тел. (495) 223-42-15

Найти, где лучше

Туризм в России признается приоритетной отраслью экономики на государственном уровне. Правительство пристально наблюдает за состоянием и развитием этой отрасли. Недавно была утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2016 гг.»

От продуктивного взаимодействия государства и бизнеса в рамках этой программы будет во многом зависеть будущее отечественного туризма, конкурентоспособность и разнообразие отечественных туристических услуг, качество и безопасность отдыха наших граждан как за рубежом, так и внутри страны.

Огромный интерес к этой отрасли проявляет и бизнес, и сами отдыхающие. Поэтому такой популярностью пользуется туристкая выставка «Интурмаркет», традиционно собирающая на площадке «Крокус Экспо» представителей всех секторов туристической индустрии, включая российских и зарубежных туроператоров, предприятия гостиничного сектора, транспортные компании, федеральные и региональные органы власти, профильные образовательные учреждения, средства массовой информации, представителей курортной недвижимости.

Экономический и финансовый кризис негативно повлиял на туристический рынок. За последние два года объемы въездного и выездного туризма снизились на 7% и 17% соответственно. Но, несмотря на неблагоприятные факторы, рынок устоял, и в конце 2010 г. наметились положительные тенденции на массовых направлениях, удалось сохранить уровень внутреннего туристического потока.

Однако конец прошлого года преподнес сразу несколько неприятных сюрпризов, чувствительно ударивших по имиджу отрасли.

До последнего времени в среде профессионалов считалось, что на туристический рынок России наиболее негативно влияют два фактора – Интернет с возможностью онлайн-бронирования и антикризисное мышление клиентов («найди, где дешевле»), а вот теперь к этому добавился ещё и «синдром "Капитала"». Недавняя ситуация с невыполнением туроператором «Капитал Тур» своих обязательств переросла отдельно взятую проблему сотрудничавших с ним турагентств и обманутых клиентов. События вокруг «Капитал Тура» нанесли серьезный урон всей туристической отрасли России. К концу ноября 2010 г. во многих турфирмах резко упали продажи, хотя до конца сезона было еще далеко. Тем удивительнее, что случилось это на фоне бурного роста выездного туризма из России, который за 9 месяцев составил почти 40%.

При поддержке СМИ, докладывавших о каждом шаге туроператора, постоянно дававшего новые и новые обещания, у туристов сложилась неверная картина хронической необязательности компании и общей схемы, по которой работает российский бизнес. Схема эта выглядела как заведомо обрекающая туристов на проблемы. Куда делись деньги, заплаченные клиентами «Капитал Тура» за путевки, оставалось непонятным, но многие путешественники составили ложное мнение об аналогичном принципе работы всех российских туроператоров.

Следом, как нарочно, грянул предновогодний транспортный коллапс в аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово». Тысячи людей, многие с детьми, провели несколько суток, ожидая вылета, в зданиях аэропортов. При этом отсутствовала информация, не было организовано питание и размещение пассажиров. Вести из аэропортов звучали, как фронтовые сводки.

Оглядываясь на негативные события минувшей зимы, специалисты отрасли признают, что приостановка деятельности туроператора «Капитал Тур», случаи невыполнения турагентствами обязательств перед клиентами, организационные провалы в работе авиаперевозчиков и аэропортов до сих пор оказывают заметное негативное влияние на рынок. Туристический бизнес, безусловно, должен продолжать развиваться за счет улучшения сервиса, роста уровня профессионализма сотрудников, открытия новых направлений.

Но очень важно, что теперь дальнейшая схема развития событий видится профессионалам в консолидации отрасли. Вполне вероятно, что если бы мелкие турагентства, сотрудничавшие с недобросовестным туроператором, вовремя забили тревогу, заметив неадекватную ценовую политику старшего партнера, масштабы краха могли быть совсем иными. Однако в погоне за сиюминутной прибылью большинство тогда предпочло промолчать.

На предстоящей выставке «Интурмаркет» туроператорскому сообществу представится возможность извлечь уроки из сложившейся ситуации – соразмерить свои амбиции с реальным состоянием рынка, с существующим спросом на туруслуги, а также вспомнить о своей социальной ответственности. Насыщенная программа деловых мероприятий, в том числе многочисленные встречи, семинары и конференции, ожидающие посетителей выставки в течение четырех дней, позволят обсудить большинство сложных вопросов и выработать коллективную стратегию работы в будущем.

Заняв достойное место в списке крупнейших мировых туристических событий, выставка «Интурмаркет» по-прежнему остается лучшей площадкой для реализации новых проектов и заключения соглашений, направленных на развитие туристской инфраструктуры. Участие в первом весеннем туристском форуме в преддверии летнего сезона позволит обеспечить высокие показатели работы, увеличить показатели внутреннего и въездного туризма, а также повысить вклад туризма в экономику российских регионов.

Выставка «Интурмаркет» (организатор – компания «Экспотур») будет проходить с 12 по 15 марта 2011 г. Место проведения неизменно – лучшая выставочная площадка России, МВЦ «Крокус Экспо», павильон № 2.

Ирина КОНДРАШОВА