тел. (495) 223-42-15

О, Рио! Рио!

В Южной Америке в ХХ в. устраивалось не так уж много крупных международных экспозиций. Бразильская выставка, посвященная столетию независимости страны, состоявшаяся в 1922–1923 гг., – одна из них.

Интересно, почему Остап Бендер мечтал именно о Рио-де-Жанейро? Почему в его грезах не возник какой-нибудь другой, не менее экзотичный и живописный город? Не потому ли, что до авторов знаменитых романов – а они писались как раз в 20-е гг. ХХ в. – дошли известия о яркой, красивой, пышной выставке Столетия в бразильской столице? В ней участвовали крупнейшие страны Европы и Америки, и зарубежная пресса подробно описывала чудеса заокеанского праздника. Не можем утверждать наверняка, но не исключено, что эхо бразильской ЭКСПО таким вот образом отразилось в русской литературе.

В сентябре 1922 г. Бразилия готовилась отметить 100-летие распада Португальской империи и объявления независимости страны. Первоначально власти Бразилии планировали отметить юбилей скромно, на национальном уровне. Однако по мере подготовки мероприятия «аппетиты» и амбиции организаторов торжеств росли. В итоге празднества вышли далеко за пределы Бразилии – была организована крупная международная выставка с участием более чем 20 государств. Прибыльным это мероприятие не стало, однако удостоилось похвал со всех сторон – оно способствовало выходу Бразилии на международную арену, позволило завязать более тесные связи с Северной Америкой и Европой, сыграло важную роль в укреплении национальной самоидентификации бразильцев. Не говоря уже о том, что подготовка и проведение выставки позитивным образом сказались на развитии Рио-де-Жанейро, в то время – столицы Бразилии, на его инфраструктуре и архитектуре.

Замах организаторов праздничных торжеств был огромным. По замыслу отцов города гостей бразильской столицы должна была встречать исполинская статуя Христа-Искупителя. В 1921 г. журнал «Крузейру» объявил сбор средств на сооружение памятника. В результате кампании было собрано более 2,5 млн мильрейсов. Однако тогдашние бразильские технологии не позволяли создать огромное и сложное в техническом отношении сооружение в столь короткие сроки. Торжественное открытие и освящение монумента, ставшего символом Рио-де-Жанейро, состоялось лишь через 10 лет, в октябре 1931 г.

Генеральным комиссаром выставки был назначен Карлош Сампайу, который разработал план обустройства территории будущей выставки. Этот план был интегрирован в более обширную программу городского переустройства, направленную на искоренение архитектурных остатков португальского владычества, а также ветхих, неприглядных домов. Так, в рамках этой программы были снесены, например, Иезуитская семинария и форт Морро-ду-Кастело.

Как это часто бывает, в погоне за эффектными урбанистическими решениями интересы жителей не учитываются. Так случилось и в Бразилии. В результате городского переустройства многие горожане лишились своего жилья. Власти оказались не в состоянии предоставить им новое, и огромное количество людей, особенно из самых бедных, обездоленных слоев населения, были вынуждены подняться на холмы, окружающие город, и возводить крышу над головой из чего придется. К уже существующим трущобам-фавелам добавлялись все новые и новые.

Первые фавелы возникли в Рио на склонах гор еще в конце XIX в., но особенно острой эта проблема стала как раз после выставки 1922 г. Системно бороться с этим «бельмом» на глазу Рио-де-Жанейро начали только в наше время. Лишь в преддверии Чемпионата мира по футболу 2014 г. и Летних Олимпийских игр 2016 г. правительство Бразилии наконец-то вплотную занялось трущобами, окружающими Рио. Были созданы специальные отряды миротворческой полиции, которые работают над оздоровлением ситуации в фавелах, стараются сделать их безопасными для местных жителей и для туристов. Сейчас фавелы находятся в процессе джентрификации и из рассадника преступности и наркоторговли превращаются в интересную туристическую достопримечательность.

Но в начале 20-х гг. ХХ в. до этого было далеко.

Под выставку была выделена территория более чем в 250 тыс. кв. м. Она была поделена на национальный и международный сектора. Павильоны в бразильском секторе были выдержаны главным образом в неоколониальном стиле – это своего рода архитектурный гибрид, в котором национальные особенности накладывались на господствовавший тогда модерн.

Самое крупное сооружение в бразильском секторе выставки – Дворец промышленности. Он расположился в историческом здании, построенном еще в 1762 г., под названием Каса-де-Трем. В свое время как для португальцев, так позже и для бразильцев, оно имело военное предназначение. После окончания выставки здание отдали под Национальный исторический музей. Это крупнейший музей Бразилии площадью в 9 тыс. кв. м. В коллекции музея 287 тыс. экспонатов. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Бразилии.

Бразильцы возвели в своем секторе также Дворец фестивалей, павильоны охоты и рыбалки, статистики, штатов и другие. Некоторые из этих зданий сохранились и используются до сих пор. Администрация выставки располагалась в Дворце Монро – здании, построенном еще в 1906 г. Оно было копией павильона, возведенного Бразилией в 1904 г. на Всемирной выставке в Сент-Луисе, приуроченной к столетию покупки Луизианы Соединенными Штатами (БиВ № 6, 2014). Название «Дворец Монро» здание получило в память о проходившей здесь в 1906 г. 3-й Панамериканской конференции. В последующие годы здесь располагались Федеральный сенат Бразилии и Палата депутатов. В 1974 г. здание было снесено в ходе строительства метро.

В бразильском секторе экспозиции располагалась также небольшая зона развлечений, где были карусель, театр, кино и каток.

Иностранные павильоны выстроились вдоль Авеню Наций.

Всего в выставке приняли участие около 10 тыс. экспонентов, из которых почти 4 тыс. приехали из-за рубежа. Своих представителей на ЭКСПО в Бразилию прислали не самые последние страны мира – Аргентина, Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Мексика, Норвегия, Португалия, США, Франция, Чехословакия, Швеция, Япония и другие. После окончания выставки Франция преподнесла в дар бразильской Академии литературы свой павильон, выполненный в виде копии Малого Трианона. В здании до сих пор располагаются подразделения академии.

Япония построила свой павильон в виде древней пагоды. Там были выставлены традиционные для Японии шелк, фарфор, изделия народных промыслов.

Экспозицию США пришлось разместить во временном помещении, так их павильон к сентябрю был не готов. Официально он открылся лишь в конце 1922 г., через три месяца после начала работы выставки.

США весьма серьезно отнеслись к участию в бразильском ЭКСПО. Ведь это был один из способов укрепить свое влияние в этой крупнейшей южноамериканской стране. Конгресс выделил 1 млн долл. на подготовку павильона и экспонатов. Свои экспозиции сформировали многие правительственные учреждения, включая министерство сельского хозяйства и министерство обороны. Большие экспозиции показывали состояние дел в горнодобывающей промышленности, лесном хозяйстве, в области здравоохранения и гигиены, системы образования. До тех пор, пока столица не переехала в г. Бразилиа в 1960 г., в бывшем американском павильоне располагалось посольство США.

Президент Бразилии Эпитасиу Песоа открыл выставку 7 сентября 1922 г. – ровно в тот день, когда 100 лет назад Португальская империя распалась и была провозглашена независимая Бразильская империя во главе с монархом Доном Педру I. В день открытия вход на выставку был свободным. В Бразилии 7 сентября – официальный праздник и нерабочий день. Бразильцы очень уважительно относятся к этому празднику.

Закрыть выставку планировали 31 марта 1923 г., однако она пользовалась популярностью, было решено продлить ее работу до 2 июля 1923 г.

Ирина СКИБИНСКАЯ

Выставка Столетия в Рио-де-Жанейро работала с 7 сентября 1922 г. по 2 июля 1923 г.

США очень серьезно отнеслись к участию в бразильском ЭКСПО. Ведь это был один из способов укрепить свое влияние в регионе

В выставке приняли участие более 20 государств из Европы, Америки и Азии

В выставке приняли участие около 10 тыс. экспонентов, из которых почти 4 тыс. приехали из-за рубежа

Во время работы ЭКСПО было организовано первое в Бразилии радиовещание на дальние расстояния. Радиовышку установили на вершине горы Корковаду, и слышать передачи о том, что происходит на выставке, могли не только в близлежащих городах, но даже в Сан-Паулу.

Рио-де-Жанейро – второй по величине город Бразилии и четвертый в Южной Америке. В переводе с португальского означает «январская река». Местность открыта португальским мореплавателем Гашпаром ди Лемушем 1 января 1502 г. Город был основан у бухты Гуанабара, вход в которую предваряет гора под названием Сахарная Голова, «визитная карточка» города. В 1763 г. Рио-де-Жанейро стал столицей Бразилии и находился в этом статусе почти два столетия, до 1960 г.

Статуя Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро считается одним из новых семи чудес света. Высота статуи – 38 м, размах рук – 28 м, вес – 635 т. Все ее части, включая каркас, изготавливались во Франции. В разобранном виде детали монумента доставлялись в Бразилию и по железной дороге транспортировались на вершину горы Корковаду. Поскольку статуя является самой высокой точкой в этом регионе, в нее регулярно, по нескольку раз в год, попадают удары молнии. Католическая епархия специально хранит запас камня, из которого возведена статуя, для восстановления поврежденных молнией частей.