тел. (495) 223-42-15

Мальтийский крест английского качества

В мире осталось очень мало компаний, которые бы отметили свое 250-летие, не изменив за все это время своим традициям, не только не растеряв, но и упрочив свою репутацию. Именно такова английская классификационная компания Lloyds Register (Регистр Ллойда), которую знает любой судовладелец в мире. Сам Эдвард Ллойд, правда, к основанию компании не имел никакого отношения.

Стоило бы перенестись в конец XVII в., чтобы понять, каким невероятным образом с тех пор изменилась жизнь. В то время корабли были самым надежным и быстрым видом транспорта. Паровому двигателю еще только предстояло проявить свой потенциал. Англия правила морями, мореходство и связанные с ним виды деятельности: страхование, купля-продажа судов, найм матросов — всё это создавало неповторимую атмосферу Лондона тех лет.

Кофейня Эдварда Ллойда (а первые упоминания о ней относятся к 1688 г.) располагалась на Ломбард-стрит, в самом центре мореходной деловой жизни Лондона. Здесь собирались и общались страховщики, поручители, судовладельцы и вообще все, кто был так или иначе связан с морем. Это было время, когда новости передавались не по радио или ТВ, а из уст в уста. Если какое-то судно с грузом терпело кораблекрушение, об этом узнавали не из вечерних новостей, а здесь, в кофейне «У Ллойда».

Мало у кого из лондонских купцов в то время были свои торговые дома или конторы, а потому и сделки по страхованию судов и грузов заключались здесь же. Эдвард Ллойд знал запросы своих клиентов, стал самостоятельно собирать информацию и в 1696 г. начал трижды в неделю издавать листок под названием Lloyds News («Новости Ллойда»). Листок просуществовал недолго, однако Ллойд продолжал снабжать своих клиентов информацией о морских делах. Он к тому же решил вести учет количества и качества судов, с владельцами которых имел дело. Подробные сведения о каждом застрахованном корабле он делал лично и хранил как важный справочный материал.

Эдвард Ллойд умер, кафе перешло к его наследникам, мало понимавшим в морском деле, а собранные им сведения пылились в подсобном помещении. Здесь, впрочем, по прежнему собиралась морская братия. Купцы и судовладельцы нуждались в систематизированных и достоверных сведениях о кораблях, шхунах и прочих плавсредствах, бороздивших моря и океаны.

И вот в 1760 г. в кофейне «У Ллойда» (она сохранила свое название) несколько частных страховщиков образовали общество и приступили к составлению так называемой «Зеленой книги» — первого регистра судов. Пригодились и данные, собранные самим Ллойдом. В регистр вошло краткое описание нескольких тысяч судов. Помимо основных характеристик: тоннаж, длина, ширина и осадка — имелось описание состояния каждого корабля. В регистрационную книгу (впоследствии ее стали называть просто регистр) вносились данные о судах лишь после того, как проводилось полное обследование трюмов, корпуса и оборудования судна. Общество стало первой в мире классификационной компанией.

Классификации корабля — это оценка состояния строящегося или уже используемого судна по отношению к установленным стандартам. Составители регистра поняли, что создать список судов с точными характеристиками и описанием особенностей каждого из них можно только распределив их по классам в зависимости от типа, года постройки, состояния корпуса, такелажа и пр. Для этого была придумана особая система.

Заглавные гласные буквы английского алфавита А, Е, I, О, U показывали состояние корпуса судна по нисходящей ступени, а согласные G, М, В — состояние рангоута, такелажа и прочих устройств корабля. Например, G обозначала ”Good” — хорошее, М — ”Middle” — среднее и В — ”Bad” — плохое состояние. С 1755 г. и по сей день высший класс оценки состояния судна — это символ ”А1”, гарантия наивысшего качества плавсредства. Выражение «эй-уан» полюбилось англичанам и прочно вошло в разговорный и литературный язык как синоним наилучшего состояния вещи или настроения.

Чтобы иметь возможность точно указывать характеристику каждого судна, необходимо было его измерить и обследовать. Для этого страховщики нанимали хорошо знающих морское дело людей. Ими, как правило, были отставные морские капитаны. Так родилась особая должность сюрвейера — обследователя кораблей. Их труд оплачивался из денег, собранных от судовладельцев и страховщиков, подписавшихся на услуги классификационного общества.

Если во главе компании стоит более одного человека, споры и ссоры неизбежны. Востребованная рынком идея классификации судов быстро нашла своих поклонников, у основателей компании не было отбоя от клиентов. Им, однако, хотелось улучшить и расширить дело, но общего понимания, как это сделать, не было. Начались споры и распри, в результате все разругались, и было основано второе регистрационное общество, которое издавало свой регистр — в противовес «Зеленой книге» они стали делать «Красную книгу». Ситуация запуталась, так как каждое судно фигурировало одновременно в двух классификационных справочниках. Это было неудобно ни судовладельцам, ни страховщикам, ни владельцам грузов. В результате оба общества очень быстро оказались на грани банкротства.

К счастью для всего мореходного дела в 1834 г. под давлением судовладельцев и старховщиков владельцы двух обществ пришли к согласию и вновь объединились, образовав компанию Lloyd’s Register of British and Foreign Shipping (Регистр Ллойда британского и иностранного судоходства). Под этим названием она просуществовала до начала ХХ в. Был создан комитет этой организации, состоявший из страховщиков, судовладельцев и купцов.

Стремление судовладельцев занести свои суда в класс «А1» привело к появлению первых стандартов при постройке судов на верфях. Это, в свою очередь, заставило комитет задуматься над изданием правил постройки судов. С быстрым совершенствованием методов судостроения эти правила непрерывно увеличивались в объеме, а формулировки напоминали технические инструкции.

XIX в. принес кардинальные перемены в судостроении. Паровые машины заменили паруса, а дерево уступало место железу и стали. На верфях строили корабли непредставимых еще совсем недавно размеров. Регистр Ллойда вполне поспевал за этими новшествами, формулируя новые правила, базирующиеся на практике жизни.

Учитывая, что корабли в то время бороздили моря и океаны, развозя не только грузы, но и информацию, Регистр Ллойда быстро завоевал популярность и за пределами Англии. К Ллойду стали поступать просьбы проинспектировать строящиеся суда за границей.

С 1852 г. Регистр Ллойда учредил должность сюрвейера-резидента в иностранных портах.

Все судовладельцы знают, что в точности сведений, содержащихся в «Регистре Ллойда», сомневаться не приходится. Им также известно, что если перед классом судна стоит черный мальтийский крест, это значит, что проект судна одобрен Ллойдом, и с момента закладки киля его строительство велось под наблюдением компании. Это говорит и о том, что сталь для судна была проверена заводом-изготовителем, который числится в списке компании, и все поковки и литье также были испытаны и одобрены сюрвейерами Регистра Ллойда.

У появления мальтийского креста на сертификатах Ллойда есть своя история. В середине XIX в., когда у Регистра Ллойда еще не было постоянных представителей в иностранных портах, к нему неоднократно поступали просьбы от Торговой палаты Квебека прислать к ним сюрвейера, так как на тамошних верфях строилось много судов для английских судовладельцев или предназначенных на продажу в Британии. В результате этих настойчивых просьб в 1852 г. общество отправило в Канаду Томаса Мензиса, как сейчас говорят, в длительную командировку. Мензис и его помощник Чарльз Коукер сделали очень многое для того, чтобы помочь местным судостроителям повысить качество постройки судов. Именно Мензису принадлежала идея использовать мальтийский крест в регистре и на выдаваемых сертификатах как свидетельство того, что судно прошло специальное, углубленное, обследование.

После Мензиса постоянные сурвейеры с широкими полномочиями были отправлены и в другие страны. В наши дни на службе Регистра Ллойда состоит свыше полутора тысяч сюрвейеров, причем большинство из них работают в различных портах земного шара и на иностранных верфях. Как правило, это высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее образование и дипломы кораблестроителей, морского инженера-механика и других специальностей, смежных с судостроением. Национальные комитеты Регистра Ллойда созданы в 20 странах.

К началу 1880-х гг. примерно половина морского судоходства была классифицирована Регистором Ллойда. К 1914 г., когда деятельность Регистра покрыла почти весь мир, стало понятно, что от длинного и неуклюжего имени пора освобождаться — общество стало называться просто и понятно: Lloyd’s Register (Регистр Ллойда).

В межвоенный период сфера деятельности Регистра Ллойда расширялась в сторону, не связанную с торговым мореходством. В это время бурно развивалась нефтяная промышленность с ее трубопроводами, танкерами, хранилищами и пр. Все это также требовало оценки качества и классификации. Это привело к образованию у Ллойда нового подразделения, не связанного с морским делом и ставшего точкой дальнейшего роста и развития компании. В последствии Регистр Ллойда стал самой авторитетной компанией по оценке и классификации судов для перевозки сжиженного природного газа.

Последовавшие после Второй мировой войны кардинальные перемены в судостроении, появление электроники, информационных и других новейших технологий требовало от компании соответствия духу времени. Многие новшества стали стандартами судостроения именно благодаря Регистру Ллойда.

Ирина МУРАВЬЕВА

С 1755 г. и по сей день высший класс оценки состояния судна — это символ «А1», гарантия наивысшего качества плавсредства

Первая книга Регистра Ллойда — «Регистр страховщиков», или «Зеленая книга», изданная в 1764 г., хранится в Британском музее

К началу 1880-х гг. примерно половина морского судоходства была классифицирована Регистором Ллойда, к 1914 г. деятельность Регистра покрыла почти весь мир

В настоящее время Регистр Ллойда — это группа компаний, в которую входит более 40 организаций, 200 офисов в 120 странах мира и около 5 тыс. сотрудников

На учете Регистра Ллойда числится примерно 11 тыс. торговых судов общим тоннажем около 80 млн рег. т

Lloyd's Register Group Limited (название с 2012 г.) — частная компания, аналог акционерного общества закрытого типа. Во главе находится генеральный комитет. По числу членов комитета имеется 50 акций номиналом 1 ф. ст. каждая. Акции не имеют дивидендов и не продаются. Если кто-то из членов по какой-либо причине выбывает из состава комитета, его акция передается новому члену. Регистр Ллойда — организация, абсолютно независимая от правительств и финансовых организаций.

Помимо классификации морских судов и сооружений Регистр Ллойда оказывает услуги по сертификации материалов и оборудования, оценке рисков, связанных с деятельностью промышленных предприятий, нефтяных и газовых сооружений на морском шельфе и на суше, компаний транспортной отрасли (особенно железнодорожных), осуществляет оценку и сертификацию систем менеджмента, ряд других работ.

По правилам классификационного общества, каждое торговое судно, занесенное в его регистр, подлежит периодическому сюрвейерскому осмотру, а также осмотру после каждого ремонта из-за износа или повреждений. По окончании строительства судна все сюрвейерские отчеты проверяются главным инженером управления и передаются в комитет Регистра Ллойда, который присваивает новому судну класс и выдает классификационное свидетельство.