Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Филадельфийская международная выставка, посвященная 150-летию принятия Декларации независимости, по общему мнению, оказалась неудачной, если вообще не провальной. Особенно она проигрывала в сравнении с блестящей, непревзойденной выставкой столетия, состоявшейся за 50 лет до этого и посвященной тому же событию.
Принятие Декларации независимости 4 июля 1776 г. — важнейшее событие в истории США. Оно широко отмечается по всей стране, ему посвящаются многочисленные мероприятия. К 100-летию этого события в 1886 г. в Филадельфии была приурочена грандиозная экспозиция, ставшая большим успехом организаторов. К началу 10-х годов ХХ в. единственным выжившим членом комитета по организации той триумфальной выставки был некто Джон Вайнамейкер, который и предложил властям города повторить триумф и провести аналогичную выставку, посвященную теперь уже 150-летию Декларации. Идею в целом приняли, но на дворе стоял 1916 г., до годовщины оставалось еще целых 10 лет, и никто не торопился начинать подготовку. Вайнамейкер, к слову сказать, до очередной выставки не дожил — он умер в 1922 г.
Подготовка к событию началась слишком поздно. Только в 1921 г. была сформирована ассоциация по подготовке выставки 150-летия, занимавшаяся организационными и финансовыми вопросами. Ассоциация подала заявки федеральным властям на выделение 20 млн долл. на подготовку мероприятия и властям штата — на 2,5 млн долл. Обе заявки были проигнорированы, хотя сам президент Уоррен Г. Гардинг обратился в 1922 г. к Конгрессу с поддержкой идеи о проведении выставки.
В конце концов федеральное правительство выделило организаторам примерно 2 млн долл, а штат — 1 млн, но этого едва хватило на строительство их собственных павильонов. Большая часть средств на возведение выставочного городка поступила от муниципальных властей.
С самого начала вместо того, чтобы энергично заняться разработкой концепции и планированием выставки, будущие организаторы тратили время на борьбу за контроль над ассоциацией и на бесконечные споры. У них было совершенно разное видение целей и задач ЭКСПО. Должна ли она в качестве главной темы взять торговлю или следует сделать упор на прогресс наук, искусства и образования? Должна она стать коммерческим бизнес-мероприятием или чисто имиджевым событием, призванным поднять авторитет города и подчеркнуть роль Филадельфии в американской истории?
Подготовку ЭКСПО тормозил и недостаток энтузиазма со стороны местных жителей. Попытка привлечь их к финансированию путем продажи акций ассоциации провалилась — они были никому не нужны. Более того, филадельфийцы энергично протестовали против планов проведения выставки — они считали, что городу нужны новые жилые дома, дороги, инфраструктура, а не «международная вечеринка», ради которой повысят налоги и на которой наживутся только спекулянты недвижимостью.
Безработица в Филадельфии была низкая, население не нуждалось в большом количестве временных рабочих мест, которые неизменно создаются при подготовке столь масштабного мероприятия. Напротив, говорили они, выставка привлечет в город много посторонних людей, которые создадут ненужную конкуренцию на рынке труда, когда выставка закроется.
К тому времени как в 1924 г. на пост мэра Филадельфии заступил Уильям Кендрик, сделано было очень мало. Его, как и нового руководителя ассоциации Уильяма Вейра, мало интересовала концепция выставки. Они сосредоточились исключительно на коммерческой стороне дела. Для них выставка была прежде всего бизнесом, это был шанс воспользоваться историческим прошлым Филадельфии, чтобы привлечь сюда посетителей и их доллары.
В результате строительство зданий на площадке началось только осенью 1925 г., и многие здания достраивались, когда работа выставки уже шла полным ходом. Под давлением Кендрика городской совет проголосовал за организацию специального фонда для поддержки мероприятия на сумму в 5 млн долл. Впоследствии, когда выставка закрылась и были тщательно изучены все бухгалтерские книги, выяснилось, что из городской казны было потрачено почти вдвое больше — 9,7 млн долл., причем большая часть этой суммы ушла на покрытие долгов кредиторам ассоциации.
Рассматривалось более десятка мест, где можно было бы возвести выставочный городок, включая и парк Fairmount, где проходила экспозиция 1876 г. Остановились, однако, на другом варианте. Строить решили на участке в 400 га на юге Филадельфии. Преимуществом было то, что землей уже владел город, ее не надо было выкупать. Серьезным недостатком была заболоченность территории. Для того чтобы превратить болото в ровную строительную площадку, необходимо было внести туда миллионы кубометров грунта, причем иногда приходилось засыпать ямы глубиной до 6 м. Кроме того, строительство зданий на болотистой почве требовало забивания свай на большую глубину.
Из-за того, что реальная подготовка к выставке началась слишком поздно, из-за технических трудностей при подготовке стройплощадки, неопределенности с финансированием бизнес, власти штатов и правительства иностранных государств не торопились покупать выставочные площади.
Было решено сократить число главных павильонов с 5 до 3 и объединить категории экспонатов, которые на аналогичных выставках было принято разносить по разным зданиям. В итоге три главных павильона представляли собой довольно причудливую смесь: дворец свободных искусств и промышленников, дворец сельского хозяйства и иностранных государств и дворец правительства США, машиностроения и транспорта. Причем строительство последнего было завершено лишь в конце июля, когда выставка работала уже 2 месяца.
Лишь 7 иностранных государств выразили желание построить собственные павильоны. Еще 6 павильонов построили некоторые штаты.
Вход на выставку был выполнен в виде яркого разноцветного 30-тонного колокола свободы высотой 20 м, и украшенного 26 тыс. электрических лампочек.
Несмотря на все усилия, посещаемость выставки оказалась гораздо ниже ожидаемой. Возможно, сказалось, что из 184 дней работы экспозиции 107 дней шел дождь. Возможно, организаторы переоценили привлекательность мероприятия для горожан. Некоторые исследователи считают, что дурную службу сослужила массовая автомобилизация Америки и распространение кино. Публике стало неинтересно ходить на такие экспозиции. Это мнение, впрочем, впоследствии было многократно опровергнуто другими, более успешными ЭКСПО.
В Филадельфии с ее дальними окрестностями проживало в общей сложности 50 млн человек. Это дало основание организаторам предположить, что как минимум 30 млн посетят экспозицию. Реальность оказалась отрезвляющей. Всего 4,6 млн человек заплатили за вход из своих денег (общая посещаемость составила 6,4 млн человек). К концу июня стало ясно, что людей приходит катастрофически мало. Организаторы решили грубо нарушить действовавший более 130 лет закон, не позволявший работать по воскресеньям. Это дало возможность посетить выставку всем тем, кто работал в будни, однако вызвало недовольство местной еврейской общины, весьма влиятельной в то время в Филадельфии. Низкая посещаемость вынудила организаторов неофициально продлить работу ЭСПО еще и на весь декабрь, чтобы дать возможность экспонентам и концессионерам распродать имущество.
В целом выставка оказалась полной катастрофой с финансовой точки зрения и рекламным провалом. Пресса упрекала ее за то, что выставка была обращена в прошлое, а не в будущее Америки.
ЭКСПО действительно была мало обращена в грядущие дни и не способствовала формированию общенациональной концепции будущего страны, как это сделали выставки в Чикаго в 1933 г. и в Нью-Йорке в 1938–1940 гг. Она, однако, что не менее важно, помогла формированию национального консенсуса по поводу исторического прошлого государства.
Главным архитектурным стилем большинства сооружений был колониальный, и Филадельфийское мероприятие действительно как никакое другое было обращено в прошлое.
Штат Нью-Йорк воссоздал точные копии двух зданий колониальных времен: штаб-квартиру Джорджа Вашингтона в Ньюбурге и Федерал-Холл — здание в Нью-Йорке на углу Уолл-стрит и Нассау-стрит, где собирались первые американские конгрессы. Здесь же Джордж Вашингтон приносил клятву при вступлении на пост президента 30 апреля 1789 г.
Штат Огайо сделал копию дома президента Уильяма Г. Гаррисона. Ассоциация молодых христианок построила копию здания в Маунт-Вернон (мемориальный дом-усадьба Джорджа Вашингтона в штате Вирджиния, где он жил в 1747–1799 гг.).
Но самым большим и впечатляющим экспонатом в этой череде памятников колониальных времен была Хай-стрит. На территории выставки создали настоящую филадельфийскую улицу времен английского владычества. Каждый из 20 построенных домов был обставлен мебелью тех времен, кухонная утварь, половики, домашние мелочи — всё было аутентичным. В организации столь масштабного экспоната принимал участие Женский комитет, которому удалось получить от ассоциации грант на 200 тыс. долл.
Внешний вид домов и интерьеры были ровно такими, как полтора века назад, они создавались в сотрудничестве с филадельфийским отделением Американского института архитектуры и Музеем Пенсильвании. Ответственность за интерьеры, обстановку и костюмы «обитателей» улицы взяли на себя различные женские организации, такие как Национальная лига женщин-избирательниц и Дочери американской революции.
Популярность Хай-стрит была огромной. Именно этот экспонат положил начало созданию впоследствии большого количества подобных музеев под открытым небом, этим приемом стали широко пользоваться организаторы многих следующих выставок в разных городах, он стал толчком к рождению движения за сохранение исторического наследия.
И всё же об этой выставке вспоминают как о провале, тень которого надолго повисла над Филадельфией. Когда возникла идея провести в 1976 г. выставку, посвященную 200-летию Декларации независимости, от нее быстро отказались, вспомнив неудачу 1926 г. Отцы города высказались в том смысле, что без федерального финансирования никакую выставку они проводить больше не будут.
Ирина СКИБИНСКАЯ
Выставка к 150-летию Декларации независимости открылась 31 мая 1926 г. и официально работала до 30 ноября. Из 184 дней работы ЭКСПО 107 дней шел дождь
Главный вход выставки был оформлен в виде гигантского колокола свободы, украшенного 26 тыс. электрических лампочек
В ожидании толп народа на территории выставки был построен первый мост через реку Делавэр, который связал Филадельфию и Кемден, штат Нью-Джерси
В ЭКСПО приняли участие 30 иностранных государств, однако собственные павильоны построили только 7
Когда выставка закрылась, кредиторы предъявили счета на 5,8 млн долл. Город погашал долги обанкротившейся ассоциации до середины 1929 г.
В 30-е годы ХХ в. дискутировался вопрос о проведении крупных выставок в Чикаго и Нью-Йорке. Их противники приводили в пример выставку 150-летия в Филадельфии в 1926 г., утверждая, что время огромных международных выставок миновало
Филадельфийцы энергично протестовали против планов проведения выставки — они считали, что городу нужны новые жилые дома, дороги, инфраструктура, а не «международная вечеринка», ради которой повысят налоги и на которой наживутся только спекулянты недвижимостью.
Инфраструктура выставки включала большой зрительный зал (аудиториум), где американский Кеннел-клаб (крупнейшая собаководческая организация) провел первую в своей истории выставку собак; административное здание; зону развлечений. Здесь для детей был создан остров сокровищ с пиратами, пляжем Робинзона Крузо и ковчегом Ноя с живыми животными.