Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Человек с головой-капустой, столешницы в форме громадных листьев, скамейки-овцы, обтянутые натуральной овечьей шерстью. Супруги Лаланн смешали флору и фауну, создавая шедевры сюрреалистической скульптуры в 1960-е гг. Их изящные и при этом функциональные объекты бросали вызов аскетичности минимализма, царившего в искусстве и дизайне середины ХХ в.
Эпоха ар-деко начала XX в. взяла из барокко моду на естественные природные формы. Эту идею подхватили сюрреалисты в 20-х гг., добавив в нее толику юмора и безумия. Не простой телефон, а телефон-омар Сальвадора Дали или стол с птичьими ногами Мерет Оппенгейм. Через 40 лет чета скульпторов Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн сделали из этой идеи бизнес и прославились среди коллекционеров.
Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн войдут в историю искусства как одна из самых экстравагантных пар. Они познакомились в Париже в 1952 г. Под влиянием Клод, которая была связана с нонконформистами и была на три года старше, Франсуа-Ксавье решил попробовать себя в скульптуре. Вскоре их творческий союз перетек в счастливый брак.
Как и многие сюрреалисты, чета Лаланн мечтала избавить скульптуру от музейного ореола неприступности, то есть лишить ее пьедесталов и табличек со строгой надписью «руками не трогать». Объекты Лаланнов создавались именно для того, чтобы ими пользоваться.
Вдохновленный формами Константина Бранкузи, который был его соседом по студии на Монпарнасе, Франсуа-Ксавье начал делать скульптуры-мебель, хотя его подход можно назвать более остроумным и интеллектуальным. В 1964 г. состоялась первая выставка супругов Лаланн – Zoophites. Франсуа-Ксавье представил публике Rhinocretaire – бронзовый секретер в виде носорога в натуральную величину. Объект вызвал всеобщий восторг, а его автор понял, что напал на золотую жилу. В результате появились кресла в форме горлицы (Tourterelle), голубь с круглой лампой вместо зоба (Lampe Pigeon), обезьяний камин (Babouin), птицеобразная кровать (Cocodoll), кресло-лягушка (Fauteill Crapaud) и даже туалет, спрятанный внутри гигантской мухи (La Mouche).
Клод в отличие от мужа осталась верна флоре. Они жили в доме недалеко от Парижа, где художница окунала природные объекты (например, листья и цветы) в сульфат меди, пропуская через него ток (при этом медь «цеплялась» за органический материал). Это позволяло создавать идеальные повторения естественных форм. Поэтому кажется, что листья на лампе или зеркале Клод можно смять, как настоящие.
В 1965 г. супруги познакомились с 25-летним Ив Сен-Лораном, лишь недавно покинувшим Dior, чтобы основать собственную марку. Они получили два больших заказа для его дома в Париже: сначала на домашний бар из латуни и хрусталя от Франсуа-Ксавье, а десять лет спустя – на монументальный набор салонных зеркал от Клод. И бар, и зеркала были проданы в феврале 2009 г. аукционе Christie’s, посвященном распродаже коллекции Сен-Лорана после его смерти. Оба лота в несколько раз превысили эстимейт.
Визитной карточкой супругов стало «стадо» легендарных овец-скамеек (Les Moutons), созданных в 1966 г. До сих пор коллекционеры неустанно охотятся на этих овец, что порождает огромное количество подделок, кочующих по рынку. «Я думал, как было бы забавно ворваться в большую гостиную со стадом овец, – однажды объяснил Франсуа-Ксавье. – В конце концов, легче иметь скульптуру в квартире, чем иметь настоящую овцу. А еще лучше, если вы сможете присесть на нее».
Первым дилером бренда Les Lalanne (так супруги назвали свой союз) в 1970-е гг. был Александр Иолас, известный, прежде всего, как эксклюзивный представитель в США крупнейших европейских сюрреалистов. Но с ним слава Лаланнов не распространилась дальше знатоков и коллекционеров искусства. Например, Марсель Дюшан и его жена Тини заказали версию бегемота-ванны (Hippopotame I' Bathtub), а Клод работала с Юбером Живанши, Карлом Лагерфельдом, Марком Джейкобсом, Джоном Гальяно.
В 2007 г. британский дилер Бен Браун познакомил Франсуа-Ксавье и Клод с нью-йоркским коллегой Полом Касмином, ставшим американским представителем Les Lalanne. В 2009 г. Галерея Kasmin устроила в Нью-Йорке инсталляцию под открытым небом из скульптур-объектов Les Lalanne, выставленных по всей длине Парк-авеню. С этого времени и началось повальное увлечение их объектами и мебелью.
По словам Касмина, начиная с 2010 г. цены на работы Лаланнов увеличились «приблизительно на 1000%», и знаковые произведения вроде капусты на куриных ногах (Choupatte), стула с крокодилом от Клод или какой-нибудь из овец (Les Moutons) могут стоить от 300 тыс. до 1 млн долл.
Примером могут служить первые торги во Франции, посвященные Les Lalanne, которые провел Sotheby’s в Париже в 2015 г. Более 60 лотов принесли суммарную выручку в 4,8 млн евро, сильно превысив эстимейты. Хотя мировой аукционный рекорд четы Лаланн принадлежит барной стойке «Страусы» Les Autruches Bar (1967–1970 гг.) из коллекции Жака Гранжа, проданной в 2017 г. за 6,2 млн евро на парижских торгах Sotheby’s. Единственный дизайнер, работы которого достигали на аукционах такого же ценового уровня, – Альберто Джакометти.
В последние годы скульптуры и мебель четы Лаланн стали экспонатами крупной ретроспективы в Музее декоративного искусства в Париже и большой выставки в Тропическом ботаническом саду Фэйрчайлд во Флориде в 2019 г. А такие музеи, как нью-йоркский музей дизайна Cooper Hewitt, парижский Центр Помпиду, роттердамский музей Boijmans Van Beuningen, хранят фантастические произведения супругов в своих постоянных коллекциях.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
В 1976 г. певец Серж Генсбур назвал альбом в честь скульптуры Клод Лаланн «Человек с капустной головой» – L'Homme à Tête de Chou, и поместил работу на обложку пластинки.
Впервые приехав в Париж, Франсуа-Ксавье устроился охранником в Лувр, где он часами изучал коллекцию египетских артефактов от бабуинов и кошек до носорогов и бегемотов. Оттуда он черпал вдохновение для своих будущих работ.