Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
После окончания Гайдаровского форума Владимир МАУ, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы, которая является одним из организаторов мероприятия, дал развернутое интервью каналу НТВ, в котором рассказал о целях форума, его итогах, а также поделился своими мыслями по поводу социально-экономической ситуации в России.
Задачи и темы форума
«Основные задачи форума – обсудить актуальную повестку социально-экономического развития нашей страны, нашего общества. Обсудить это в самом начале года. Быть первым интеллектуальным событием года. Мы считаем как организаторы форума, что сейчас очень важные вопросы находятся вне экономики, поверх экономики. Я бы использовал даже выражение: "Есть вещи поважнее экономики". Основные структурные проблемы находятся вне экономической сферы: в технологической, в сфере госуправления, в сфере политической, правоохранной, культурной. И именно эти вопросы должны были стоять в центре дискуссий.
И действительно, современные технологии влекут за собой совершенно новые возможности государства. Мы видим, что современные технологии позволяют целый ряд функций государства убрать из опосредования чиновников.
Если посмотреть прогнозы и рекомендации праволиберальных экономистов середины ХХ в., многие писали, что более эффективна денежная система, основанная на частных деньгах. Мы видим, что происходит с криптовалютами. Мы в самом начале пути, мы не знаем, как конкретно эти механизмы будут развиваться. Ведь это прообраз частных денег, совершенно других, не в той форме, о которой писали лучшие экономисты середины ХХ в. И тем не менее это тоже реализуемый проект, его надо обсуждать».
О сырьевой зависимости
Касаясь болезненного вопроса зависимости России от сырьевого экспорта, Владимир Мау сказал, что «на самом деле российская экономика и российское правительство отреагировали на кризис, особенно на кризис 2014 г., адекватно. У нас был минимальный спад, у нас не сократились резервы, более того, впервые в новейшей истории России у нас не произошло долларизации сбережений. У нас действительно происходит некоторое ослабление сырьевой зависимости. За последние два года колебания рубля не связаны с колебанием цен на нефть. У нас не переоценен рубль, у нас впервые за 25 лет инфляция достигла приемлемого для инвестиций уровня. И это еще один аргумент, почему полемика выходит за рамки экономической дискуссии.
Еще два года назад проблема доступности кредитов в значительной мере определялась инфляцией. Сейчас инфляция уже на таком уровне, что разрыв между темпом инфляции и доступностью кредитов отражает не столько макроэкономические, сколько институциональные, неэкономические проблемы – это плата за риск, которая уже чисто экономической политикой не решается».
Утечка мозгов
Отвечая на вопрос ведущего, насколько остро стоит в стране проблема утечки мозгов, ректор РАНХиГС сказал: «Это ключевой вопрос. На самом деле это один из фундаментальных рисков в современном мире и в современном обществе, он связан опять же с технологиями. У нас сейчас гораздо больше оснований для рисков потери человеческого капитала. При этом я бы говорил не только о физическом переезде. Качество образования и здравоохранения – это не только инвестиции в эти области, хотя это очень важно. Это готовность тех, кто озабочен своим образованием и здоровьем, инвестировать в медицинские и образовательные учреждения данной страны. Если физически вы живете здесь, а образование ваши дети получают за границей, лечиться вы едете за границу, вы, который предъявляет высокий спрос на эти услуги, – это значит, что именно там будет качественное образование и здравоохранение. Не бывает хорошего предложения без качественного спроса. И это еще один, второй, серьезнейший вызов для нас, и он тоже находится вне экономической сферы».
«Это задача создания условий, при которых мозги хотят жить и работать в своей стране. Больше того, иностранные мозги приезжают к вам. И если говорить о третьей проблеме, это миграционный баланс, когда уезжают более образованные, стремящиеся к лучшему образу жизни, а приезжают те, кто менее образован и живет хуже, чем в России. Конечно, с точки зрения спроса на качественные институты, на качественные услуги – это не очень хорошо».
О новой реальности
Владимир Мау коснулся вопроса преодоления кризисов и перспектив последующего роста. Он пояснил свое высказывание о том, что за остановкой спада не всегда следует рост. По его словам, это проблема не только России, это была проблема всех развитых стран. Действительно, у нас нет отскока по темпам роста. Мы упали за 1990-е гг. на 40% и дальше быстро росли в среднем по 7% в год до 2008 г., практически выйдя на докризисный уровень, даже превысили его. Хотя, если посмотреть на ситуацию шире, на это турбулентное десятилетие, которое началось в 2008 г. с глобального кризиса, вы увидите: нигде не было катастрофы. Были отдельные проблемы в отдельных европейских странах, но база, все было более или менее стабильно.
Мы научились справляться с кризисами. Мы научились предотвращать серьезные экономические катастрофы. Мы, я говорю, экономисты развитых стран, политики развитых стран. Но не значит ли это, что если у вас нет кризиса, то за этим не последует быстрый устойчивый рост? Мы должны понимать, что, возможно, низкие темпы роста – это плата за относительную устойчивость в условиях кризиса, за то, что мы упали не на 10%, а на 2,5%, за то, что у нас не было безработицы, за то, что если у нас банк закрывается, то это результат надзорной деятельности Центробанка, а не того, что вкладчики впадают в панику, начинают забирать свои деньги, банк рушится, как это было в XIX и XX вв. Вот отсюда появляется то, что мы называем «новой реальностью». Это не хорошо, не плохо. Это то, за чем надо наблюдать.
Есть и статистические эффекты. И тогда на самом деле нужен не экономический рост, а рост благосостояния. В Советском Союзе в 1987–1988 гг. в результате политики ускорения темпы роста увеличивались, а благосостояние падало, товарный дефицит нарастал, а к 1989 г. началась катастрофа.
«Российская экономика показала гораздо большую устойчивость, она не начала сыпаться, как советская, а российское руководство продемонстрировало гораздо большую эффективность и опыт. Можно бесконечно ругать правительство и говорить, что мне тяжело, но это не сравнить с ситуацией, когда у вас инфляция становится двузначной на протяжении длительного времени, когда вы все лишаетесь работы. У нас нет ни роста безработицы, ни потери резервов, ни дестабилизации рынка. На самом деле тем, как мы прошли кризис 2014–2015 гг., можно гордиться».
О государственном управлении
«Результатом технологических сдвигов, трансформаций последнего десятилетия стало то, что для новых технологий, для новых производств, для новой экономики цена труда и близость природных ресурсов перестают играть значимую роль. В этих условиях решение инвестора вкладывать деньги, развивать производство связано с качеством государственного управления. Главное – это кредитная история государства, это условия, которые делают инвестиции сюда привлекательными. Это должно распространяться не только на государственное управление, но и на ситуацию в регионах. Мы понимаем, важнейший критерий эффективности региональных властей, губернатора – это способность привлекать частные инвестиции. Конечно, многие соревнуются за способность выбить государственные инвестиции из бюджета. Это особое искусство, это тоже важно. Но способность привлечь частного инвестора – это очень важное качество современного чиновника».
Прогноз на будущее
«Пока экономика достаточно инерционна, она медленно растет. В общем, если не делать фатальных ошибок (а события последних 10 лет показали, что наши власти не делают фатальных ошибок), я бы не ждал ничего плохого. У нас основные риски – очень открытая экономика, и иного не может быть, это не хорошо и не плохо. Экономика достаточно мала. Какой бы ни была большой Россия, российский рынок достаточно узок, а эффективно производство только в условиях открытой экономики, в условиях экспорта, импорта. И конечно, мы сильно зависим от внешней конъюнктуры. В значительной мере предсказывать экономическую динамику в России – это предсказывать внешнеэкономическую конъюнктуру, а это вещь достаточно бессмысленная».
БиВ
Качество образования и здравоохранения – это не только инвестиции в эти области. Это готовность тех, кто озабочен своим образованием и здоровьем, инвестировать в медицинские и образовательные учреждения данной страны.
Основные структурные проблемы находятся вне экономической сферы: в технологической, политической, правоохранной, культурной, в сфере госуправления
Российская экономика и российское правительство отреагировали на кризис, особенно на кризис 2014 г., адекватно. На самом деле тем, как мы прошли кризис 2014–2015 гг., можно гордиться
Мы научились справляться с кризисами. Мы научились предотвращать серьезные экономические катастрофы