуик. Здесь был устроен огромный Фонтан чудес, от которого лестница вела вверх, к Национальному дворцу. Вдоль проспекта, по обе его стороны, были построены павильоны: Дворец костюмов (площадью 6,5 тыс. кв. м), Дворец транспорта и связи (16 тыс. кв. м), Дворец металлургии, электричества и двигателей (16 тыс. кв. м), Центр современного искусства (14 тыс. кв. м). В настоящее время эти здания используются как павильоны Барселонского выставочного центра.
Наряду с этим на близлежащих площадках были построены большие павильоны Текстильного производства (20 тыс. кв. м), Сельского хозяйства (16 тыс. кв. м), Декоративно-прикладного искусства (12 тыс. кв. м), Южный дворец (26 тыс. кв. м), а также несколько разных относительно небольших павильонов размером от 2 тыс. до 5 тыс. кв. м.
Главным зданием экспозиции был Национальный дворец (32 тыс. кв. м), в котором проходила торжественная церемония открытия выставки. С 1934 г. в здании располагается музей национального искусства Каталонии.
Оригинальную национальную архитектуру имели 10 павильонов отдельных стран-участниц. Они были спроектированы известными мастерами. В частности, немецкий павильон был построен архитектором-модернистом Людвигом Мис ван дер Роэ в стиле минимализма, приобретавшего в то время широкую популярность. В экспозиции были представлены также 10 павильонов крупных компаний и разных общественных объединений.
Примечательным сооружением стал театр Грек, построенный на открытом воздухе в форме древнегреческого амфитеатра. Он имел диаметр 70 м и вмещал 2 тыс. зрителей. В настоящее время в нем проводится летний городской фестиваль Грек.
Огромной популярностью пользовалась Испанская деревня, представлявшая собой воспроизведение старых испанских поселений. Здесь было построено более 300 домов в национальном стиле, в них размещались мастерские по производству оружия, кожаных и текстильных изделий, торговые лавки с сувенирами и товарами декоративно-прикладного искусства. Испанская деревня является достопримечательностью Барселоны и в настоящее время.
Всего выставке приняли участие 1714 организаций и компаний, которые представили 129 тыс. экспонатов. Общая площадь павильонов составила около 1,2 млн кв. м. Большинство зданий сохранились до наших дней и используются для различных целей. Выставка имела большую популярность у местного населения, ее посетили 5,8 млн человек.
В старом испанском стиле
Выставка в Севилье, несмотря на меньшие размеры по сравнению с Барселоной, также была весьма оригинальной в архитектурном отношении. Все участники экспозиции, латиноамериканские страны, построили собственные павильоны в национальном стиле. Многие из них планировали использовать построенные здания после закрытия выставки в качестве консульских представительств.
Центром экспозиции была площадь Испании, вокруг которой полукругом располагался испанский павильон. В нем разместилась экспозиция, посвященная освоению Нового Света первопроходцами. В настоящее время здание используется под правительственные офисы и военный музей.
Территория вокруг главного здания была оформлена в старом испанском стиле с использованием керамической плитки, производство которой – одна из традиций региона. Одним из элементов ландшафтного дизайна был парковый пруд, через который построили 4 моста, символизировавшие древние испанские королевства. Старый испанский стиль был воспроизведен настолько удачно и живописно, что и в наши дни парк Марии-Луизы не потерял своей особой привлекательности. Кинорежиссеры часто используют его в качестве натуры. В частности, здесь снимались «Лоуренс Аравийский», «Звездные войны – Атака клонов», «Диктатор».
Мировой кризис
Выставки в Барселоне и Севилье не конкурировали, а, напротив, удачно дополняли друг друга и составляли единую экспозицию, которую испанское правительство нарекло Всеобщей выставкой Испании. В Барселоне делался акцент на развитии промышленности и коммерции, а в Севилье преобладала идея развития культурных связей и отношений со странами американского континента.
Вместе с тем обе эти выставки не стали выдающимися международными событиями. И в этом нет вины организаторов или городских властей. С самого начала в их еще не начавшуюся жизнь вмешивались мировые события, выходившие за пределы влияния одной страны. Когда, наконец, показалось, что о Первой мировой войне можно забыть и начать строить нормальную благополучную жизнь, развивать международные связи и приглашать гостей, разразился мировой экономический кризис, произошел крах Нью-Йоркской фондовой биржи, началась Великая депрессия. Период работы обеих выставок как раз совпал с началом этого кризиса. Это существенно сократило посещаемость и международную популярность мероприятий. В результате выставка в Барселоне оказалась экономически убыточной с дефицитом 140 млн песет. Экспозиция в Севилье также не имела коммерческого успеха.
Тем не менее обе выставки сыграли важную роль в развитии двух городов. Они способствовали увеличению их населения, урбанизации, изменению архитектурного облика, совершенствованию инфраструктуры. Была улучшена городская планировка, в построенных павильонах впоследствии разместились музеи.
Борис ПАВЛОВ
Выставка в Барселоне работала с 20 мая 1929 г. до 15 января 1930 г. Ее посетили 5,8 млн человек
Выставка в Севилье работала с 9 мая 1929 г. до 21 июня 1930 г. В ней принимали участие 18 стран Южной и Центральной Америки
Для обеих выставок незадолго до их открытия была разработана единая символика – одинаковые флаг и герб
Выставка в Барселоне стала первым мероприятием под брендом EXPO, поддержанным Бюро международных выставок (BIE), созданным в 1928 г.
Севилья в средние века служила центром формирования экспедиций по освоению американского континента, названного тогда Новым Светом. В память о том времени в городе установлена копия судна Христофора Колумба «Санта Мария», на котором он совершал свои экспедиции в Америку.
В 1992 г. Барселона и Севилья снова одновременно стали организаторами больших международных мероприятий. В Барселоне прошли XXV летние Олимпийские игры, а в Севилье состоялась Всемирная выставка EXPO под девизом «Эпоха открытий».
Знаменитым сооружением в Барселоне стал стадион, построенный в спортивной зоне выставки. Он был рассчитан на 62 тыс. зрителей и являлся в то время вторым по размерам в Европе после британского Уэмбли. В 90-е гг. ХХ в. его реконструировали для проведения соревнований летней Олимпиады 1992 г.