Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Товары для дома – настолько широкая категория, что назвать все крупные международные выставки, на которых они присутствуют, – занятие почти безнадежное. Тем не менее, существуют проекты, сама концепция которых связана с идеей формирования современного дома.
Уютный, удобный, здоровый, насыщенный техникой и, разумеется, красивый дом. Именно по этому признаку можно выделить несколько крупных выставочных событий. Каждое из них имеет собственное лицо и не похоже на другие.
Ambiente: весь мир декора и интерьера
Международная выставка современного интерьера и стиля жизни Ambiente в этом году отмечает 70-летний юбилей – она проходит ежегодно с 1949 г.
Именно ее можно назвать лидером среди крупнейших в мире выставок товаров для дома. Каждый год Франкфурт-на-Майне встречает тысячи специалистов со всей планеты. Статистика Ambiente–2018, подтвержденная данными аудита, более чем наглядно говорит о глобальном характере проекта: 4376 экспонентов из 88 стран, включая 80% иностранных; 133,6 тыс. посетителей из 167 государств и 180 тыс. кв. м арендованной площади.
Как в целом можно оценить Ambiente? Выставка формирует мировой рынок товаров для дома, утверждают организаторы из Messe Frankfurt Exhibition GmbH. Нигде не встретишь столь широкий выбор изделий высшего качества – разных стилей и во всех ценовых сегментах. Но не только. Многие приезжают в поисках эксклюзивных идей дизайна и необычных подарков – и всегда их находят. Впрочем, было бы ошибкой воспринимать Ambiente как некий фестиваль красивой жизни для широкой публики – это мероприятие в формате B2B, нацеленное на интересы крупного бизнеса.
В 2019 г. экспозиция Ambiente делилась на три больших сегмента. Обширный раздел Dining охватил все виды продукции для кухни и столовой, начиная с изысканного фарфора и заканчивая сложными электрическими приборами.
В разделе Giving находились тысячи образцов подарков и предметов стильной жизни, включая модную бижутерию, дизайнерские сумки, ювелирные изделия и швейцарские часы.
Третья экспозиция – Living – полностью посвящалась оформлению и декору интерьера, от классики до авангарда, и от скромных аксессуаров до подлинных произведений искусства.
В рамках форума Ambiente Academy прошли многочисленные презентации, лекции, семинары и церемонии награждения.
Традиции и новации Старой Европы
Говоря о Франкфурте-на-Майне, нельзя не вспомнить еще об одном событии, непосредственно связанном с товарами для дома. Речь идет о выставке рождественского, праздничного и сезонного декора Christmasworld, которую компания Messe Frankfurt Exhibition GmbH ежегодно проводит в начале года, за две недели до Ambiente.
В январе 2019 г. выставка собрала 1089 экспонентов и 43,3 тыс. посетителей из 123 стран, при этом около 79% участников и 64% гостей прибыли из-за рубежа – столь высокий показатель иностранного присутствия необычен даже для Германии.
Christmasworld с первых шагов погружает в атмосферу праздника: рождественские и сезонные украшения, яркая разноцветная посуда, сотни упаковочных лент, свечей, открыток, огромные световые инсталляции с оленями и Санта-Клаусом, свежие цветы и декоративные растения – чего здесь только нет!
Впрочем, и на этом фоне гостей ждали сюрпризы, к примеру раздел Christmas Delights с рождественскими тортами и непременным для зимней Европы горячим глинтвейном.
Побывав во Франкфурте, переедем на юг, в Милан, на международную выставку товаров для дома, дизайна, подарков и украшений HOMI. В течение полувека, начиная с 1964 г., она проходила дважды в год под именем MACEF, привлекая до 3 тыс. экспонентов и 160 тыс. гостей. Долгие годы о ней говорили как о Салоне стиля и Мекке дизайна. Тем не менее сегодня ситуация явно осложнилась: количество участников год от года падает. В январе 2019 г., согласно пресс-релизу, в Милан приехали 1150 экспонентов, включая 27% иностранных, и 80 тыс. посетителей. Год назад было 1412 участников, а в 2012 г. – свыше 1800. При этом тематика HOMI почти вдвое шире в сравнении с Ambiente: здесь можно найти и парфюмерию, и детские товары, и даже видеотехнику. Понимая, что изменения неизбежны, в январе 2019 г. устроители из Fiera Milano приняли решение о реструктуризации проекта. Традиционная концепция предусматривала две однотипные выставки продукции весенне-летнего и осенне-зимнего сезонов в январе и сентябре. Теперь будут готовиться три выставки разной тематики: в январе – HOMI, в сентябре – HOMI Fashion&Jewels и HOMI Outodoor.
Из других европейских выставок стоит выделить Asia-Pacific Sourcing в Кельне. В феврале 2019 г. в ней приняли участие 656 компаний (97,6% – китайские). По сути, профессионалы из Koelnmesse добровольно открыли ворота китайскому ширпотребу и, более того, возглавили этот процесс. Для усиления эффекта параллельно шла близкая по духу международная выставка импорта и ретейла IAW.
Наряду с крупными смотрами в Европе имеется множество малых выставок той же тематики.
HouseHold Expo – наш ответ Западу
В России лидером в этом сегменте выставочного рынка эксперты называют проект «МОККА Экспо Групп», ГК «Майер Экспо Груп» и «ИнтерДеко Экспо», объединивший четыре выставки, которые проходят в залах МВЦ «Крокус Экспо». HouseHold Expo – это продукция для обустройства дома, кухонная техника, столовые принадлежности, посуда, хозтовары, санитарно-гигиенические изделия; Stylish Home. Gifts – предметы интерьера и декора, мебель, освещение, домашний текстиль, аксессуары; Christmas Box. Podarki – подарки, сувениры, новогодняя и праздничная продукция; Dacha Outdoor – все для дачи и загородного отдыха.
Выставки проходят весной и осенью, при этом каждый раз занимают около 20 тыс. кв. м. В течение года в них участвуют в среднем 750 компаний из 16 стран. Среди посетителей, а их 17,5 тыс., большая часть приезжает из Москвы (43%), российских регионов (37%) и стран СНГ (14%). В основном это руководители и владельцы бизнеса (38%) и ведущие менеджеры по закупкам (31%), включая представителей 400 розничных и оптовых торговых сетей.
В рамках деловой программы обсуждались, в том числе, новации дизайна, электронные продажи, секреты оптовой торговли и особенности сезонных продаж. По традиции были организованы «День дизайна», «День регионального ретейла», «Калейдоскоп дачной жизни» и «День интернет-продаж».
Из других заметных событий нужно выделить цикл мастер-классов и семинаров «Товар, эффективные продажи, лояльный клиент»; форум Horeca. Just Horecа с презентациями проектов дизайна интерьеров отелей, обсуждением методик обучения персонала и маркетинговых технологий; профессиональный конкурс «Лучшее оформление и выкладка в магазине товаров для дома».
Параллельно с традиционными выставками состоялся научно-экспертный форум «Ресурсы роста. Химия для жизни: государство и бизнес» и международная выставка профессиональной и бытовой химии Chemicos.
Едем в Чикаго!
В США главным центром инноваций в сфере обустройства дома стала выставка International Home&Housewares Show, отмечающая в этом году свое 80-летие. Организатор – International Housewares Association.
В марте 2018 г. в залах выставочного центра McCormick Place в Чикаго встретились профессионалы из 2200 компаний-экспонентов и 60 тыс. посетителей. Тематику американского шоу в полной мере можно назвать универсальной. В экспозиции – все, что только может пригодиться в жизни и бедному, и богатому – от недорогих чайников до коллекций униформы для дворецких и горничных.
Общая структура экспозиции выглядит следующим образом: dine + décor – техника и принадлежности для поваров и хозяек, кухонный декор, а также, чтобы вдохнуть жизнь в шоу, редкие деликатесы для изысканных гурманов; discover design – шоу художников, дизайнеров и иных представителей креативного класса Америки, здесь можно найти только самые оригинальные, необычные и качественные товары; clean + contain – аксессуары для душа и ванны, чистящие средства и хозтовары; Global Design Points – экспозиции зарубежных стран; wired + well: кофеварки, «умные кастрюли» и пылесосы, больше похожие на космические корабли из «Звездных войн». В общем, все виды домашней техники XXI в.
Китай – родина мега-проектов
В своих публикациях устроители Ambiente подчеркивают, что их проект является крупнейшим деловым событием в отрасли за пределами азиатского региона. И это неслучайно, ведь в Азии есть свои лидеры.
Прежде всего, это Mega Show в Гонконге – действительно гигантский смотр с широчайшей номенклатурой товаров.
Mega Show проходит ежегодно в октябре в два этапа, сначала – Mega Show Part 1, через неделю – Mega Show Part 2. Устроитель – «Comasia Ltd». Вход для специалистов свободный.
Первая экспозиция считается основной. Сегодня она включает четыре тематических раздела: Gifts&Premiums Show; Housewares&Kitchen Show; Toys and Games Show; Festive, Christmas and Seasonal Show. Вторая – существенно меньше и содержит три части: Gifts and Travel Goods Show; Stationery Show и Sanitary&Bathroom Accessories Show.
Возможности Mega Show настолько велики, что экспоненты из разных стран решают прямо противоположные задачи: китайцы и их азиатские коллеги продвигают продукцию на международные рынки, для чего приглашают зарубежных закупщиков (байеров). С другой стороны, европейцы и американцы пытаются закрепиться на азиатском рынке. Статистика 2018 г. – 3936 экспонентов из 33 стран и 51,5 тыс. гостей из 133 государств и регионов мира.
Деловая программа Mega Show–2018 включала два практических семинара, посвященных актуальным вопросам китайской торговли: развитию электронных продаж и новым методам работы экспортеров.
Впрочем, несмотря на свои масштабы, Mega Show не является монополистом не только в Азии, но и в родном Гонконге. Местный совет по развитию торговли (Hong Kong Trade Development Council) проводит выставку HKTDC Hong Kong Houseware Fair, на которой, согласно данным аудита, в 2018 г. зарегистрировали 1459 экспонентов и 29,5 тыс. посетителей.
На материковом Китае крупнейшей считается выставка в Шеньчжене с «двойным именем»: в апреле это China International Gifts, Handicrafts, Watches and Houseware Fair, в октябре – China International Gifts and Home Products Fair. Организатор – Reed Huabo Exhibition. Ответ на вопрос о количестве экспонентов не так прост: с одной стороны, на сайте говорится о 2380 экспонентах в предыдущие годы, а с другой, на том же сайте – поименный список участников апрельской ярмарки 2019 г., включающий 849 компаний (на конец февраля). Число посетителей – 70 тыс., площадь брутто – 100 тыс. кв. м. В других городах Китая, Шанхае и Ченду, тот же организатор готовит две аналогичные выставки меньшего масштаба.
Понятно, что товары для дома можно найти не только на мероприятиях, отмеченных печатью Houseware или Household. Любые события индустрии HoReCa и гастрономические фестивали до отказа заполнены столовыми приборами и кухонными принадлежностями. Непременная часть строительных выставок – проекты интерьера. Что уж говорить о мебели, часах и драгоценностях. Тем не менее даже в этих условиях выставки домашних товаров нашли свое место на рынке.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
Международная выставка современного интерьера и стиля жизни Ambiente – лидер среди крупнейших в мире выставок товаров для дома
В 2019 г. страной-партнером на Ambiente впервые стала Индия
На материковом Китае крупнейшей считается выставка в Шеньчжене
Mega Show в Гонконге – гигантский смотр с широчайшей номенклатурой товаров
Ситуация на миланской выставке HOMI осложнилась: количество участников год от года падает
В экспозиции International Home&Housewares Show в Чикаго – все, что может пригодиться и бедному, и богатому – от чайников до коллекций униформы для дворецких и горничных
В 4-х весенних выставках товаров для дома в МВЦ «Крокус Экспо», которые прошли с 27 февраля по 1 марта, HouseHold Expo; Stylish Home. Gifts; Christmas Box. Podarki и Dacha Outdoor, приняли участие свыше 200 компаний из 8 стран. Основу экспозиции составили образцы новой продукции, которые поступят на российский рынок весной и летом.
Крупнейшая в Великобритании выставка товаров для дома в Бирмингеме – едина в двух лицах: Spring Fair International и Autumn Fair International. Основное событие – весенняя выставка с участием порядка 2300 экспонентов и 56 тыс. посетителей, осенью их примерно вдвое меньше.
В качестве части иллюстраций можно взять фото с последней выставки Ambiente-2019 в Франкфурте на Майне. (Copyright – Messe Frankfurt Exhibitions GmbH. Фотографы: Petra Weizel (разделы Dining и Giving) и Jean-Luc Valentin (раздел Living) из тех, что прислал Б.П.