тел. (495) 223-42-15

Поедем на магните или возьмем струну?

Сегодня существование любого государства немыслимо без мощной транспортной системы. В ХХ в., и в особенности во второй его половине, произошли гигантские преобразования во всех областях человеческой деятельности. Рост населения, увеличение потребления материальных ресурсов, урбанизация, научно-техническая революция, а также другие фундаментальные факторы привели к невиданному развитию транспорта в мире как в количественном, так и в качественном отношениях.

Наряду с ростом протяженности сети путей сообщения традиционные виды транспорта подверглись коренной реконструкции: значительно увеличился парк подвижного состава, во много раз поднялась его провозная способность, повысилась скорость движения. Наряду с этим на первый план вышли транспортные проблемы. По преимуществу они относятся к городам и обусловлены чрезмерным развитием автомобилизации. Гипертрофированный автомобильный парк крупных городов Европы, Азии и Америки вызывает постоянные пробки и лишает преимуществ быстрого и маневренного передвижения, ради чего, собственно, автомобиль и создавался. Транспорт как особо динамичная система всегда был одним из первых потребителей достижений и открытий самых различных наук, включая фундаментальные. Более того, во многих случаях он выступал прямым заказчиком большой науки и стимулировал ее развитие.

Воткни автомобиль в розетку

Чем привлекателен электромобиль, наверное, представляет каждый. В первую очередь, он почти не дает выброса вредных веществ. Ядовитых газов, попадающих в атмосферу при зарядке и разрядке аккумуляторных батарей, несравненно меньше, чем при работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Второе преимущество — простота устройства. Электродвигатель обладает очень привлекательной для транспортных средств характеристикой: на малых скоростях вращения у него большой крутящий момент, что очень важно, когда нужно тронуться с места или преодолеть трудный участок дороги. ДВС же развивает максимальный крутящий момент при средних оборотах, поэтому, если требуется большое усилие на малых, его приходится увеличивать с помощью коробки передач. Троллейбусы, например, в таком агрегате не нуждаются. Не требуется он и электромобилю, поэтому управлять им проще, чем автомобилем с механической коробкой передач.

Третье преимущество вытекает из второго. Электромобиль не требует столь тщательного ухода, как обычное авто: меньше регулировок, не потребляет много масла, проще система охлаждения, а топливная (если не считать отопитель) вообще отсутствует. И все же устройство электромобиля не так просто, как может показаться: ему необходимы сложные преобразователи напряжения и много тяжелых и громоздких аккумуляторов, которые трудно разместить. Главный же недостаток, который сдерживает внедрение электромобилей, — малая энергоемкость батарей. Бак с бензином малолитражки весит около 50 кг, обеспечивая запас хода более полутысячи километров. Батареи весят обычно больше 100 кг (а то и несколько сотен), а пробег не превышает 100 км, причем при движении с небольшой скоростью.

Поедем на струне

Существует проработанный проект новой транспортной системы — так называемого струнного транспорта. Сочетая в себе авиационную скорость, грузоподъемность железной дороги, он еще к тому же имеет очень низкую себестоимость грузоперевозок, уступая только самому экономичному морскому транспорту. Но и это еще не все. Струнную транспортную сеть совершено несложно и недорого проложить даже в крайне сложных ландшафтных и климатических условиях. Фантастика? Нет. Струнную транспортную систему можно строить уже сегодня, причем полностью на отечественных элементах и материалах.

Транспортной системой, удовлетворяющей требованиям XXI в., может стать «Струнный транспорт Юницкого» (СТЮ). Это принципиально новая многофункциональная коммуникационная система, представляющая собой предварительно напряженную растянутую канатно-балочную конструкцию, размещенную на опорах высотой 1–50 и более метров. Основу конструкции составляет одно- или многопутная путевая структура, предназначенная для движения по ней грузовых и пассажирских колесных транспортных модулей, имеющих в качестве привода электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания.

Основой путевой структуры СТЮ являются рельсы-струны, выполненные по длине без стыков. Струны в рельсе предварительно напряжены (растянуты) до усилий 100–500 т и жестко закреплены на анкерных опорах, установленных на расстоянии 1–3 км друг от друга.

Пассажирский высокоскоростной модуль обеспечит пассажирам комфорт на уровне спального вагона железной дороги, в то время как себестоимость его серийного производства будет на уровне обычного легкового автомобиля, а стоимость проезда на таком модуле не превысит стоимости билета на пригородный поезд.

Магнитный пневмомобиль

Магнитный пневматический транспорт представляет собой пневмотрубу из немагнитного материала, в которой находится закрытый с основания немагнитный полый поршень с заключенными в нем постоянными магнитами, установленными на притяжение с магнитами, находящимися на транспортном средстве. Транспортное средство, в котором будут перевозиться люди или грузы, может иметь различные формы, способствующие снижению сопротивления встречных потоков воздуха и комфортному расположению пассажиров внутри. Работа магнитного пневматического транспорта заключается в том, что специальным аппаратом подается в пневмотрубу воздух, создавая в ней давление, необходимое для перемещения поршня и вследствие этого всего магнитного пневматического транспорта, так как транспортное средство связано силовыми магнитными линиями с постоянными магнитами, установленными на модулях поршня.

С экономической точки зрения магнитный пневмотранспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Небольшие затраты при создании и монтаже пневмотрубопровода, высокая экологичность, незначительные эксплуатационные расходы.

Летающий автобус

Возможно, совсем скоро появится новый вид общественного транспорта, который будет передвигаться не по земле, а по воздуху. Именно над этим вопросом сейчас работают в Израиле, разрабатывая транспорт будущего под названием Sky Tran. На одном из авиазаводов планируется создать 500-метровый тестовый участок, после чего будет начато строительство действующей трассы нового, летающего, общественного транспорта. За его создание взялась фирма Sky Tran, являющаяся дочерней компанией NASA.

Уже в этом году разработчики планируют запустить тестовую транспортную систему TDS, которая и станет прототипом транспорта нового поколения PRT. Компанией также разработан проект автомобиля, передвижение которого не будет связано с контактом с землей. В машине, управление которой возьмет на себя компьютер, смогут расположиться 2 человека. Двигаться такое такси будет на высоте порядка 6 м над землей. Максимальная скорость такого автомобиля приблизительно 70 км/ч. Но разработчики планируют значительно увеличить данный параметр и активно над этим работают.

По словам эксперта в области «умных» городов Джо Динана, общественный транспорт будущего станет своего рода гибридом существующей инфраструктуры и независимых от человека транспортных средств. Транспорт будущего имеет массу преимуществ перед обычным транспортом. Во-первых, строительство дорог для него гораздо дешевле нежели обычных дорог. А во-вторых, это прекрасная возможность задействовать неиспользуемую людьми часть ландшафта. По утверждениям разработчиков, для возведения первой коммерческой общественной воздушной дороги потребуется всего 2 года. Планируемая стоимость билета — 5 долл.

Планируется создание идентичных воздушных сетей общественного транспорта во французской Тулузе, индийском Керала и в районе Сан-Франциско в США.

Поплывем на «Стрекозе»

Японская компания Eco Marine Power, специализирующаяся на разработке солнечных, ветровых и гибридных силовых, а также двигательных установок морских и речных судов, объявила о грядущем выпуске гибридной солнечно-электрической модели под названием «Тонбо» (Tonbo Hybrid Marine Power Vessel). В новой модели воплотятся лучшие из последних разработок компании, направленных на развитие «зеленых» и экологически дружественных морских технологий. Сам «Тонбо» станет примером нового вида водного транспорта, способного выполнять функции парома, туристического и круизного судна.

Начало созданию «Тонбо» было положено в сентябре 2010 г. Разработка велась совместно с несколькими международными партнерами, в том числе Sapa Group, KEI Systems, Ohori Capital и Solar Sailor Holdings.

Известно, что длина судна, выполненного из алюминия, будет составлять 10 м, ширина — 8 м, осадка — 2 м, высота борта — 4 м. Впрочем, данный дизайн является масштабируемым и может свободно изменяться для использования в создании других судов. При этом «Тонбо» сможет перевозить от 150 до 200 пассажиров. Кроме открытого участка палубы, на корме судна предусмотрена еще и застекленная обзорная площадка на носу. Свое название «Тонбо» (Tonbo в переводе с японского значит «стрекоза») получил за схожесть развернутых солнечных панелей с крыльями насекомого. Кроме того, обзорная площадка на носу судна также напоминает глаза стрекозы.

Движение «Тонбо» будет обеспечиваться гибридной гребной (пропульсивной) установкой, в которой используются электродвигатели, работающие от заряда литиевых аккумуляторных батарей. Электрические двигатели в данном случае позволяют быстро менять направление движения судна с режима «полный вперед» до «полный назад» без остановки двигателя. Эта же установка позволит «Стрекозе» маневрировать в узких реках, каналах и на других участках с ограниченным пространством. Литиевые батареи способны заряжаться от уникальных солнечных модулей мощностью 140 Вт, установленных на палубе судна.

Игорь КОНДРАШОВ

Транспорт как особо динамичная система всегда был одним из первых потребителей достижений и открытий самых различных наук, включая фундаментальные

Общественный транспорт будущего станет своего рода гибридом существующей инфраструктуры и независимых от человека транспортных средств

Воздушные сети общественного транспорта планируется создать во французской Тулузе, индийском Керала и в районе Сан-Франциско в США

Струнную транспортную сеть несложно и недорого проложить даже в крайне сложных ландшафтных и климатических условиях

«ТрансРоссия»

Россия имеет одну из наиболее обширных и развитых транспортных сетей. Работе этой отрасли и ее совершенствованию посвящена крупнейшая выставка по грузоперевозкам, транспорту и логистике в России, СНГ и странах Балтии «ТрансРоссия», которая пройдет в МВЦ «Крокус Экспо» с 19 по 22 апреля 2016 г. Организатор экспозиции — компания ITE. В рамках деловой программы пройдут конференции грузовладельцев и перевозчиков, будут обсуждены IT-решения на транспорте и в логистике, а также другие темы. Составной частью мероприятий станет обсуждение будущего транспортных систем. Одновременно с «ТрансРоссия» состоится выставка услуг по перевозке проектных и негабаритных грузов BreakBulk Russia. В выставке «ТрансРоссия–2015» приняли участие свыше 350 российских и зарубежных компаний из 27 стран. За 4 дня работы мероприятие посетили 13,5 тыс. специалистов отрасли из 75 регионов России и 48 стран.

Беспилотные самолеты класса «макси» и «супермакси» сегодня востребованы как никогда. Пока эта ниша освоена только американскими конструкторами, которые уже давно начали работать над беспилотниками и успели создать несколько очень хороших самолетов. Наиболее популярный из них «Глобал Хоук»: он поднимается на высоту до 20 км, весит 11,5 т, имеет продолжительность крейсерского полета более 24 часов. Именно после показа «Глобал Хоука» на авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 г. на Западе началась борьба за захват нового сектора рынка. Там поняли, какую пользу и экономию могут принести беспилотники не только в военной, но и в гражданской сфере.