тел. (495) 223-42-15

Новое искусство и старые мастера

На художественном рынке главную скрипку продолжают играть произведения современного искусства, которые бьют все рекорды по суммам продаж. Спрос на произведения старых мастеров растет не так быстро, но зато стабильно, как на проверенные временем инвестиции. 

Аукционный дом Christie’s заработал на последних в 2013 г. крупных торгах послевоенным и современным искусством в дополнительном аукционе «Американское искусство» 782,3 млн долл., а аукционный дом Sotheby’s в тех же категориях заработал 404,5 млн долл. При этом было установлено несколько ценовых рекордов. В частности, картина-триптих Френсиса Бэкона «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» (1969 г.) был продан за 142,4 млн долл. и стал самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционах. Триптих, написанный в 1969 г., изображает друга Бэкона, художника Люсьена Фрейда. Покупательница, сестра нынешнего эмира Катара, Шейха аль-Маяса, названа британским журналом ArtReview самым влиятельным человеком в искусстве в 2013 г. 

Кроме того, были побиты ценовые рекорды на картины Джеффа Кунса, Эдварда Хоппера и Нормана Роквелла. Такой ажиотаж объясняется не только модой на современных художников. Зачастую сами арт-дилеры искусственно поддерживают высокие цены на хорошо продаваемые имена, а с появлением такого понятия, как «инвестиции в произведения искусства» к формированию «правильного» спроса подключились финансисты и банкиры.

Вкладывать деньги в произведения искусства становится модным, но у современных художников есть серьезный недостаток – отсутствие реальной ликвидности художественного произведения. Инвесторы не могут гарантировать, что переменчивая мода не развеет восьмизначные цифры в один момент. Поэтому на художественном рынке все больший интерес вновь вызывают произведения старых мастеров.

Долгие годы живопись старых мастеров стоила намного дешевле произведений импрессионистов, модернистов и даже современных художников. Профессиональные продавцы обычно объясняли это небольшим количеством высококлассных шедевров (большая их часть за столетия сосредоточилась в музейных коллекциях), а также особенностями психологического портрета коллекционера старого искусства – немолодого, консервативного, экономного. В последние пару лет все изменилось. Новые покупатели-инвесторы, которые ориентированы на качественный продукт, новые коллекционеры из стран с развивающимися экономиками, русские и китайцы, сформировали хороший спрос – и в ответ на первые миллионы, заплаченные за картины, из старых поместий и замков потянулся встречный поток предложений.

В итоге, на торгах полотнами «Старых Мастеров» аукционным домам Christie’s, Sotheby’s и Bonhams в Лондоне в декабре 2013 г. удалось заработать почти 60 млн ф. ст. Christie’s заработал 21,9 млн ф. ст. (около 35,8 млн долл.), Sotheby’s – 33,5 млн ф. ст. (около 54,9 млн долл.), Bonhams – 2,8 млн ф. ст. (около 4,6 млн долл.).

БиВ