Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
На Гайдаровском форуме прошла презентация доклада «Макроэкономический обзор Организации экономического сотрудничества и развития по России: промежуточные результаты исследования». Его представил глава отдела Департамента экономики ОЭСР Пиритта Сорса.
– Анализ российской экономики проводился по нескольким направлениям. Во-первых, составлялись регулярные прогнозы экономического роста и его драйверов. Во-вторых, на ежегодной основе анализировались структурные реформы и особенно потребности в этих реформах. В-третьих, реализуется специальная программа, включающая ряд проектов, посвященных отдельным аспектам российской экономики. В частности, исследуются динамика производительности труда, экономическое неравенство населения, зависимость экономики от энергоносителей, возможности ее диверсификации, энергетическая эффективность, особенности развития регионов.
Касательно первого направления – экономического прогноза – можно сказать, что российская экономика сейчас находится на этапе роста после глубокого спада в 2015–2016 гг. Этот рост характерен как для инвестиционной сферы, так и потребительского сектора. Возобновился рост доходов субъектов экономической деятельности. В дальнейшем темпы роста несколько замедлятся, примерно до 1–1,5% в течение 2018–2019 гг. При этом надо признать, что темпы роста, прогнозируемые на ближайшие два года, явно ниже тех, которые имели место с 2010 по 2014 гг.
Макроэкономическая ситуация в стране в целом неплохая, что выражается в низкой инфляции, в сокращении банковских ставок, при этом инфляция заметно ниже краткосрочных ставок. Однако кредитные ставки пока еще достаточно высоки, что привлекает капитал в Россию, хотя это одновременно сдерживает экономический рост. Необходимо отметить также самое низкое соотношение государственной задолженности к ВВП, что минимизирует риски для экономики страны.
Одной из причин низкой задолженности в России является использование резервного фонда, запасы которого, правда, в настоящее время подходят к концу. В этой связи позитивным фактором является планирование низкого бюджетного дефицита, что важно в условиях исчерпания источников его финансирования.
Суммируя, можно сказать, что кредитно-денежная политика находится на верном пути. Экономический рост пошел вверх, но этот тренд поддерживается временными факторами, главным образом хорошим ростом доходов субъектов хозяйственной деятельности и увеличением государственных инвестиций, что вряд ли может продолжаться более двух лет. Центральному банку следует очень осторожно балансировать между жесткостью и мягкостью кредитно-денежной политики.
Фискальное регулирование, которое было введено в 2015 г., позволяет сохранять экономическую стабильность. Оно учитывает текущие цены на нефть, и если цены превышают определенный уровень, то избыточные доходы направляются в резервные фонды.
Наше исследование свидетельствует о стабильности макроэкономических показателей в России. Из этого следует, что потенциал роста заключается скорее в совершенствовании структуры российской экономики. Необходимо отметить существенное снижение экономического роста в стране с 7–8% в начале нулевых годов до 1–1,5% в настоящее время. Это связано с сокращением потенциала роста, заключающегося в том, что мы называем общими ресурсами производительности экономики. По нашему мнению, реальный потенциал роста российской экономики составляет в настоящее время 1%, может быть, 1,5%. Такие факторы, как условия для инвестирования, наличие капитала, являются стабильными. Однако эффективность функционирования как фактор роста оставляет желать лучшего. И главная проблема ускорения темпов экономического роста – это как повысить эту эффективность функционирования. Надо сказать, что данная проблема характерна не только для России, но и практически для всех стран ОЭСР, хотя в России она особенно острая.
Какие факторы влияют на уровень эффективности функционирования в России? Согласно нашим исследованиям основные проблемы связаны с деловым климатом для бизнеса. Первой задачей является сокращение барьеров для прямых иностранных инвестиций.
Вторая проблема – это конкурентные условия и создание равных возможностей для частных и государственных компаний. Для этого необходимо сократить долю государственной собственности в экономике, снизить участие государства в деловой активности и повысить уровень менеджмента госкомпаний. Это также касается взаимоотношений государственного и частного секторов и того, как государственные предприятия управляются вообще. Необходимо активнее поддерживать политику инноваций и привлекать к этому частный бизнес.
Мне довелось участвовать в семинаре по инновационной политике, где мы обсуждали то, как облегчить инновационную деятельность в российской экономике, какие политические меры могли бы способствовать повышению инновационной активности. Выступавшие говорили о том, что другие страны ОЭСР, например Швейцария и Германия, следят за качеством отношений между бизнесом и исследовательскими центрами. Присутствовавшие на семинаре представители правительства сказали, что России эта модель не подходит. Однако, возможно, России все-таки следует принять эту модель более тесных взаимоотношений между бизнесом и научно-исследовательскими центрами. И наконец, еще одной проблемой является повышение качества государственного управления, эффективности и производительности самых разных аспектов деятельности государства.
Существует еще ряд проектов, которые разрабатываются в ОЭСР и которые должны быть особенно интересны для российской экономики. Очень важным вопросом является продуктивность и производительность труда, и прежде всего продуктивность на уровне фирмы. Согласно нашим исследованиям, при сравнении производительности труда на фирмах в разных странах ОЭСР, показатели российских фирм заметно отстают от Германии и Великобритании. При этом, если взять за базу 2000 г., то производительность в России растет намного медленнее, чем в других странах ОЭСР.
Есть также еще один специфический неприятный момент. При рассмотрении показателя производительности российских фирм на протяжении длительного отрезка, например, 10–20 лет, их продуктивность становится со временем ниже, причем как у тех, которые ушли с рынка (обанкротились), так и у тех, которые остались работать на нем.
Другой проект, реализуемый в ОЭСР, касается российской специфики – зависимости экономики от нефти и от энергетических ресурсов. При рассмотрении простого соотношения между средним темпом роста и зависимостью экономики от ресурсов газа или нефти выявляется, что чем меньше зависимость от естественных ресурсов (газа или нефти), тем выше рост в долговременной перспективе. При этом в наших исследованиях мы старались учитывать и другие институциональные факторы. Для России данное соотношение между экономическим ростом и зависимостью от нефти негативное.
Наши исследования показывают, что и в других странах высокая зависимость экономики от нефтяных ресурсов обусловливает более низкий экономический рост. Хотя надо отметить, что институциональные факторы снижают воздействие шоков от изменений цены нефти.
В третьем проекте ОЭСР рассматривается экономическое неравенство. В России оно очень высокое, но ниже, чем, например, в Мексике или Чили. Надо отметить, что это неравенство перестало расти с 2009 г. Сейчас оно более или менее стабильно и даже несколько падает.
Это высокое неравенство в доходах связано, по нашему мнению, с существенными различиями в производительности для разных организаций и фирм. Негосударственный сектор ассоциируется с более высокими доходами. В то же время минимальные зарплаты в России для государственных служащих достаточно скромные, а размер пенсий и социальных выплат весьма низкий. И при этом не принимается достаточно мер для решения проблемы разрыва в доходах.
Четвертый проект ОЭСР касается эффективности энергетических ресурсов и того, что мы называем «зеленым ростом». Имеются в виду «зеленые» или воспроизводимые источники энергии. Эффективность использования энергетических ресурсов в России низкая, а удельное потребление энергии – высокое. Это означает, что Россия тратит слишком много энергии в сравнении с другими странами, чтобы производить свой валовой продукт.
Для большинства стран ОЭСР характерен рост доли возобновляемых источников энергии, в то время как в России она не увеличивается и даже падает. Мы считаем, что необходимо провести оценку влияния энергетической эффективности на валовой продукт и выработать рекомендации повышения этой эффективности.
БиВ
Потенциал роста заключается в совершенствовании структуры российской экономики
Реальный потенциал роста российской экономики составляет в настоящее время 1–1,5% в год
Чем меньше зависимость экономики от природных ресурсов (газа или нефти), тем выше темп ее роста в долговременной перспективе
Эффективность использования энергетических ресурсов в России низкая, а удельное потребление энергии – высокое
Повышению инновационной активности в России могли бы способствовать более тесные взаимоотношения между бизнесом и научно-исследовательскими центрами
Оценка ОЭСР роста ВВП России (%, в ценах 2016 г.)
2015 2016 2017 2018 2019
-2,8 -0,2 1,9 1,9 1,5
Источник: OECD Economic Outlook, 2017.