Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Париж второй половины ХIХ в. можно смело назвать столицей выставок ЭКСПО. В 1900 г. это мероприятие проводилось во Франции уже в пятый раз. Новая Всемирная выставка явилась крупнейшей из всех состоявшихся до этого и как бы знаменовала начало нового, ХХ, столетия.
Во Всемирной выставке в Париже приняли участие 40 государств, в число которых вошли все великие державы того времени. Ее общая площадь составила более 100 га, из которых 450 тыс. кв. м занимали закрытые павильоны.
Организаторы предложили разбить экспонаты на 18 групп и 121 класс. Они были распределены по тематическим и национальным павильонам. Это позволило создать впечатляющую экспозицию на Марсовом поле, где располагались павильоны «Химическая промышленность», «Горное дело», «Торговое судоходство», «Ткани», «Машиностроение» и Дворец электричества. Среди других строений здесь были также павильон костюмов, в котором на восковых фигурах, изображавших исторических лиц, была представлена история одежды с древнейших времен. Во Дворце света демонстрировались различные световые эффекты. Большим успехом у посетителей пользовались Дворец иллюзий и Дворец миражей.
Хозяева выставки организовали в районе Трокадеро свою, самую обширную, экспозицию площадью 50 тыс. кв. м, на которой демонстрировалась мощь великой колониальной державы. В состав ее входили павильоны французских колоний – Алжира, Туниса, Сенегала, Индокитая, Камбоджи и др. Рядом с этим комплексом находились павильоны России, Китая и Японии.
Недалеко от Эйфелевой башни по берегу Сены была организована «мареограмма», в которой на протяжении около 1 км были построены в миниатюре все порты Средиземного моря, расположенные между Марселем и Константинополем. Рядом располагались павильоны охоты, рыболовства и мореходства, а также Дворец морских и сухопутных сил Франции.
Значительная часть выставки находилась в Венсенском лесу, где располагались экспонаты и аттракционы, которые неудобно было разместить в центре Парижа. Здесь также демонстрировались сельскохозяйственные машины, автомобили, железнодорожное и тяжелое фермерское оборудование, наиболее интересная часть которого была представлена американской фирмой McCormick Harverster Co.
На набережной Орсе был построен комплекс из 22 национальных павильонов, получивший положительные отзывы об их архитектурном воплощении. Большинство из них представляли собой реконструированные копии исторических сооружений или отдельные их детали. Так, Англия построила копию Кингстон-хауса, где демонстрировалась богатая коллекция картин и фарфора, Бельгия – копию старинной готической ратуши Брюсселя, в которой показывались исторические коллекции различных городов страны. США соорудили красивый трехэтажный купольный павильон – копию вашингтонского Капитолия, при этом, правда, практически лишенный экспонатов. Германия построила традиционное тяжеловесное здание со шпилями, интерьер которого воспроизводил библиотеку и три комнаты дворца Сан-Суси. В них были представлены роскошные панно, коллекции картин, мебели, серебра и бронзы из собраний кайзера.
Интерьер павильона Боснии и Герцоговины был украшен чешским художником Альфонсом Мухой, прославившимся в 1894 г. своими афишами в стиле арт-нуво к спектаклям великой Сары Бернар. В павильоне Монако была показана океанографическая коллекция князя Альберта – создателя знаменитого океанографического музея.
Главный вход на выставку, расположенный на площади Согласия, представлял собой монументальную полихромную арку с куполом и стоящими по бокам минаретами. Он был иллюминирован тысячами разноцветных лампочек.
Всемирную выставку, которую современники назвали «столетней» (centennale), открыл президент Франции Эмиль Лубэ 14 апреля 1900 г. Процедура открытия проходила во Дворце приемов, который являлся одной из достопримечательностей ЭКСПО. В нем находился, по свидетельству прессы, самый большой в мире (в тот период) зал площадью 6,3 тыс. кв. м. Он вмещал 25 тыс. человек и освещался 4,5 тыс. электрических ламп. Его стены были оформлены лучшими французскими художниками.
В процессе подготовки выставки Париж преобразился: были облагорожены целые улицы, ликвидированы многие ветхие здания. Для улучшения транспортной структуры города были построены 4 моста через Сену, несколько новых улиц и площадей в районах, прилегающих к выставке. Были заново вымощены многие дороги, разбиты парки. Специально к выставке построили первое парижское метро, которое открыли 19 июля 1900 г. Его длина составила тогда 10,5 км и, в отличие от тогда уже существовавших линий метро в Лондоне, Нью-Йорке и Будапеште, изначально стало работать на электрической, а не на паровой тяге.
Среди наиболее интересных достижений того времени, представленных на ЭКСПО, была киноустановка братьев Луи и Огюста Люмьер, которые демонстрировали фильмы на огромном экране в одном из павильонов. Уникальным экспонатом явился самый большой в то время в мире телескоп с тысячекратным увеличением, который весил 21 т. Сенсацией стала первая магнитная запись, сделанная датчанином Вальдемаром Паульсеном, который зафиксировал на железной ленте голос австрийского императора Франца-Иосифа.
Перспективными разработками того времени стали двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, дизельный двигатель, первая модель тепловоза, экспериментальные установки, подтверждавшие возможность беспроволочной связи, летательные аппараты с использованием двигателей. Внимание специалистов привлекла самая большая в мире динамо-машина трехфазного тока мощностью 4,5 тыс. л.с. конструкции Михаила Доливо-Добровольского, построенная немецкой фирмой для освещения Берлина. Российский изобретатель Александр Ладыгин показал лампы с нитью накаливания из молибдена и вольфрама в отличие от использовавшихся ранее угольных ламп.
Россия организовала достаточно обширную экспозицию. Правительство ассигновало для этих целей более 2,2 млн руб., еще 3 млн руб. было затрачено отдельными учреждениями и участниками. Экспозиция России размещалась в нескольких международных тематических павильонах и в отдельном национальном павильоне. Общая ее площадь составляла около 24 тыс. кв. м, на которых было представлено 2,5 тыс. экспонатов. Собственно российский павильон, расположенный в районе Трокадеро, имел площадь 4 тыс. кв. м. Он был спроектирован архитектором Робертом Мельцером и представлял собой комплекс построек, оформленных в стиле Московского Кремля.
В этом комплексе наиболее крупными были залы Ведомства уделов (охрана и эксплуатация находящихся в ведении земель – более 8 млн га в Российской империи) и Ведомства российских окраин. В первом демонстрировались карты распределения лесов и сельскохозяйственных угодий, технологии разведения лесов, образцы почвы, семена. Во втором были представлены коллекции изделий народов Сибири, Крайнего Севера, Кавказа, Средней Азии. Стены зала украшали 28 прекрасных панно, выполненных под руководством художника Константина Коровина, специально выезжавшего на российские окраины для эскизов.
Кроме того, в российском комплексе были зал Отдела казенной продажи питий (алкоголя), Чайный зал «Братьев К. и С.Поповых», свои экспозиции организовали братья Нобили и Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры, демонстрировавшее огромную пирамиду из 35 тыс. галош (суточная выработка), по производству которых Россия занимала первое место в мире.
Особое место в российской экспозиции занимал павильон кустарных промыслов, названный «русская деревня». Он представлял собой построенный из бревен комплекс, созданный по проекту художника Константина Коровина. В его оформлении участвовали известные художники и работники Абрамцевских мастерских Саввы Мамонтова, игрушечных промыслов Сергиева Посада. После выставки строения «русской деревни» были раскуплены посетителями, а главный дом приобрела актриса Сара Бернар для своей виллы под Парижем.
В экспозиции изящных искусств Россия выставила 134 картины и 28 скульптур, в числе которых были работы Айвазовского, Репина, Серова, Сурикова, Васнецова, Левитана, Рериха и других известных мастеров. Многие из них были удостоены Гран-при, серебряных и бронзовых медалей.
Признанием авторитета русской науки, техники и искусства явилось включение большой группы русских специалистов в состав международного жюри Всемирной выставки. В различные секции и комиссии входили ученые и исследователи Дмитрий Менделеев, Петр Семенов-Тян-Шанский, Василий Вильямс, металлург Дмитрий Чернов, художник Илья Репин.
Важным итогом выставки для российских экспонентов явилось установление обширных деловых контактов с партнерами из Европы и Америки. Часть экспонатов после закрытия экспозиции была продана, а из этой выручки около 4,8 тыс. франков поступило по инициативе княгини Марии Тенишевой в Дом призрения бедных детей.
Выставку в Париже, которая стала крупнейшим событием в культурной жизни Европы начала XX в., посетили более 50 млн человек. Она оказала огромное влияние на развитие промышленности и искусства нового века, став, в частности, проводником стиля модерн (арт-нуво) в архитектуре, живописи и прикладном искусстве многих европейских стран, включая Россию.
По материалам книги Валерия Шпакова «История Всемирных выставок»
Процедура открытия Всемирной выставки была совмещена с открытием нового моста через Сену. Он был построен в честь заключения Франко-российского союза и подарен Парижу правительством России. В закладке моста в 1896 г. принимал участие российский император Николай II.
Для быстрой переброски посетителей выставки из одной ее части в другую построили новое здание вокзала Орсе с 16 платформами и отелем на 400 мест. В 1986 г. здание вокзала было реконструировано под художественный Музей Д’Орсе.
К проведению ЭКСПО были приурочены II Олимпийские игры. В соревнованиях участвовали 1300 спортсменов из 21 страны, в том числе 3 представителя России: два конника и один стрелок. Впервые в соревнованиях участвовали женщины. В Венсенском лесу, где частично располагалась экспозиция Всемирной выставки, проводились некоторые соревнования по видам сорта из программы Олимпиады: конный спорт, гонки на автомобилях и велосипедах, полеты на воздушных шарах.
Во время выставки прошел крупный международный шахматный турнир, в котором участвовали Эммануил Ласкер (победитель турнира) и Михаил Чигорин (6-е место).
Достопримечательностью российской экспозиции на ЭКСПО в Париже в 1900 г. была панорама Великого сибирского железнодорожного пути от Москвы до Порт-Артура, рисованная с натуры известным путешественником, доктором Павлом Пясецким. Ее длина составляла 846 м (сейчас панорама находится в Новосибирском музее Западно-Сибирской железной дороги).
В российском павильоне кустарных промыслов была установлена изразцовая каминная печь, облицованная абрамцевской майоликой, выполненной по рисункам Михаила Врубеля («Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича»). За это панно художник был удостоен золотой медали. Художнику Валентину Серову был присужден Гран-при ЭКСПО–1900 за портрет великого князя Павла Александровича, который, по мнению ряда искусствоведов, стал одним из выдающихся произведений в истории европейского портрета XIX в.
Высшую награду Всемирной выставки в Париже получил шоколад Товарищества «Эйнем», основанного в 1868 г. и ставшего родоначальником русского шоколадоварения (теперь это кондитерская фабрика «Красный Октябрь»). Награды жюри получили также кондитерские изделия другого известного предприятия «А.И. Абрикосов с сыновьями» (теперь это фабрика им. Бабаева).