Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
2014 год оказался непростым для российского рынка бытовой электроники. Естественное снижение темпов роста, связанное с насыщением потребительского спроса, совпало с общим ухудшением экономической ситуации в стране. Следующий год обещает быть не проще.
Рынок электроники и бытовой техники в России с момента своего зарождения был одним из самых динамично растущих сегментов экономики. Объяснений этому несколько.
Прежде всего это так называемый, низкий старт, с которого всё начиналось, поскольку во времена СССР данного рынка фактически не существовало.
В начале 90-х, когда политическая и экономическая ситуация резко изменились, рынок бытовой техники, по сути, начал создаваться с нуля. В свободной продаже появилась самая разная техника, которая зачастую была для покупателя диковинкой. Почти вся эта техника была импортной, так как отечественная промышленность к тому времени практически перестала выпускать даже тот минимум, который ей удалось освоить ранее.
Основными движущими силами рынка бытовой техники и электроники в то время стали оптовые продавцы и первые сетевые розничные магазины. Позже иностранные производители стали открывать в России свои представительства, которые на первом этапе выполняли крайне ограниченную функцию «маркетинговых посольств».
Рынок рос фантастическим темпами – 40–50% роста в год никому тогда не казались преувеличенными показателями.
Цивилизованные формы торговли, сетевые торговые компании постепенно вытесняли розничные рынки, торговлю с машин и отдельные розничные точки продаж. Со временем торговые сети стали оттеснять и оптовиков, по сути выполняя и их функцию.
К середине 2000-х гг. при активном участии государства и профильных бизнес-объединений удалось создать на рынке условия для более или менее добросовестной конкуренции, и в России стали появляться первые проекты по переходу на прямой импорт техники самими зарубежными производителями. Немного позже многие из них локализовали собственные производства в России. Рынок приобрёл абсолютно иные качества, по сути можно было говорить о высокоразвитом сегменте экономики, соответствовавшем мировым стандартам.
По мере развития происходило и насыщение рынка товарами, что, в свою очередь, стало приводить к постепенному снижению темпов роста.
Тем не менее постоянный технологически прогресс и растущий платежеспособный спрос продолжал толкать российский рынок потребительской электроники и бытовой техники вперед. Даже последствия экономического кризиса 2008 г. были достаточно быстро преодолены, и уже к 2010 г. рынок вернулся к уверенному росту.
Конечно, темпы роста не могли быть столь динамичными, как в середине 2000-х, тем не менее в 2011–2012 гг. рынок демонстрировал уверенный 10%-ный рост. Но уже в 2013 г. темпы роста заметно снизились и составили всего 2,4%.
В 2014 г. ситуация серьёзно изменилась: по итогам года рынок начал стагнировать, и как долго это продлится, сказать сегодня нельзя. Уже в I полугодии заметно «просели» такие сегменты рынка, как фототехника (падение продаж порядка 30%), офисная техника (10–12%). Однако по-прежнему хорошо развивались такие драйверы последних лет, как смартфоны, планшетные компьютеры и плоскопанельные телевизоры с большой диагональю экрана.
На фоне нестабильного курса национальной валюты и резко ухудшающейся общеэкономической ситуации поставщики были вынуждены поднимать отпускные цены на свою продукцию, что привело к их росту по отдельным сегментам, в частности потребительским IT-продуктам, на 60–80% уже в декабре 2014 г.
Высоким сезоном на рынке потребительской электроники и бытовой техники традиционно является декабрь. Но в 2014 г. бум продаж начался уже в ноябре. Несмотря на повышение цен, потребительский спрос стал демонстрировать рекордные скачки.
Объяснить это явление можно термином «инвестиционные покупки». В условиях стремительно обесценивающегося рубля потребители старались хоть как-то сохранить свои сбережения, покупая всё, на что хватало средств, в том числе иногда и впрок.
Несмотря на кратковременный и довольно сильный всплеск продаж, это явление безусловно носит негативный характер. Дело в том, что такого рода покупки можно назвать «преждевременным спросом», то есть потребители купили не только ту технику, которая им действительно была нужна, но и ту, которую они, возможно, купили бы в будущем.
Таким образом, возможный будущий спрос был реализован преждевременно, и это, скорее всего, приведет к тому, что спад продаж затянется, как минимум, на текущий 2015 год.
В данной ситуации остается надеяться только на общее улучшение экономической ситуации в среднесрочной перспективе, а также на антикризисное стимулирование и поддержку отрасли путем снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие для производства техники в России, а также моратория на увеличение налоговой нагрузки на бизнес, что позволило бы сдержать рост цен и таким образом поддержать спрос.
Антон ГУСЬКОВ, директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК
Возможный будущий спрос был реализован преждевременно, в ноябре-декабре 2014 г., и это, скорее всего, приведет к тому, что спад продаж затянется, как минимум, на текущий 2015 год.
Снижение ввозных пошлин на комплектующие для производства техники в России, а также мораторий на увеличение налоговой нагрузки на бизнес позволили бы сдержать рост цен и поддержать спрос.
С 9 по 12 апреля в МВЦ «Крокус Экспо» состоится самая крупная в России выставка потребительской электроники Consumer Electronics & Photo Expo–2015. На ней можно будет увидеть мировые новинки в области аудио-, видео-, фото-, мобильной, компьютерной и автомобильной электроники. В прошлом году выставку CE&PE–2014 посетили более 128 тыс. человек, а число мировых и отечественных брендов техники превысили 900 наименований. Одновременно с CE&PE–2015 пройдет выставка эксклюзивной аудио- и видеоаппаратуры Hi-Fi & High End Show. Компания «Мидэкспо», организатор проекта, уверена, что несмотря на сложности на рынке, выставка CE&PE остается главным драйвером индустрии, что подтверждает растущий интерес к выставке со стороны потребителей.