тел. (495) 223-42-15

По ту сторону рамы

Выставки произведений искусства – неотъемлемая часть арт- рынка. Громкие имена, яркие рекламные плакаты, баснословные аукционные продажи. Все это притягивает внимание и будоражит воображение. При этом мы не задумываемся, кто стоит за теми великими именами, чьи произведения вырывают друг у друга из рук миллионеры. Откуда большинство картин попадает на рынок?

Работа арт-дилера незаметна для публики. Посредники всегда в тени. Первый план – для того, кто в свете софит, для творца. Зато именно они, посредники, творят историю, по крайней мере, историю искусства.

Поль Дюран-Рюэль в 1860–70-х гг. был достаточно известным и успешным продавцом академической живописи, но именно он одним из первых распознал потенциал новой группы художников, ставших впоследствии известными как импрессионисты. Дюран-Рюэль на долгие годы стал их опекуном, доверенным лицом и меценатом. Он начинает выставлять, покупать и продавать работы Камиля Писарро, Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Клода Моне, Берты Моризо, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и других. Именно он заложил основу современного художественного рынка.

Во времена, когда в мире существовали лишь комиссионные лавки и магазины картин, он первый предложил правила арт-менеджмента, основанного на деятельности художественной галереи как значимого игрока и экономического агента бизнеса по торговле произведениями искусства.

Вторым значимым лицом в истории арт-дилерства стал также француз – Амбруаз Воллар, который учился юриспруденции в Париже и подрабатывал клерком у мелкого торговца антиквариатом. В 1893 г. Воллар основал собственную галерею «Рю Лафит», ставшую затем центром парижского рынка современного искусства. В то время, когда многие обыватели всё еще критиковали и смеялись над новыми веяниями в живописи, Воллар методично скупал работы художников, выставлял в Европе и США, публиковал каталоги их работ, организовывал продажи. В итоге сам он стал обладателем уникальной коллекции шедевров, которые через несколько десятилетий могли позволить себе только очень состоятельные люди. Он прославил Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Анри Руссо, организовывал для них персональные выставки, устанавливал достаточно высокий нижний порог цен на их картины, постоянно подстёгивал интерес коллекционеров и их желание покупать больше и больше. Его галерея на улице Лафит в Париже высоко ценилась в светских кругах, а постоянную клиентуру составляли основатели будущих крупнейших мировых коллекций нового искусства

Даниэль-Анри Канвейлер, немец по происхождению, стал известен во Франции как арт-дилер, писатель, издатель и меценат благодаря живому участию в становлении кубизма и длительной профессиональной близости с его основателем. В начале XX в. он заинтересовался работами группы молодых и неизвестных художников и в 1907 г. основал галерею, где представлял работы Пикассо, Брака, Дерена, Вламинка, Леже.

В 1920-х гг. он подписывает контракты с новыми художниками, среди которых Андре Масон и Пауль Клее. Даниэль-Анри выкупал права на представительство и приобретение всех работ, выходящих из-под кисти «своих» художников, освобождая их, таким образом, от любых насущных проблем, связанных с жильем, питанием и покупкой материалов для творчества. Он был для них другом, мамой, няней, спонсором, секретарем, отцом и врачевателем души.

С Леопольдом Зборовским, которого все звали просто Збо, и его женой Ханкой Амедео Модильяни познакомился в конце 1916 г. Зборовский приехал в Париж из Польши, подрабатывал перекупщиком и, когда выдавалось свободное время, шел на блошиный рынок, где ему иногда удавалось откопать какую-нибудь стоящую картину, которую он тут же перепродавал с небольшим прибытком. Когда Зборовский увидел работы Модильяни, это стало для него ударом молнии. Он понял, что перед ним большой мастер. Зборовский сделал для Модильяни больше, чем все его друзья вместе взятые. Он стал его самым преданным представителем и инициатором единственной персональной выставки художника в Салоне в мае 1919 г., где, несмотря на скандал (Модильяни выставил в Салоне серию ню), даже продал несколько работ. Впоследствии Зборовский стал арт-дилером скульптора Рене Ише, художников Хаима Сутина, Мориса Утрилло, Марка Шагала и Андре Дерена. Между прочим, умер Зборовский в нищете, потеряв все свое состояние во время экономического кризиса 1929 г.

Выдающийся швейцарский арт-дилер, куратор, коллекционер и просто ценитель прекрасного Эрнст Байелер открыл свою знаменитую галерею на Боймлайнгассе в Базеле в 1945 г. В течение следующих 65 лет Галерея Байелера провела более 300 выставок, в частности Фернана Леже, Василия Кандинского, Пита Мондриана, Альберто Джакометти, Хуана Миро, Александра Колдера, Марка Ротко, Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна и других. За свою долгую жизнь дилер продал более 16 тыс. произведений выдающихся авторов, со многими из которых коллекционер был знаком лично. Например, Пабло Пикассо позволял дилеру самостоятельно выбирать на свой вкус работы из его мастерской. В послевоенные годы Эрнст Байелер вошел в число главных арт-дилеров мира и в 1970 г. стал одним из соучредителей швейцарской ярмарки искусства Art Basel – одного из главных событий мирового арт-рынка. В июне 2011 г. аукцион Christie’s провел специальные торги, посвященные продаже части произведений из коллекции Эрнста Байелера. Общая сумма торгов составила 140 млн ф.ст.

Сегодня арт-дилеры – неотъемлемая часть рынка искусства. Оставаясь в тени, они создают спрос и моду на тех или иных художников, формируют рынок и играют на аукционах. Только немногие профессионалы знают, кто стоит за результатами последних громких торгов.

Елена КРЕМЕНЕЦКАЯ

Профессия арт-дилера появилась в середине XIX в. во Франции, где начал складываться рынок произведений искусства в том виде, в котором он существует сейчас, – с ежегодными выставками, салонами, аукционами и профессиональными коллекционерами.

В конце XIX в. Дюран-Рюэль стал самым авторитетным, известным и коммерчески успешным арт-дилером французского импрессионизма во всем мире.

Амбруаз Воллар прославил Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Анри Руссо.

Даниэль-Анри Канвейлер в 1907 г. основал галерею, где представлял работы Пикассо, Брака, Дерена, Вламинка, Леже, а позже – Андре Масона и Пауля Клее.