тел. (495) 223-42-15

Дайджест

Китай опередил США по инвестициям

«Эстадао», Бразилия

Бразилия поднялась на две позиции и завершила 2014 г. на пятом месте в списке стран с наибольшим притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ), опередив тем самым все европейские страны. Данные, предоставленные ООН, также указывают на то, что Китай впервые превосходит США и становится мировым лидером по притоку иностранных инвестиций.

Тем не менее организация предупреждает о том, что в 2015 г. поток иностранных инвестиций в развивающиеся страны может значительно снизиться главным образом там, где наблюдается зависимость от биржевых товаров и где рост ВВП был сильно заторможен, как это произошло в Бразилии.

В 2014 г. компании инвестировали в целом 1,26 трлн долл. – показатель, далекий от 2007 г., когда ПИИ достигли 1,9 трлн долл. Прошлый год оказался лучше только чем 2009 г. – тогда инвестиции составили 1,1 трлн долл.

«Это был второй год с наихудшими показателями после кризиса», – заявил Джеймс Чжань, руководитель отдела инвестиций и предпринимательства ЮНКТАД. По его мнению, «уверенный рост объема инвестиций по-прежнему остается отдаленным сценарием».

Чжань считает, что Бразилия «пострадала меньше, чем остальные» и потому поднялась в рейтинге, опередив Великобританию, Францию и Германию. Если взглянуть на индустриальный сектор, то здесь Бразилия регистрирует самые высокие показатели. По данным ООН, приток инвестиций вырос на 45% и составил 14 млрд долл.

По мнению руководителя ЮНКТАД, условия, созданные правительством Бразилии для международных компаний, и налоговые льготы, предоставленные таким отраслям, как автомобильная промышленность, фармацевтика и информационные технологии, дали позитивные результаты в деле привлечения иностранных инвесторов в страну. «То, что позволило Бразилии занять данную позицию, это ее индустриальная политика, которая, похоже, начинает давать результаты», – отмечает он.

В то же время во всем Латиноамериканском регионе было отмечено сокращение потока инвестиций – на 19% в 2014 г.

В целом, инвестиции в регион составили 153 млрд долл., что является первым снижением данного показателя после четырех лет непрерывного роста.

Страны с наибольшим притоком иностранных инвестиций в 2014 г. – это Китай, Гонконг, США, Сингапур, Бразилия.

Что действительно приковывает внимание специалистов, так это продолжающееся увеличение потоков капитала, направляющихся в Азию, главным образом в Китай. Одни только развивающиеся страны Азии получили почти 500 млрд долл., что эквивалентно совокупному объему капиталов, которые привлекли наиболее развитые экономики мира. Поток инвестиций в Азиатский регион в два раза превышает аналогичный показатель для Европы.

По данным ООН, Китай стал главной фигурой 2014 г. Пекину достались 10% всех мировых инвестиций, около 128 млрд долл., за ним следует Гонконг – 111 млрд. Американцы сегодня занимают лишь третье место с 86 млрд, следующая позиция принадлежит Сингапуру – 81 млрд долл.

«Китайская экономика впервые демонстрирует больший объем инвестиций, чем американская, – объясняет Чжан. – В течение последних 30 лет США всегда занимали лидирующую позицию». В развитых странах сокращение оказалось значительным – 14%, а в США поток инвестиций составил лишь треть от аналогичного показателя за 2013 г.

Впервые за всю историю совокупный приток инвестиций оказался выше у развивающихся стран, чем у развитых, составив 700 млрд долл. и продемонстрировав 4%-ный рост по сравнению с 2013 г. К концу 2014 г. именно в эту группу стран было направлено 56% всех мировых инвестиций. Сегодня из пяти экономических субъектов с наибольшим притоком ПИИ четыре обладают статусом развивающихся.

Страны с наибольшим притоком иностранных инвестиций в 2014 г. – это Китай, Гонконг, США, Сингапур, Бразилия. Впервые за всю историю совокупный приток инвестиций у развивающихся стран оказался выше, чем у развитых. Внимание специалистов приковывает увеличение потоков капитала, направляющихся в Азию, главным образом в Китай.

Почему финансовый сектор так боится этого человека?

«Салон», США

Если бы правительству понадобилось сформировать группу экспертов по вопросам финансового регулирования, то в нее, конечно же, надо было бы включить какого-нибудь нобелевского лауреата, наиболее влиятельного и авторитетного экономиста. Однако из этого списка вычеркнули Джозефа Стиглица, поскольку, как передает агентство Bloomberg, регуляторы «не очень-то комфортно себя чувствуют рядом с теми, кто не отдан финансовому сектору полностью».

Тот факт, что Стиглица не хотят видеть в составе экспертов, свидетельствует о наличии гораздо более серьезной проблемы – она заключается в том, как финансовый сектор манипулирует системой регулирования. Финансисты не хотят видеть Стиглица по той простой причине, что он посмел защищать умеренную ставку налога на финансовые операции. Стиглиц заявил следующее: поскольку одной из ключевых функций финансовых рынков является перераспределение капиталов, то некоторые виды операций (такие как «высокочастотная торговля» [быстрая торговля ценными бумагами с использованием современного оборудования, например торговых роботов, и алгоритмов. Прим. перев.]) подрывают стабильность рынков, причем в этом случае прибыль делается на перемещении денег. Чтобы уменьшить стимулы для проведения подобных операций и одновременно увеличить доход, Стиглиц предложил ввести налог на некоторые виды краткосрочных сделок. Данная идея пользуется все большей поддержкой в научных кругах и уже реализуется в Европе.

Вместо выдающихся специалистов по реформированию финансовой сферы, таких как Стиглиц, многие ключевые места консультантов в регулирующих органах занимают как раз те, кто ослабили контроль над финансовым сектором. Назначение Антонио Вайсса на пост заместителя министра финансов, курирующего финансовый сектор США, – это яркий пример перетекания кадров с Уолл-стрит в правительство и оттуда на Уолл- стрит. Подобная практика, при которой бизнес и госструктуры напоминают собой сообщающиеся сосуды, и привела к разразившемуся недавно финансовому кризису.

Однако влияние финансового сектора на политику намного глубже. И выражается оно отнюдь не только в переходе специалистов из него на государственные посты. Как рассказал в интервью Николас Карнс, «когда [в Конгрессе] идет поименное голосование, то выясняется, что бывшие финансисты намного чаще других конгрессменов голосуют против рабочего класса». Доминирование финансов над политической жизнью приводит к большим политическим последствиям: как написал Кристофер Витко, «дерегулирование в финансовой сфере стало инструментом, с помощью которого политическая власть финансистов приносит им экономические плоды». Политическая власть этих кругов лишь укреплялась благодаря увеличившемуся весу финансов в политической сфере. Правда, в исследовании Номи Принс говорится, что столь «теплые» связи между влиятельными финансистами и политиками существовали десятилетиями.

Нашим финансистам необходимо включить в состав экспертных групп и тех, кто является сторонником регулирования финансового сектора, в частности профессора Стиглица. И вот уже появилась неплохая новость о недавнем назначении представителя так называемого общинного банка в состав ФРС. Но это только первый шаг: Конгресс также обязан прислушаться к Стиглицу и в том или ином виде ввести предлагаемый им налог на финансовые операции. Например, эту меру можно в порядке эксперимента опробовать в Нью-Йорке, отменив уже существующую 100%-ную ставку возмещения. Но изменения в финансовой сфере не произойдут до тех пор, пока правительство не введет более строгие нормы лоббирования и не назначит сильных регуляторов финансового сектора.

Бизнес и госструктуры напоминают собой сообщающиеся сосуды. Кадры с Уолл-стрит занимают правительственные посты, а затем снова уходят в финансовый сектор. Именно это привело к разразившемуся недавно финансовому кризису.

Водитель считался убийцей

«Вокс», США

Еще каких-то сто лет назад, если пешеход хотел перейти улицу, то спокойно делал это, причем где хотел и как хотел. Однако в наше время, чтобы не перечить закону, придется найти пешеходный переход и постоять у светофора, пока не загорится зеленый свет. Не хотите? Тогда ваши действия будут считаться нарушением ПДД – переход в неположенном месте. В некоторых городах, вроде Лос-Анджелеса, полиция ежегодно отлавливает тысячи пешеходов-нарушителей, причем сумма каждого штрафа может достигать 250 долл.!

Большинство с этим уже примирилось – правила есть правила. Но мало кто знает, что возникли они в результате напористой, но давно позабытой кампании 1920-х гг., которую проводили автопроизводители. Они-то и показали пешеходам, кто именно будет отныне владеть улицами городов.

«На заре автомобильной эры именно водитель был обязан объезжать пешехода, а не наоборот. Но теперь улицы стали принадлежат автомобилям, и если пешехода сбивают, то это уже его вина», – утверждает Питер Нортон, историк из Виргинского университета и автор книги «Битва с автомобилями: американский город на заре автомобильного века».

В это трудно поверить, но до начала 1920-х гг. улицы городов радикальнейшим образом отличались от современных. Они считались «общественным местом», то есть пространством, в равной степени принадлежавшим пешеходам, уличным торговцам, конным повозкам, трамваям и даже детям, которые имели право на ней играть. «Пешеходы могли ходить по улицам, где хотели, как хотели, и, как правило, без оглядки», – говорит Нортон. Так, в 1910-х гг. на дорогах почти не было пешеходных переходов, обозначенных специальным знаком, и на них никто не обращал внимания.

В 1920-е годы число автомобилей внезапно подскочило. Результат предсказуем: дорожно-транспортные происшествия. Все это вызывало гнев общественности. Автомобиль к тому же зачастую считался этакой «игрушкой богатых» – такой же, как современные яхты. А на улицах машины превращались в жестоких убийц.

В городах ставили памятники детям, погибшим в ДТП. Эти случаи подробно описывались в газетах, причем обвиняемыми, как правило, были водители. До того, как ПДД стали частью закона, суды, как правило, выносили решения следующего содержания: в любом дорожном инциденте виновато средство передвижения большего размера, то есть машина. Если водитель сбивал пешехода, то его обвиняли в убийстве вне зависимости от обстоятельств происшествия.

По мере увеличения количества погибших в ДТП противники автотранспорта все чаще задавались вопросом: как остановить этот процесс?

Переломный момент наступил в 1923 г., когда 42 тыс. жителей Цинциннати, подписав петицию на имя губернатора, выступили с инициативой об ограничении скорости всех автомобилей 25 милями в час. Местные торговцы автомобилями были в ужасе. Они тоже стали предпринимать меры: разослали письма всем автовладельцам, жившим в городе, и развернули рекламную кампанию, направленную против громкой инициативы.

Предложение жителей Цинциннати напугало автоконцерны по всей стране, наглядно им продемонстрировав, что если они будут сохранять пассивность, то продажи снизятся. В итоге автопроизводители, дилеры и автолюбители стали работать над тем, чтобы правовой режим дорог был пересмотрен. Цель заключалась в том, чтобы ограничительные меры применялись больше по отношению к пешеходам, а не к автомобилистам. И их действия увенчались успехом.

Впервые идея о том, что пешеходам нельзя ходить всюду, где им вздумается, появилась в 1912 г., когда в Канзас-Сити был принят первый муниципальный закон, требовавший от пешехода пересекать улицы только по специальным переходам. В середине 1920-х гг. автопроизводители принялись активнее продвигать эту точку зрения, проталкивая такие же законы по всей стране.

В результате на свет появился Типовой закон 1928 г. о городском транспорте, сильно урезавшем права пешеходов. «Основная идея этого закона состоит в том, что отныне пешеход может пересекать улицу только под прямым углом. По сути перед нами тот же самый закон о ПДД, который существует и поныне», – добавляет Нортон.

Однако никто эти правила не соблюдал. Более того, закон о ПДД редко применяли даже полиция и суды. Чтобы спасти положение, производители автомобилей стали использовать следующие подходы.

Первый – они стали педалировать в прессе тему ДТП, подробно их освещая. Статьи о ДТП публиковались везде, где только было можно, при этом в них вся вина за происшествие на проезжей части перекладывалась на пешеходов.

Кроме того, при поддержке Американской автомобильной ассоциации стали проходить кампании по обеспечению безопасности школьников и конкурсы плакатов, в которых говорилось о том, насколько важно для пешехода не выходить на проезжую часть. Публичному осуждению подвергались дети, которые нарушали ПДД.

Осмеяние тоже использовалось в качестве одного из инструментов стратегического давления. Нортон сравнивает кампанию за соблюдение ПДД с кампаниями по борьбе с наркотиками, которые проводились в 80-х и 90-х гг. Наркоманы изображались не просто опасными, но недалекими и глупыми людьми.

Автопроизводители пролоббировали следующую идею: вместо того, чтобы спокойно делать замечание нарушителю и штрафовать его, полиция должна публично его стыдить, то есть делать сигналы свистком и кричать на него, а женщин даже выпроваживать обратно на тротуар.

Короче говоря, прижилась сама идея, согласно которой пешеходы вообще не имеют права ходить по проезжей части, как им вздумается. «Кампания по ее продвижению была настолько успешной, что полностью изменила вид городских улиц», – говорит Нортон.

Как произошло, что пешехода вытеснили с улиц, а городом полностью завладели автомобили? Об этом рассказывается в книге Питера Нортона «Битва с автомобилями: американский город на заре автомобильного века».

Новая газовая стратегия имеет смысл

«Блумберг», США

Когда Россия отказалась от строительства трубопровода для транспортировки природного газа в Европу, который должен был пройти по дну Черного моря, а также заявила о том, что она перенаправляет этот проект в сторону Турции, некоторые наблюдатели подумали, что это блеф, другие увидели в сделанном заявлении признак финансовой слабости, а были и такие, кто воспринял это как упрек в адрес Запада по поводу Украины и как свидетельство о намерении президента Путина искать новых партнеров в другом месте.

На самом деле это изменение имеет большой коммерческий смысл, и его следовало бы принять уже давно – к такому выводу приходят авторы нового доклада из числа наиболее информированных специалистов по российской газовой отрасли.

Этот сдвиг также означает, что «Газпром» не будет в состоянии в течение длительного периода полностью исключить Украину из транзитного бизнеса, как это предполагалось сделать с помощью предыдущего проекта «Южный поток». И, как могли бы добавить авторы доклада, новое соглашение также полезнее для Европы.

Отказ от «Южного потока» представляет собой часть более существенного изменения стратегии «Газпрома», способствующего усилению этой компании, считают Джонатан Стерн, Симон Пирани и Катя Яфимава из Оксфордского института энергетических исследований.

Предыдущая стратегия состояла в том, чтобы получить доступ к распределительным сетям в глубине территории Евросоюза. Таким образом предполагалось оказывать политическое давление со стороны России, а не только получать прибыль для «Газпрома», и это одна из причин, по которой ЕС принял дополнительные правила для того, чтобы помешать реализации российского проекта.

Проект «Южный поток» был весьма затратным – согласно консервативным оценкам, его стоимость могла составить около 20 млрд долл., тогда как некоторые эксперты считали, что на него пришлось бы потратить 65 млрд долл. Он никогда не имел коммерческого смысла – даже в случае ожидаемого в Евросоюзе резкого роста потребления природного газа.

Украинский кризис заставил чиновников Евросоюза выступить более агрессивно против «Южного потока» на основании того, что он не соответствует новым правилам. А падающие цены на нефть заставили экономическую составляющую проекта «Южный поток» выглядеть еще хуже. В конечном итоге «Газпром» полностью от него отказался.

Затем российская компания предложила перенаправить проект трубопровода в сторону Турции, своего второго по объемам закупок потребителя в Европе и единственного европейского рынка, который, как ожидается, будет быстро расти. И теперь тот газ, который Турция сегодня получает через Украину, будет поставляться непосредственно из России. Тем не менее «Газпром», как указано в подготовленном специалистами из Оксфорда докладе, по-прежнему будет вынужден направлять значительные объемы природного газа в Европу через Украину, по крайней мере до 2020 г.

Сейчас уже ясно, что разворот «Газпрома» в сторону Турции не является блефом – даже в том случае, если переговоры по поводу цены и маршруту прохождения трубопровода будут продолжаться. «Газпром» уже выделил средства на реализацию турецкого проекта.

Другие решения, принятые примерно в то же время, свидетельствуют о более крупном сдвиге в игре: «Газпром» отказался от попыток приобрести 100% газового трубопровода Opal, полностью расположенного на территории Германии. Он также вышел из находившихся на продвинутой стадии переговоров о сделке по обмену активами, в результате которой Wintershall, дочернее предприятие компании BASF Group, получило бы добычные активы в Западной Сибири в обмен на полное владение «Газпромом» акциями этой немецкой компании.

Не так давно «Газпром», наконец, согласился с условиями поставок природного газа в Китай и заморозил свои планы относительно строительства терминалов для экспорта сжиженного природного газа. Путин преподнес этот шаг как наказание для Евросоюза, а также как доказательство того, что он может найти альтернативные рынки. Но, по сути, «Газпром» возвращается к тому бизнесу, который он знает лучше всего, – к добыче природного газа и поставке его по трубопроводам.

У российского газового гиганта нет больше амбиций, связанных с планами владения всей европейской цепочкой – от добычи до потребления. Он также не хочет инвестировать средства в дорогостоящие технологии по производству СПГ. Вместо этого «Газпром» будет иметь более простые коммерческие отношения с Евросоюзом в области продажи и покупки природного газа. И именно так всё и должно быть.

Отказ от «Южного потока» и разворот «Газпрома» в сторону Турции является правильным решением, оно имеет большой коммерческий смысл и его следовало принять уже давно, – к такому выводу пришли специалисты из Оксфордского института энергетических исследований.

Белорусы и российский кризис

«Блумберг Бизнесуик», США

Для белорусов, во всяком случае поначалу, экономический кризис в соседней стране и ухудшение ее отношений с Западом были выгодными и дали множество преимуществ. Когда Москва в отместку за западные санкции ввела запрет на ввоз сыров, яблок и красной рыбы, некоторые белорусские фирмы начали переупаковывать европейские продукты, чтобы выдать их за продукцию собственного производства. Два таких предпринимателя, занимающиеся переупаковкой продуктов, объяснили, как работает эта схема. Вместо фруктов и овощей из Европы упаковываются такие же фрукты и овощи белорусского производства такого же качества и под видом европейских продаются в Белоруссии. А европейские продукты поступают на российский рынок, где их можно продать более выгодно.

Используется и другая схема, по которой грузовики с продуктами из Европы отправляются в Казахстан, также являющийся членом Евразийского союза. Такой груз никогда не доходит до пункта назначения и исчезает еще в пути, где-то на российских просторах. Такие махинации с продуктами из Европы также позволяют менять и их страну происхождения. Например, норвежская семга, засоленная в Белоруссии, становится белорусским товаром, даже если для этого надо всего лишь высыпать на разложенную рыбу горсть соли.

Многие в Белоруссии начинают отказываться от такого бизнеса по переупаковке, отчасти из-за повышения риска ответственности за нарушение закона, а также по причине снижения популярности этих товаров на российском рынке. Утих и ажиотаж в связи с трансграничными поездками за покупками после того, как в этом месяце белорусский рубль упал по сравнению с западной валютой на 30% в результате огромной экономической зависимости Белоруссии от России.

Если говорить о порядке, безопасности и сравнительно низком уровне коррупции, то Белоруссия чем-то похожа на Сингапур. Что же касается ее экономической политики, то она явно устарела и своей замшелостью напоминает времена перед развалом СССР. «Если в России процесс девальвации проходил прозрачно, без введения ограничений на оборот твердой валюты, то в Белоруссии правительство предпочло самый сложный и извилистый путь», – считает экономист Ярослав Романчук. Объяснить это можно очень просто: президент Лукашенко до этого всенародно пообещал, что девальвации и резкого повышения цен в стране не будет. Поэтому, когда всё это стало неизбежным, девальвацию провели таким образом, что властям даже не пришлось упоминать это ужасное слово.

Сначала правительство страны ввело обязательный 30%-ный комиссионный сбор на покупку твердой валюты. Затем в течение нескольких недель этот сбор снизился до нуля, поскольку белорусский рубль отпустили, и он подешевел на эти же 30%. Когда уже стало невозможно скрывать факт девальвации, Лукашенко уволил премьер-министра и главу центрального банка, фактически сделав их козлами отпущения и наказав за свои собственные действия.

Как и в советские времена, манипуляции с ценами привели к дефициту. В белорусских соцсетях активно обсуждали, как в центре Минска с полок магазинов фактически исчезли помидоры. «Нет, во всяком случае, в последние дни не было, и баклажанов – тоже нет», – говорит продавец. «Я нашел помидоры, но в каком магазине – скажу только за скромное вознаграждение, которое надо перевести на мой счет в швейцарском банке», – шутит в «Фейсбуке» пользователь из Минска.

По прогнозам экономиста Романчука, белорусский рубль будет и дальше дешеветь по примеру российского рубля до тех пор, пока тот продолжает свое катастрофическое падение. А в результате неуклюжей антирыночной политики правительства Лукашенко Белоруссия, скорее всего, станет в финансовом отношении даже еще более неустойчивой, чем Россия.

Президент Лукашенко, руководитель-отщепенец, который железной рукой правит в Белоруссии уже 20 лет, этой осенью должен переизбираться на новый срок. В год проведения выборов принято делать широкие благотворительные жесты в виде повышения пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы. Однако в этом году Лукашенко придется проявить особую изобретательность, чтобы сохранить свой социальный контракт с населением под лозунгом «стабильность взамен свободы». Как говорит Романчук, президентская пропаганда уже постепенно переходит от обещаний лучшей жизни к сравнению кажущейся стабильности [в Белоруссии] с нестабильностью в истерзанной войной Украине и в пораженной кризисом России.

Белоруссия поначалу пыталась извлечь выгоду из экономического кризиса и ухудшения отношений России с Западом. Однако затем теневой бизнес по переупаковыванию западных товаров практически сошел на нет. Неуклюжая экономическая политика приводит к тому, что Белоруссия станет в финансовом отношении еще более неустойчивой, чем Россия.

Проверка на прочность

«Уолл-стрит джорнэл», США

Уроженец Венгрии миллиардер Джордж Сорос предупредил, что способность Запада оказать финансовую поддержку Украине является ключевой проверкой на прочность «распадающейся Европы», которая противостоит «усиливающейся России».

Сорос, отошедший от повседневной инвестиционной деятельности, на форуме в Давосе заявил, что российские меры давления на Украину – это попытка России стать «стратегическим соперником Европейского союза, предлагающим альтернативу на основе власти силы в противоположность власти закона».

Если 25 лет назад Советский Союз разваливался, а Европа объединялась, то сегодня ситуация – прямо противоположная. Кризис евро, отметил Сорос, превратил ЕС из «добровольного объединения суверенных государств, готовых ради общего дела поступиться частью своего суверенитета, в нечто совершенно иное: в систему взаимоотношений между кредиторами и заемщиками, в которой должники сталкиваются с трудностями в исполнении своих обязательств, а кредиторы навязывают им такие условия, из-за которых они попадают в подчиненное положение».

Чтобы остановить эту тенденцию, заявил он, все более демократическая Украина нуждается в финансовой поддержке со стороны Запада, которая поможет ей сохранить независимость и убедить Россию отказаться от агрессии. «На кон поставлено будущее не только Украины, но и Европейского союза, – сказал Сорос. – Я считаю, что потеря Украины станет колоссальной утратой для Европы. Это позволит России разделять и властвовать».

Миллиардер Джордж Сорос считает, что кризис евро превратил ЕС из добровольного объединения суверенных государств в систему взаимоотношений между кредиторами и заемщиками, в которой кредиторы навязывают более бедным странам такие условия, из-за которых те попадают в подчиненное положение.

Железная дорога Пекин – Москва

«Блумберг», США

Китай построит высокоскоростную железную дорогу от Пекина до Москвы стоимостью полтора триллиона юаней (242 млрд долл.). Об этом сообщила городская администрация Пекина. В информации, размещенной в китайском варианте «Твиттера», сообщается, что эта железнодорожная магистраль облегчит поездки и перевозки между Европой и Азией. На дорогу из Пекина в Москву, которая пройдет через Казахстан, понадобится два дня.

Предложение о строительстве железной дороги прозвучало в момент, когда российская экономика пытается оправиться от снижения нефтяных цен, а отношения с США и Европой ухудшаются из-за конфликта на Украине. В то же время Китай пытается продвигать на мировой рынок свои технологии высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Мысль о строительстве железной дороги впервые прозвучала в ноябре прошлого года, после того, как Россия и Китай заключили соглашение о поставках природного газа. Первый вице-президент государственного ОАО «Российские железные дороги» Александр Мишарин заявил тогда, что смета строительства путей до российской границы составит 60 млрд долл. и что в случае реализации проекта время поездки из Пекина в Москву сократится с пяти дней до 30 часов.

Как заявил в ноябре Мишарин, на строительство магистрали в Пекин уйдет от восьми до десяти лет.

ВЫНОС:

Дорога из Пекина в Москву по железной дороге, в случае реализации масштабного проекта, вместо пяти дней будет занимать 30 часов.

Российский ВПК в 2014 г.

«Ирас»

В 2014 г. Россия поставила в другие страны оружия на общую сумму более 13 млрд долл. Это свидетельствует о значительном сокращении оружейного экспорта по сравнению с двумя предыдущими годами. Так, в 2013 г. эта страна экспортировала оружия на сумму 15 млрд долл., а в 2012 – 15,1 млрд. Статистика говорит о том, что изменился и состав экспортируемой продукции, и ее разновидность, и объемы клиентских закупок. В 2013 г. структура российского оружейного экспорта была следующей: 42% составила военно-морская техника, включая боевые корабли, подводные лодки и соответствующее им вооружение и обслуживание; 41% – военно-воздушная техника; 10% – техническое оснащение противовоздушной обороны и 7% – пехотное вооружение.

В 2014 г. этот экспорт складывался уже из следующих частей: 37% составляли военно-воздушные техника и боеприпасы, 26% – техническое оснащение противовоздушной обороны, 21% – пехотное вооружение, 12% – военно-морская техника и 4% – другая продукция. Как видно, сильно сократилась доля военно-морской техники и вместо нее значительно увеличилось количество поставляемых систем противовоздушной обороны и пехотного вооружения.

Самым крупным покупателем продукции российского ВПК по-прежнему является Индия. Вместе с тем на индийском рынке России иногда приходится терпеть фиаско, как это было в 2013 г., когда Индия, закупая противотанковые ракеты на сумму 500 млн долл., отдала предпочтение австралийским Spike. С другой стороны, Индия проявляет интерес к увеличению своего военного импорта из США. Например, в том же 2013 г. эта страна заняла первое место в мире по закупке американского вооружения. Индийское руководство старается наращивать оружейный импорт из США и в будущем заказывать еще больше патрульных противолодочных и военно-транспортных самолетов Р-8 и С-130, а также вертолетов Apache.

Другими крупными покупателями российского вооружения считаются Китай, Вьетнам, Сирия, ОАЭ, Венесуэла, Азербайджан, Афганистан, Ирак и Алжир. Китай все так же приобретает вертолеты Ми-17, транспортные самолеты Ил-76 и реактивные двигатели для собственных истребителей. В плане своих истребителей, начиная с J-10 и J-11 и заканчивая J-18 и K-8, китайское авиастроение сильно зависит от России. На данный момент экспортный план китайских истребителей остается выгодным для российской военной промышленности, по крайней мере до того времени, пока Китай не сможет самостоятельно производить двигатели для военных самолетов.

В 2014 г. впервые за последние 15 лет российское вооружение закупила Намибия. Однако успех в Африке оказался недолгим. Дело в том, что там Россию опередил Китай со своей более дешевой продукцией. Серьезную конкуренцию составили и недорогие бразильские самолеты Super Tucano. Кроме того, в том же 2014 г. Судан, Эфиопия и Эритрея отклонили предложения российских разработчиков и вместо этого закупили подержанное оружие у Белоруссии и Украины.

Успех российского ВПК на Ближнем Востоке также был ограниченным. Впервые за свою историю российское вооружение закупил Бахрейн. В то время как страны Запада запретили Бахрейну приобретать оружие для подавления внутренних протестов, Россия продала ему образцы табельного оружия и слезоточивые гранатометы. Продолжили получать заказанное ранее российское оружие и ОАЭ, которые отдали предпочтение противотанковым ракетам АТ-12 и зенитным ракетно-пушечным комплексам «Панцирь», а также решили модернизировать купленные ранее российские бронетранспортеры БМП-3. Переговоры о покупке военной техники прошли и с Египтом, который подписал контракт на поставку самолетов МиГ-35, вертолетов Ми-35 и другого оборудования.

Для ВПК России нынешний год будет весьма непростым. В первую очередь, опасения вызывает начавшийся в стране экономический и финансовый кризис. Из-за снижения нефтяных цен сократят объемы своего импорта российского вооружения Венесуэла, Азербайджан и Алжир, хотя последний, закупая Ми-26 и Ми-28 и продолжая получать С-30, останется важным экономическим партнером России. Ирак, нуждающийся в поставках оружия, ввиду снижения цен на «черное золото» как минимум в ближайшее время, тоже не будет размещать крупных заказов. Крайне сложными будут и отношения с Индией. Россия все еще надеется вернуться на индийский рынок со своими Ми-35 и поставить 126 истребителей для нужд ВВС этой страны. Особенно это актуально сейчас, когда возникли проблемы с продажей французских Rafale и дело дошло даже до аннулирования контракта. Вместе с тем это вовсе не означает, что Индия остановится на предложении российского самолетостроения. Так, по некоторым сообщениям, индийское руководство вовсе не удовлетворено качеством российского многоцелевого истребителя Т-50 (ПАК ФА), который в настоящий момент дорабатывается и проходит испытание в России. Много замечаний представители Индии высказывали и в адрес истребителя С-30.

Большие надежды Россия связывает с продажей продукции своего ВПК Китаю, однако для нее это сопряжено с необходимостью учитывать определенные нюансы касательно политики и безопасности. Россия добивается развития сотрудничества с Китаем, однако ненадежность последнего в плане соблюдения авторских прав и как результат необходимость соблюдать крайнюю осторожность в отношениях с ним создают массу препятствий для российских промышленников.

С трудом будет идти продажа оружия и в Латинской Америке, хотя и там есть определенные перспективы. Бразильский рынок захватила Швеция, поставившая туда 108 своих истребителей Gripen. Возможно, что и другие страны региона решат купить истребители в других странах, хотя перуанское правительство выразило интерес приобрести российские МиГ-29. Вместе с тем свои самые серьезные ожидания Россия связывает с Аргентиной. По причине давления Великобритании Аргентина не в состоянии приобретать какое-либо вооружение в Европе и Америке, поэтому заключение подобного контракта может открыть России двери на аргентинский рынок, где спрос на военную продукцию крайне высок.

Несмотря на санкции, в 2014 г. Россия смогла экспортировать оружия более чем на 13 млрд долл. Хотя по сравнению с предыдущими годами поставки сильно сократились, России удалось сохранить основную часть экспортных рынков. 2015 г. также не обещает быть легким.

Экономические санкции – залог мира?

«Хафтингтон пост», Франция)

С началом очередного международного кризиса западное руководство каждый раз запускает старую пластинку. Удар по кошельку «стран-изгоев» представляется самым эффективным дипломатическим оружием. И неважно, что ограниченность этого метода видна уже не первый год и что отрицательных последствий санкций куда больше, чем положительных.

США потребовалось более полувека для осознания того, что введенное против Кубы эмбарго ни на шаг не приблизило их к достижению стратегических задач. Власть Кастро даже не пошатнулась, а со всеми лишениями и унижениями пришлось мириться кубинскому народу.

Нынешнюю браваду Вашингтона в адрес Москвы и Пхеньяна (какой бы ни была истинная ответственность руководства этих стран), скорее всего, ждет точно такой же провал: простое население в полной мере ощущает на себе эти тяготы, а элита использует открывшуюся возможность для укрепления власти.

В 1983 г. мне довелось поговорить в Бейруте с Ясиром Арафатом, который тогда руководил из Ливана работой Организации освобождения Палестины. В весьма жестких выражениях он признал, что ООП допустила историческую ошибку, потребовав бойкота Израиля. «Мы сами лишили себя возможности наладить контакты и диалог, – отметил он. – Торговля и бизнес крайне важны для снятия напряженности и создания политических перспектив. Изолировать страну – значит поставить ее в безвыходную ситуацию».

Эти слова как никогда актуальны сейчас, когда Запад стремится задушить российскую экономику, чтобы добиться от Путина уступок по украинскому кризису. Но если он не предложит ему другого пути, кроме унижения, готов поспорить, что президент России продолжит идти по пути эскалации и конфликта.

В то же время кубинский пример может уже совсем скоро показать, что даже, казалось, закостеневшую за полвека конфликтную ситуацию можно разрешить с помощью диалога и взаимоуважения. Кубинский народ уже этому рад.

Однако для поиска выхода из дипломатических тупиков требуются посредники. Поговаривают, что Ватикан сыграл существенную роль в сближении Вашингтона и Гаваны. А многие бизнесмены, которые, как и я, работали в ЮАР в 1980-х годах, сыграли роль катализатора в поисках достойного решения проблемы апартеида.

Я работал за кулисами, чтобы лидеры южноафриканских стран смогли прийти к соглашению о мире во всем регионе, которое и было подписано в Браззавиле в конце декабря 1988 г. 14 месяцев спустя Нельсон Мандела вышел из тюремной камеры свободным человеком с высокого поднятой головой. Начало внутренних переговоров в ЮАР стало залогом мира с соседними странами.

Предприниматели во все времена играли ключевую роль в примирении воюющих сторон, но их вклад упорно не признается. Как раз наоборот, любые переговоры с участием бизнеса неизменно вызывают подозрения. Как эти стремящиеся к наживе прохиндеи могут послужить благородному делу без меркантильных мыслишек? Разве их личные интересы не помешают им работать на благо мира – важнейшего общественного достояния людей на нашей планете?

Пора покончить с этими бесконечными осуждениями, в которых ненависть к богатым смешивается с глупыми представлениями об интересах и душевной чистоте. Главный козырь всех бизнесменов как раз-таки и заключается не только в умении действовать сообща и связях на самом высоком уровне, но и заинтересованности в том, чтобы все жили в мире. Это важно для бизнеса, но не только него. Монополии на истинные чувства не существует, а интересы других миротворцев вовсе не обязательно так уж альтруистичны.

Бизнесмен по определению не означает миротворец. Как и другие люди, они могут ошибиться или даже скомпрометировать себя. Но не стоит замыкать вокруг них санитарный кордон и заталкивать их куда-то в тень, где им не нужно ни за что отчитываться. Разве не лучше было бы признать оказанные ими делу мира услуги и призвать их к тому, чтобы работать дальше? Да, я всю жизнь занимался бизнесом. Но в то же время внес немалый вклад в дело мира. И сегодня я настроен на это как никогда.

Автор – Жан-Ив Оливье, французский предприниматель, более 40 лет занимающийся бизнесом в Африке.

У экономических санкций отрицательных последствий куда больше, чем положительных. США потребовалось более полувека, чтобы понять, что эмбарго против Кубы ни на шаг не приблизило их к достижению цели. Власть Кастро даже не пошатнулась.

Где поселиться на пенсии?

«Би-Би-Си», Великобритания

Мирная Панама

Если на старости лет вам хочется жить там, где денег хватит надолго, возможно, вам подойдет Панама – самая южная страна Центральной Америки. Ее столица, Панама, занимает 124-е место по стоимости жизни среди 131 города мира, по данным журнала Economist. По данным сайта numbeo.com, на котором отслеживаются цены на товары повседневного спроса, обед из трех блюд на двоих в среднем ресторане Панамы обойдется в 32,50 панамского бальбоа (32,50 долл.) – это в два с лишним раза дешевле, чем в Нью-Йорке. А поскольку местная валюта привязана к доллару США, американские пенсионеры могут не бояться резких скачков цен в результате колебаний валютного курса.

Основным условием получения визы является наличие стабильного гарантированного дохода. Если вы получаете пенсию в размере не менее 1 тыс. долл. в месяц, у вас вряд ли возникнут проблемы с получением туристической визы для пенсионеров, которая действует пожизненно. Система здравоохранения в Панаме считается хорошей, многие врачи получают образование в США и Европе. Однако на оплату частной медицинской страховки пенсионерам следует предусмотреть не менее 200 долл. в месяц.

Зато на приобретение недвижимости много денег не потребуется. По данным сайта globalpropertyguide.com, трехкомнатные апартаменты в популярном горном городке Бокете можно приобрести примерно за 179 тыс. долл.

Главный недостаток – плохая дорожная инфраструктура за пределами столицы. Но несмотря на это, в 2015 г. Панама заняла второе место после Эквадора среди лучших мест для пенсионеров, по версии журнала International Living. Кроме того, в Панаме относительно безопасно, по сравнению с некоторыми центрально-американскими странами.

Прекрасная Франция

Франция недаром пользуется у туристов самой большой популярностью – она привлекает красивыми городами и деревушками, изысканной кухней, доступным вином и теплым климатом на юге – вот лишь несколько причин, по которым эта страна занимает чуть ли не первое место в Евросоюзе по числу постоянно проживающих на ее территории иностранцев.

Впрочем, доступность – не самая сильная сторона Франции в глазах пенсионеров. Налоги и социальные отчисления там довольно высокие, кроме того, с резидентов Франции взимается налог со стоимости всего имущества, если она превышает 800 тыс. евро, независимо от местонахождения.

Во Франции превосходно развит общественный транспорт, в том числе сеть высокоскоростных железных дорог. Поездка из Парижа в Монпелье, который находится в 600 км к югу от столицы, на скором поезде TGV занимает немногим более трех часов, причем для пассажиров в возрасте от 60 лет и старше предусмотрены скидки. Кроме того, по данным ВОЗ, Франция может похвастаться лучшей в мире системой медицинского обеспечения, которая в значительной мере субсидируется государством. Таким образом, у обладателей вида на жительство во Франции расходы на медицинскую помощь, скорее всего, будут ниже, чем у граждан других западных стран.

Солнечная Малайзия

Хотите круглый год наслаждаться солнышком? Тогда вам в Малайзию! В этой бывшей британской колонии есть всё, что душе угодно: от утыканной небоскребами шумной столицы Куала-Лумпур до тропических пляжей и глухих джунглей. Да и жить там совсем недорого – в мировом индексе стоимости жизни, подготовленном журналом International Living, Малайзия занимает третье место по дешевизне. Вдвоем можно с комфортом жить в роскошной квартире с видом на океан за 1700 долл. в месяц. Цены на медицинское обслуживание и жилье в Малайзии очень низкие, в отличие от таких дорогих вариантов, как Гонконг и Австралия.

Малайзия – одно из самых популярных направлений оздоровительного туризма. Привлекают иностранцев и налоговые льготы. В рамках программы проживания на две страны пенсионерам относительно легко получить вид на жительство в Малайзии, а вместе с ним и освобождение от налогов на наследство и на продажу недвижимости. Кроме того, обычно им выплачивается пенсия или предоставляется социальная помощь, которая не облагается малазийскими налогами (хотя американским пенсионерам, возможно, придется заплатить с нее подоходный налог в США). Вдобавок многие в стране говорят по-английски, рестораны дешевы, а иностранцы имеют право прямой собственности на недвижимость; в общем, Малайзия – прекрасное место!

Выгодная Мальта

Мальта – одна из самых маленьких и густонаселенных стран мира – занимает территорию площадью немногим более 300 кв. км при численности населения 400 тыс. человек. Для многих жителей этого острова родным языком является английский, да и до Лондона отсюда лететь всего три часа, поэтому неудивительно, что это место облюбовали британцы, – на островке проживает более 5 тыс. граждан Великобритании. Здесь британские пенсионеры чувствуют себя как дома (повсюду работают британские магазины) и даже лучше (на Мальте, в отличие от Великобритании, очень солнечно, а среднегодовая температура составляет +18° C). Дополнительным преимуществом является «Мальтийский пенсионный план», в рамках которого подоходный налог для граждан ЕС, получивших вид на жительство на Мальте, составляет всего 15%, по сравнению с 30–40% в США и Европе. В стране превосходно налажена система здравоохранения (по оценкам ВТО, Мальта занимает по этому показателю пятое место в мире), причем всем гражданам страны медицинская помощь представляется бесплатно. В рамках договора о взаимной поддержке в сфере здравоохранения между Мальтой и Великобританией британцы могут рассчитывать на такие же условия.

Аренда трехкомнатной квартиры в столице Мальты Валлетте обойдется в 700 евро, а обед из трех блюд на двоих в среднем ресторане стоит всего 50 евро.

Тропический Таиланд

Низкая стоимость жизни, отсутствие налогов на пенсионный доход, полученный за рубежом, тропический климат и культура уважения к старшим – чего еще желать пенсионеру от жизни в государстве, которое называют «Страной улыбок»?

Жить там, по данным International Living, действительно совсем недорого. Так, шикарную двухкомнатную квартиру с прекрасными видами можно снять меньше чем за 40 тысяч бат (1200 долл.) в месяц, а блюдо традиционной тайской рисовой лапши стоит всего доллар. Пенсионная виза сроком на один год выдается тем, кто получает ежемесячную пенсию в размере 2 тыс. долл. или размещает в тайском банке депозит на сумму 24 тыс. долл.

В бюджет необходимо заложить расходы на местную медицинскую страховку. International Living отмечает, что местные больницы различаются по уровню медицинского обслуживания.

Культурный Белиз

Белиз – единственная латиноамериканская страна, официальным языком которой является английский, поэтому сюда приезжает всё больше пенсионеров, очарованных покачивающимися пальмами и белыми песчаными пляжами.

Для пенсионеров создано дополнительное преимущество в виде специальной пенсионной программы, предполагающей ряд налоговых льгот, в частности освобождение от импортных пошлин на некоторые предметы обихода, такие как машина или яхта, а также от налогов на доход, в том числе от инвестиций, полученный за пределами Белиза. Программа распространяется на людей в возрасте старше 45 лет, имеющих ежемесячный доход в размере не менее 2 тыс. долл.

Цены на недвижимость ниже, чем в США, но не настолько, как в других странах Центральной Америки. Но все равно приобрести недвижимость в Белизе относительно легко: договор заключается на английском языке, а местные законы построены по британской системе, что позволяет защитить интересы покупателей. В Белизе есть недорогие частные клиники, которые предлагают качественное медицинское обслуживание, но на сложные процедуры многие иностранцы предпочитают ездить в США – страховкой часто бывает предусмотрено покрытие стоимости перелета.

Мечтая о теплом солнышке и более полной жизни, в которой забота о пропитании отступает на второй план, пенсионеры в развитых странах Запада всё чаще стали встречать закат своих дней вдали от родины.

По материалам www.inosmi.ru

Источники:

Estadao

Salon

Vox

Bloomberg

Bloomberg Businessweek

The Wall Street Journal

Iras (Иран)

The Washington Post

Le Huffington Post