Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
С ключевым докладом на Гайдаровском форуме выступил председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин. Тема доклада — «Устойчивый экономический рост: модель для России». Приведенные в нем данные вызвали широкий общественный резонанс. Предлагаем текст выступления Алексея КУДРИНА с небольшими сокращениями.
Анализ состояния
Старая модель нашей экономики сегодня уже не работает, это очевидно. Не принимаются решительные меры, которые позволили бы создать и запустить новую модель экономики.
Перед нами стоят очень серьезные вызовы, которые объективно сдерживают экономический рост. Это демографические вызовы, это проблемы инвестиций, включая санкции и наше дистанцирование от мировых финансовых рынков, технологическое отставание, низкое качество государственного управления. И те шаги, которые должны предпринимать Правительство, Президент — они не ординарные, они серьезные.
Если не брать начало 1990-х, когда экономика находилась в коллапсе после прекращения работы государственной плановой системы и дезинтеграции СССР, то сейчас исторически, если рассматривать период с 1970-х гг., наблюдаются крайне низкие темпы роста ВВП. Эти показатели даже ниже, чем во времена застоя. Если в 1971 г. темп роста экономики превышал 3%, то в 2016 г. он составил 1,32%. Мы попали в полосу низких темпов, которые связаны не только со снижением цен на нефть и санкциями. Основные проблемы лежат внутри России, и основные из них — это накопившиеся институциональные и структурные проблемы.
Чтобы сохранить долю российской экономики в мировой системе, темпы экономического роста должны быть выше среднемировых. Выйти на эти темпы достаточно непросто. Эта задача ставилась и пять, и семь лет назад, но до сих пор она не решена.
Прогноз ЦСР показывает, что в случае проведения системных институциональных и структурных реформ, к 2019 г. можно будет выйти на уровень выше 3%, к 2022 г. — выше 4%. Инерционный сценарий, подготовленный Минэкономразвития, не предусматривает каких-либо изменений — он ниже целевого и исходит из более низких темпов роста — в 1,28% и 2,38% соответственно. По целевому сценарию к 2035 г. удалось бы увеличить ВВП в 2 раза, а по инерционному — всего лишь в 1,5 раза. Однако инерционный сценарий представляется менее реалистичным, поскольку не проведение отдельных реформ может привести к тому, что экономика раньше столкнется с вызовами мировых рынков и уменьшением нашей доли на них. Речь идет в том числе и об углеводородах, поскольку весь мир активно начинает перестраивать свои энергетические системы, свои источники ресурсов. Возможно, что мы не можем рассчитывать даже на инерционный сценарий, так что идти надо более смело. Проводить реформы и отвечать на мировые вызовы.
Ключевыми вызовами и факторами роста сегодня являются состояние труда, капитала, инвестиций и производительности экономики.
Прогноз Росстата показывает, что Россия перешла к тренду непрерывного снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Стране, которая находится на таком тренде, очень сложно начать экономический рост. Прогноз ЦСР исходит из повышения пенсионного возраста и вовлечения в трудоспособное население тех, кто сегодня уходит на пенсию. Предлагается повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 лет. Это лишь вариант для расчетов, сами же решения будут приниматься по всей процедуре, и предпочтения отдельных групп населения будут учитываться еще более строго.
К 2030 г. в стране уменьшится на 10,1 млн человек самое молодое поколение в трудоспособном возрасте (с 20 до 39 лет), а более старшее (40–59 лет) прирастет на 3,2 млн человек. Другими словами, люди за 60 лет — это и есть тот ресурс, который может быть вовлечен. Даже с учетом притока мигрантов новый дополнительный трудовой ресурс получить очень трудно. Это тот вызов, который стоит перед страной.
Следующий фактор — инвестиции в капитал. Во второй половине прошлого десятилетия соотношение инвестиций в капитал к ВВП составляло 20–21%. Сейчас показатель находится на очень низкой точке — 18%. Даже в условиях сохранения санкций правильные институциональные структурные реформы приведут к накоплению возможностей использования ресурсов для инвестиций. При опоре на внутренние инвестиции ключевыми условиями становятся низкая инфляция, низкая стоимость денег и доступ к инвестиционным ресурсам отечественных предприятий.
Основой инвестиций должны стать небанковские активы — прежде всего, страховые, пенсионные фонды, ПИФы, которые являются источниками длинных денег. В России их объем невелик даже по сравнению с близкими по уровню развития странами (в Китае и Индии — более 20–25%, в России — единицы процентов). Накапливая эти фонды, можно будет создать резерв для инвестиций.
Одним из факторов роста должен стать экспорт. Низкие темпы спроса в ближайшее время не позволят нарастить производство товаров и услуг для потребления внутри страны. Надо иметь более активную позицию на внешнем рынке и повысить долю несырьевых и неэнергетических товаров до более 50% в ближайшие 15 лет. Эту задачу можно выполнить, но только при активной политике поддержки предпринимательства внутри страны.
Темпы роста производительности экономики в середине 2000-х достигли высоких показателей даже по сравнению со странами, которые демонстрировали экономическое чудо — вплоть до 6%. Сейчас они скатились к отрицательным показателям.
Сегодня именно производительность показывает, что экономическая политика неэффективна.
Совокупный фактор производительности (СФП) как показатель эффективности использования труда и капитала складывается из нескольких составляющих. Это технологические инновации, организация бизнес-моделей, институциональные моменты, личностная и предпринимательская мотивация, социокультурные вопросы, готовность к работе на рынках, к риску, человеческий потенциал, состояние рынка труда, административные и транзакционные издержки. Использование всех этих факторов позволит повысить производительность. Чтобы достичь показателей целевого прогноза роста экономики, России нужно поднимать СФП в ближайшие годы как минимум на 1% в год, а в последствии — на 2% и 2,4%.
Если измерить СФП, взяв за 100% лучшие образцы отраслей в разных странах (финансовые и бизнес услуги — это США, логистика — Франция, информационные и ИТ-решения — Швеция), и сопоставить с нашим фактором производительности, то окажется, что Россия отстает в разы, а иногда в десятки раз, от этих стран. С 2000 до 2014 гг. СФП вырос на 52%. До 2034 г. надо пройти почти тот же путь, но в условиях низких цен на нефть и всех вызовов, о которых уже говорилось. Требуемый рост СФП должен составлять 50–60%.
Насколько сильно мы отстали? Пример: количество многофункциональных роботов на 10 тыс. работников, которые ежегодно устанавливаются в Южной Корее — 478, в Китае — 36, в России — 2. Таких примеров много.
Россия осознает эти проблемы. В плановых документах ставятся цели повышения расходов на НИОКР, улучшения инноваций. В Концепции–2020 ставились ориентиры роста ВВП на 3%. Но цели не становятся ближе. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна была подняться до 40–50%, но движения в этом направлении практически нет. Доля инновационной продукции должна была подняться до 25–35%, но и здесь продвинулись очень ненамного.
Почему Россия отстает в технологиях? В технологиях больше рисков, чем в обычном бизнесе, но у нас и в обычном бизнесе большие риски: короткий горизонт планирования, зарегулированность экономической деятельности, чрезмерное давление на бизнес правоохранительных и контрольных органов.
В результате Россия встала перед проблемой технологического отставания от мира. Это самый серьезный вызов, который стоит перед ней на ближайшие 10–15 лет. Даже военные эксперты в группе ЦСР, участвовавшие в подготовке стратегии на 2018–2024 гг., сегодня признают, что технологические вызовы угрожают России намного больше, чем геополитические или военные. Это означает сжатие экономического потенциала и снижение уровня жизни граждан из-за потери рынков и неучастия в новых. В конечном счете технологическое отставание может перечеркнуть историческую перспективу вернуться в число мировых лидеров.
Список самых капитализированных компаний мира за последние 10 лет полностью изменился. Из первой десятки ушли нефтяные компании, ушли банки, за исключением единиц. Туда пришли информационные, технологические, фармацевтические компании, то есть те, кто занимается современными технологиями.
За последние годы многие страны мира — Германия, Китай, Финляндия, Великобритания, Сингапур приняли соответствующие стратегии и программы технологических прорывов, рассчитанные на 3–4 года. Выполнение этих программ позволит таким странам, как США, Германия оторваться от остальных навсегда. Ряд стран, в числе которых и Россия, могут технологически отстать навсегда. Масштаб изменений, динамика развития новых технологий такова, что нельзя стоять на месте. Надо осознать это как самый главный вызов стране.
Что делать?
Состояние государственных институтов управления, состояние предпринимательской среды, готовность к риску, готовность к инвестированию находятся сегодня на таком уровне, который не позволяет противостоять вызовам. Значит, надо настроить себя на те реформы, которые позволят перейти к новому качеству и к решению этих задач.
С чего начать? У России государственно-центричная экономика, государство довлеет. Значит, надо начать с государства, с реформы государственного управления. Нужна система управления изменениями. Мир меняется, и надо меняться так же быстро. Нельзя рассматривать предложения по улучшению работы, будь то в исполнительной или законодательной власти, годами и месяцами. Это должно сжаться до недель, дней, часов. Именно часов. Изменения должны происходить в десятки раз быстрее.
Имеются большие проблемы с набором кадров, с их компетенцией. Некомпетентные кадры, не обладающие новыми знаниями, не могут принимать правильные решения. Поэтому обучение, подготовка, подбор кадров должны быть поставлены на новый уровень, в том числе и в государственной системе.
Среди новых задач — создание государства как высокотехнологичной «платформы», которая подразумевает форсированную цифровизацию всех процессов и внедрение новых моделей управления. Ряд стран этот процесс уже начали. Мы должны начинать его вместе с ними, а не дожидаться 5–10 лет, когда увидим результаты того, что догнать будет, скорее всего, невозможно. Нужно создать государственные сервисы на базе развивающихся информационных технологий, например, интеграцию государственных данных. Сейчас в органах власти используются 390 информационных систем, на это потрачены сотни миллиардов рублей. При этом не создана эффективная система обмена данных даже между ведомствами и министерствами.
Профилактика, предупреждение предприятия о том, что у него начинаются проблемы, должны стать основой деятельности контролирующих органов. Когда на предприятие приходят проверяющие, его работа останавливается. А потом еще год оно будет судиться из-за результатов этой проверки. Соответственно, основной задачей должно стать использование больших данных и анализ деятельности, не входя на предприятие. Надо создать новую по качеству систему работы с бизнесом.
Даже если не дорабатывают госорганы, если правоохранители что-то превышают, если бизнес между собой не может договориться, должно быть одно звено, которое проводит справедливый честный арбитраж, и должна быть уверенность, что эти проблемы можно решить без взяток, без давления на судей. Поэтому реформа судебной системы становится важнейшей. Нужны новые законы и подбор кадров, но самое главное – создание системы независимости судей.
Нужны продуманные шаги, на 6–10 лет вперед, для освобождения частной инициативы и воспитания духа предпринимательства.
Важнейшая задача – раскрытие человеческого потенциала. Следует поднять объем финансирования связанных с этим секторов хотя бы на 0,5% ВВП к 2024 г. Рост бюджетных расходов на образование надо поднять с 3,7% до 4–4,3% ВВП, на здравоохранение — с 3,9% до 4–4,3% ВВП. Это минимум необходимый, чтобы начать преобразования.
Важнейшая тема — доверие населения к институтам власти. В стране высоко доверие к президенту, однако по отношению к таким институтам, как парламент, полиция, отдельные министерства, — оно ниже, меньше 30, 25, а то и 15%. Нужно наводить эти мосты доверия, которые являются существенным резервом реформ. Без них проводить преобразования очень трудно.
БиВ
Нам есть что сказать в ответ на вызовы, которые стоят перед страной
Чтобы сохранить долю российской экономики в мировой системе, темпы экономического роста должны быть выше среднемировых
Ключевыми вызовами и факторами роста сегодня являются состояние труда, капитала, инвестиций и производительности экономики
Надо иметь более активную позицию на внешнем рынке и повысить долю несырьевых и неэнергетических товаров в экспорте
Сегодня именно производительность экономики показывает, что экономическая политика страны неэффективна
Россия встала перед проблемой технологического отставания от мира. Это самый серьезный вызов, который стоит перед ней на ближайшие 10–15 лет
Технологическое отставание может перечеркнуть историческую перспективу России вернуться в число мировых лидеров
Концепция долгосрочного развития до 2020 г.: цели и результаты
Показатель |
Исходное значение, 2007 г. |
Целевые ориентиры на 2020 г. |
Факт, 2014 г. |
Расходы на НИОКР (частные и гос.), % ВВП |
1,12 |
3,0 |
1,13 |
Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, % |
8,5
|
40–50 |
9,9 |
Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска, % |
5,5 |
25–35 |
8,7 |