тел. (495) 223-42-15

Мы выстояли

Президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), член совета директоров Всемирной̆ ассоциации выставочной индустрии (UFI), генеральный̆ директор «Экспофорум-Интернэшнл» Сергей ВОРОНКОВ рассказал «БиВ» о том, в каком состоянии находится сейчас выставочно-конгрессная отрасль России и как ей удалось преодолеть самый сложный период.

Каково место и значение выставочного сектора в экономике России?

– Конгрессно-выставочная деятельность в России – это более 2 тыс. компаний с суммарной выручкой свыше 160 млрд руб. в год и 140 тыс. рабочих мест. Она обеспечивает работу более 40 тыс. сервисных компаний в смежных отраслях – застройка стендов, туристические услуги, кейтеринг, техническое обеспечение, клининг и др. Если суммировать все заключенные на выставках контракты, то они обеспечивают вклад до 3% ВВП страны.

Определенно, мы значимая для страны индустрия. И во время пандемии данный факт был очередной раз подтвержден Правительством России, которое включило ее в реестр наиболее пострадавших отраслей, наряду с туризмом, авиаперевозками, культурой.

Вы возглавляете РСВЯ. Каковы сегодня главные задачи объединения? Какими вы их видите?

– В период пандемии РСВЯ вышло на передовую линию защиты интересов конгрессно-выставочной отрасли. Союз стал аккумулятором усилий всех отраслевых организаций: Национального конгресс-бюро, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей и прочих.

Благодаря совместным действиям, компании смогли получить меры поддержки от государства. Впервые в истории в перечне системообразующих предприятий страны появились конгрессно-выставочные организации: ВДНХ, «Экспоцентр», Фонд «Росконгресс», «Экспофорум-Интернэшнл».

Когда вводились ограничительные меры из-за коронавируса, мы настояли на исключении выставок и конференций из разряда массовых мероприятий. Нам удалось утвердить рекомендации по проведению конгрессов и выставок на уровне Роспотребнадзора. Эти стандарты безопасности использовались практически во всех регионах. Пионерами стали Санкт-Петербург и «Экспофорум».

Важнейшим этапом было создание проекта Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли. В нем дан анализ актуальных мировых трендов и вызовов, стоящих в том числе перед Россией, определена роль, которую играет конгрессно-выставочная отрасль в их решении, указана необходимость поддержки спроса на участие в выставках на основе субсидий для компаний. Такая практика апробирована в развитых странах.

РСВЯ постоянно усиливает и развивает коммуникационные направления: на сайте выкладываются необходимые нормативные материалы, функционирует скорая правовая помощь, создан общий чат для членов Союза, проводятся обучающие онлайн и гибридные мероприятия.

Есть задача коммерциализировать деятельность союза. В идеале организация должна существовать не только за счет взносов, но и за счет дополнительных источников доходов по примеру зарубежных коллег. Например, в структуре бюджета Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) членские взносы составляют всего 40%, все остальное – доходы от услуг, оказываемых организацией.

Надо отметить, что за период пандемии число членов РСВЯ выросло с 80 до 120 компаний. Профессионалы увидели ценность и полезность организации. Они поняли, что лучше быть вместе в трудные времена, и проголосовали деньгами.

Как можно в целом оценить ущерб, нанесенный пандемией российскому выставочному рынку?

– По данным ВНИЦ Р-н-С, объем рынка событийной индустрии по суммарной выручке компаний в 2020 г. сократился на 38%, до 129,6 млрд руб. (в 2019 году – 203 млрд руб.). Количество занятых в событийной индустрии по параметру «среднесписочная численность» уменьшилось на 10% в сравнении с 2019 г. Всего с мая 2020 г. прекратили действие около 180 компаний – это 6% от общего числа включенных в выборку исследования. В последние несколько месяцев процесс закрытия компаний замедлился. Таким образом, можно сказать о том, что пока, несмотря ни на что, наша отрасль выстояла.

Выставки и конгрессы – это не только двигатель экономики, но и ее зеркало. Сейчас складывается тренд на регионализацию и локализацию экономик мира. Следует ожидать, что будет больше мероприятий, ориентированных уже на конкретные географические локации и связи. Для России это очень хорошие перспективы. На внутреннем рынке у российских выставок большой потенциал.

Надо признать, что с точки зрения содержания и структуры отрасли рынок уже никогда не вернется к состоянию, которое было в 2019 г., потому что мир стал другим. Создание бесконтактной экономики – это угроза для нашей отрасли. Если мы перегруппируемся, то, на мой взгляд, через три-четыре года сможем восстановить отрасль.

Как компания «Экспофорум» перенесла кризис, что впереди?

– Я считаю, что одно из самых главных наших достижений − это сохранение коллектива профессионалов, что позволило компании остаться на плаву в сложный для отрасли период.

Мы выработали антикризисную стратегию, усилили работу с партнерами, подтянули свои компетенции в IT, развернули TV-студию, очень быстро научились проводить онлайн-мероприятия и перешли на гибридные формы работы.

Уже в июле 2020 г. мы переоборудовали конгрессно-выставочный центр «Экспофорум» согласно новым требованиям – оснастили его тепловизорами, которые могут измерять температуру в потоке людей, создали буферные зоны на входе, установили санитайзеры и приобрели дезинфицирующие средства, организовали обработку помещений, закупили средства индивидуальной защиты (СИЗ). Благодаря этому, с августа 2020 г. по июнь 2021 г. мы смогли провести в гибридном формате более 80 мероприятий, на которых побывали около 700 тыс. человек.

После прошедшего в «Экспофоруме» Петербургского международного экономического форума и до введения жестких запретов в июне, мы успели провести конную выставку «Иппосфера». Для мероприятия выбрали новый формат − Open Air − и вынесли его в Ленинградскую область на территорию конно-спортивного клуба. Новое место, пандемическая ситуация и ужесточение мер безопасности уменьшили число посетителей, но проект получил высокую оценку и зрителей, и профессионалов. Представители конной индустрии были рады встрече, привезли более 200 лошадей 20 пород, ведь в прошлом году проект был отменен из-за пандемии.

Провели традиционное для нашей компании B2B мероприятие «Рекламный хаб Северной столицы 2021». Это камерный по числу участников проект (меньше 75 человек), который проходит в формате закрытых переговоров. В «Экспофоруме» успешно прошел гостевой проект − юбилейный Военно-морской салон «МВМС-2021». Организатор утвердил в Роспотребнадзоре нашего города регламент, по которому на площадку допускались исключительно участники и официальные делегации, получившие аккредитацию при наличии отрицательного ПЦР-теста. 

Дальше пошли переносы на осень: Международный рыбопромышленный форум и выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий  Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia – 2021 (гостевой для нас), Петербургский инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT 2021, выставка «Город собак».

График осенних мероприятий практически сформирован, и надеюсь, что все они состоятся.

Как вы оцениваете состояние выставочной инфраструктуры в России?

– Она недостаточна. Но для этого есть объективная причина − гипертрофированная экономическая география. Ни в одной стране мира нет такой асимметрии, когда и политика, и экономика, и наука, и транспортная логистика, и финансы сосредоточены в одном городе − в столице. Обычно есть как минимум три-четыре равнозначных центра. Такое положение дел в Европе, в США, в Китае, в Казахстане... А у нас два экономических центра, которые с точки зрения выставок и конгрессов занимают 80% всего российского рынка – Москва с 60% и Санкт-Петербург с 20%.

С другой стороны, появление достойной инфраструктуры (конгрессно-выставочного комплекса) дает уникальную возможность и мощный импульс развитию территории через организацию событий.

Возьмите пример Санкт-Петербурга. Построили «Экспофорум», который способен собирать на конгрессы 10 тыс. человек и выставки численностью более 50 тыс. И сюда потянулись международные конгрессы. Упорная и скрупулезная работа по их привлечению дала результат. В разгар пандемии опубликован рейтинг Международной ассоциации конгрессов и конференций ICCA за 2020 г. Среди российских городов Санкт-Петербург вышел на первое место, обойдя Москву с отрывом в 13 событий.

В 2020 г. в Санкт-Петербурге проведено 34 события с общим количеством делегатов 14 596 человек, в Москве – 21 мероприятие, 5093 делегата. За ними следуют Казань, Екатеринбург и Сочи.

БиВ

За период пандемии число компаний-членов РСВЯ выросло с 80 до 120. Профессионалы увидели ценность и полезность организации

Суммарная выручка рынка событийной индустрии РФ в 2020 г. в сравнении с 2019 г. сократилась на 38%. Количество занятых уменьшилось на 10%

С точки зрения содержания и структуры отрасли рынок уже никогда не вернется к состоянию 2019 г., так как мир стал другим. Создание бесконтактной экономики – это угроза для нашей отрасли

Согласно рейтингу Международной ассоциации конгрессов и конференций ICCA за 2020 г., Санкт-Петербург вышел на первое место среди российских городов, обойдя Москву с отрывом в 13 событий

Компания «Экспофорум-Интернэшнл» управляет выставочным комплексом «Экспофорум» и формирует более 40% выставочного рынка Северо-Западного федерального округа. В портфеле собственных мероприятий около 40 проектов. Выставочный комплекс «Экспофорум» был открыт на окраине Санкт-Петербурга в 2014 г.

Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ) объединяет ведущих российских организаторов выставок, владельцев выставочных комплексов и центров, сервисных компаний. В Союз входят представители выставочного бизнеса стран СНГ. Союз учрежден в 1991 г. 17–19 июня 2021 г. в Уфе прошло очередное общее собрание членов РСВЯ. На нем был рассмотрен отчет исполнительной дирекции о работе по реализации стратегии Союза и антикризисным мерам, а также о финансово-хозяйственной деятельности в 2020 г.