Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Успех первой Всемирной выставки в Лондоне в 1851 г. произвел огромное впечатление на американцев. Набиравший обороты Новый Свет всячески стремился ни в чем не отставать от Европы. В среде американских бизнесменов мнение было единодушным: следующая выставка должна состояться в Соединенных Штатах, и непременно – в Нью-Йорке.
Для подготовки всемирной выставки, или, как ее тогда назвали, «Промышленной выставки всех стран», бостонский бизнесмен Эдвард Ридл создал специальную Ассоциацию, в которую вошли многие нью-йоркские банкиры и инвесторы. Руководство Ассоциации договорилось с администрацией Нью-Йорка о выделении участка земли, известного как Резервуар-сквер, для строительства главного павильона, аналогичного Хрустальному дворцу в Лондоне. Эта площадка, находившаяся на углу 42-й улицы и 5-й авеню, считалась в середине ХIХ века окраиной города.
В конкурсе проектов главного павильона победило предложение Георга Карстенсена, создателя парка развлечений «Тиволи» в Копенгагене, и Чарльза Гильдемайстера, нью-йоркского архитектора. Они предложили построить павильон, как и лондонский Хрустальный дворец, из стекла и металла, но в отличие от него – в форме греческого креста с огромным куполом над центральной частью, в месте пересечения крыльев здания.
Для возведения павильона потребовалось 15 тыс. стеклянных панелей и 1,8 тыс. т металлических конструкций. Здание строилось в течение 9 месяцев, с октября 1852 г. до начала июля 1853 г. Его размеры впечатляли: крылья павильона имели длину около 110 м, а над центральной частью доминировал купол высотой 45 м и диаметром более 30 м. На каждом из восьми углов сооружения были построены башни высотой 22 м. Общая площадь, которую занимал главный павильон, составляла порядка 16 тыс. кв. м.
Рядом было построено еще одно двухэтажное здание, в котором расположились разные виды оборудования и картинная галерея.
Выставка открылась 14 июля 1853 г. В организованной по этому случаю торжественной церемонии участвовал президент Соединенных Штатов Франклин Пирс, приступивший к своим обязанностям незадолго до этого.
В нью-йоркской выставке 23 страны представили более 4 тыс. экспонатов. Правда, преобладающая часть из них принадлежала американским участникам. Экспозиция состояла из четырех разделов, которые располагались в четырех крыльях павильона. Каждый из разделов включал 29 тематических секций, представлявших разные категории продукции.
Значительную часть экспозиции занимало различного рода промышленное оборудование, широко представленное американскими фирмами, которые стремились продемонстрировать высокий уровень экономического и научного развития страны Нового Света
Наибольшее внимание из технических новинок привлекла система тормозов безопасности для лифтовых подъемников, разработанная инженером Элишой Отисом. Он на собственном примере демонстрировал посетителям выставки действие новой тормозной системы, представляя это как «смертельный номер» с перерезанием троса, на котором держалась лифтовая кабина. Имя инженера Отиса было увековечено впоследствии в названии компании «Отис элевейторс» – всемирно известного производителя лифтов.
Еще одним историческим экспонатом нью-йоркской выставки стал новый орган, разработанный выходцем из Германии Альбертом Гемундером и запатентованный им в США в 1852 г. Этот музыкальный инструмент звучал существенно мелодичнее и мощнее, чем органы, использовавшиеся ранее. Данный эффект достигался за счет новой схемы подачи воздуха и расположения труб. Орган использовался во время церемонии открытия выставки и обратил на себя внимание многих посетителей оригинальностью и богатством звучания, о чем написали ведущие газеты Нью-Йорка. Впоследствии Альберт Гемундер работал в компании «Стейнвей и сыновья», производившей рояли.
Большой популярностью на выставке в Нью-Йорке пользовался также впервые показанный педальный квадрацикл.
Наряду с промышленным разделом существенное место в экспозиции занимала коллекция минералов, основной целью которой, по замыслу организаторов, была демонстрация всего разнообразия природных ресурсов мира и Соединенных Штатов.
Из американских участников свои богатства представили 16 штатов. Среди экспонатов были образцы золотых самородков и ртути из Калифорнии, разноцветный турмалин из штата Мэн, образцы руды и изделия из хрома и кобальта от штата Мэриленд, оригинально отлитые слитки меди из Мичигана. Штат Миссури представил обширную коллекцию природных ископаемых, которая включала в разном виде железную и медную руды, исходное сырье для выплавки свинца, цинка, кобальта, образцы мрамора и других поделочных камней.
Минералогический раздел включал также обширные экспозиции из Великобритании, Германии и Швеции. Они привезли не только образцы минералов, но также оборудование для обогащения руд, плавильные печи, станки для обработки металлов. Одной из важнейших новых технологических разработок стал продемонстрированный на выставке метод обогащения брома и очищения его от примесей, что тогда являлось весьма важной проблемой для металлургического производства.
Впечатляющую часть выставки представляли собрания скульптурных работ и живописи. Как писали тогда газеты, это были самые авторитетные экспозиции искусства, выставлявшиеся когда-либо в Соединенных Штатах. На нью-йоркской выставке картинная галерея была организована впервые. На последующих всемирных выставках эта часть общей экспозиции превратилась в традицию.
В первые 4 месяца выставка получила большую популярность, ее посетили более 700 тыс. человек, что принесло доход свыше 300 тыс. долл. Но в последующие месяцы посещаемость резко упала, поскольку потенциал активных посетителей из близлежащих к городу районов был, по-видимому, исчерпан, а из других городов страны приехать в Нью-Йорк в то время было не так-то просто, так как железнодорожное сообщение в США еще только начало развиваться. Да и для местных жителей посещение выставки также было не простым делом, поскольку она отстояла от центра города почти на 5 км, а это означало дополнительные расходы на транспорт. К тому же, входной билет на выставку стоил по тем временам немало – 50 центов, а такой расход не каждый мог себе позволить, особенно учитывая, что на выставку хотелось прийти всей семьей. Не увеличивал приток посетителей и тот факт, что выставка была закрыта по воскресеньям, то есть в единственный день, когда ее могли посетить работающие люди.
Низкая посещаемость выставки стала одной из причин ее финансовой несостоятельности. Она закрылась 1 ноября 1854 г. с убытком в 300 тыс. долл.
Тем не менее выставка сыграла весьма важную роль в истории и экономике Нью-Йорка. Она была первой ЭКСПО на американском континенте, и нью-йоркцы гордились ею. Выставка привлекла довольно много туристов, способствовала расширению гостиничного сектора, росту розничной торговли, активизации строительства и полиграфии.
Нью-йоркская выставка стала отправной точкой воплощения нескольких концептуальных идей: после нее начали регулярно организовывать экспозиции живописи, а изобретение лифтовых тормозов, продемонстрированное на выставке, послужило предпосылкой строительства небоскребов.
Борис ПАВЛОВ
Специально для выставки в Нью-Йорке была разработана особая форма для полицейских, работавших на ее территории. В конце 1853 г. она стала униформой для всей полиции города.
Для возведения главного павильона потребовалось 15 тыс. стеклянных панелей и 1,8 тыс. т металлических конструкций.
В нью-йоркской выставке 1853 г. приняли участие 23 страны.
Нью-Йорк трижды становился хозяином всемирных выставок: в 1853–1854 гг., 1939–1940 гг., 1964–1965 гг.
Первые международные выставки не имели названия «всемирные» или ЭКСПО. Эти названия пришли и закрепились только в середине ХХ в. Так, экспозиция в Лондоне называлась «Великая выставка в Хрустальном дворце», мероприятие в Нью-Йорке назвали «Промышленная выставка всех стран». Некоторые последующие выставки (в Париже, Лондоне и других городах) назывались «универсальные», а большинство – просто «международные». Впервые слово «всемирная» появилось в названии выставки в Вене в 1873 г., затем – выставки в Чикаго в 1893 г. и в Нью-Йорке в 1939 г., но общепринятым оно стало только после выставки в Монреале в 1967 г. (EXPO–67).
Нью-йоркский Хрустальный дворец, построенный для всемирной выставки 1853 г., просуществовал до 5 октября 1858 г., когда пожар уничтожил это здание. При пожаре никто не погиб, но общий ущерб составил более 350 тыс. долл.
Место, где в 1853 г. проходила в Нью-Йорке «Промышленная выставка всех стран», называется в настоящее время Брайант-парк. Оно расположено в районе между 5-й и 6-й авеню и 40-й и 42-й улицами. Теперь это центр Манхеттена, район, известный тем, что здесь находится нью-йоркская публичная библиотека. Резервуар-сквер был переименован в Брайант-парк в 1884 г. в честь поэта и журналиста Уильяма Брайанта. До середины XX в. парк оставался пристанищем для асоциальных элементов, бродяг и маргиналов. В 1979 г. Фонд братьев Рокфеллер совместно с попечителями Нью-Йоркской публичной библиотеки основали Корпорацию восстановления Брайант-парка. Её целью было развитие парка и создание в прилегающем к нему районе комфортных для бизнеса условий. Теперь это благополучная и благоустроенная часть города.
В 1853 г., когда проходила выставка в Нью-Йорке, еще не сложилась традиция создавать в рамках общей экспозиции развлекательные разделы. Однако некоторые развлечения можно было найти на прилегающей территории. Одним из популярных мест стала построенная рядом смотровая обсерватория. Она была сделана из дерева, и ее высота составляла 96 м. Это было выше шпиля церкви Троицы (88 м), которая до того считалась самой высокой точкой в городе. С площадки обсерватории отлично просматривались окрестности Нью-Йорка – районы Квинс, Стейтен-айланд и штат Нью-Джерси. Обсерватория сгорела при пожаре в августе 1856 г.