тел. (495) 223-42-15

Дайджест

Экономика важнее политики

«Никкан гендай», Япония

Несмотря на «осадную риторику» G7 в отношении Китая, западные инвестиции в Поднебесную стремительно растут.

Нынешняя политика Запада в отношении Китая похожа на так называемую «осадную» политику ABCD в отношении Японии перед последней войной («политика окружения ABCD» – такое название получило введенное в 1940 г. эмбарго западных стран на поставки Японии стратегического сырья, необходимого для войны. – Прим. inosmi).

Но риторика риторикой, а Западу очень трудно отказаться от заманчивых перспектив торгово-инвестиционного сотрудничества с Китаем. Китай тоже очень заинтересован в инвестиционно-технологическом взаимодействии с Западом.

С одной стороны, 10 июня Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял закон о контрсанкциях против иностранных санкций. В нем говорится о том, что «некоторые иностранные государства, нарушая международное право и основные нормы международных отношений, сдерживают и подавляют развитие Китая на основании различных отговорок или законов, а также осуществляют ограничения в отношении китайских граждан и организаций. В связи с этим Китай имеет право принимать соответствующие контрмеры против подобных действий, которые, по сути, являются вмешательством во внутренние дела КНР».

Риторика жесткая. Но посмотрим на экономическую реальность. Торгово-экономические отношения Китая с Западом никогда существенно не снижались. Даже в 2019 г., когда торговые споры между США и Китаем максимально обострились, китайский экспорт в Америку увеличился на 0,5% по сравнению с предыдущим годом. Растет он и сейчас, особенно в связи с восстановлением экономики в обеих странах после пика пандемии коронавируса.

8 июня нынешнего года были опубликованы результаты исследования деловых намерений компаний-членов торговой палаты ЕС-Китай в 2021 г. 59% респондентов заявили, что в текущем году они расширят свой бизнес в КНР. Только 9% компаний сказали о рассмотрении возможности переезда/передислокации своего бизнеса в другие юрисдикции, что является самым низким показателем за всю историю подобных обследований. Торговая палата ЕС-Китай приходит к общему выводу о том, что в своей основе бизнес-настроения западноевропейских компаний в отношении китайского рынка весьма оптимистические.

По данным опросов американо-китайской торговой палаты, как минимум 2/3 анкетированных компаний (преимущественно, американских) строят планы по увеличению инвестиций в Китай в 2021 г. На церемонии открытия «Китайской международной выставки индустрии больших данных 2021» вице-премьер КНР Лю Хэ провозгласил: «Нам необходимо всемерно продвигать индустрию "больших данных" и ускоренными темпами создавать "цифровой Китай"». Хотя Япония в настоящее время создает «цифровое министерство» и стремится построить у себя цифровое общество, похоже, она отстает от Китая, который привлекает все больше инвестиций из Европы и США в цифровую экономику. Неудивительно, что даже Соединенные Штаты испытывают серьезные опасения по поводу технологических возможностей Китая, который уже начал строительство космических станций.

На предыдущем саммите G7 канцлер Германии Ангела Меркель провозгласила лозунг о том, что в отношении Китая «политика и экономика должны быть отделены друг от друга».

Как представляется, Япония может занять свое особое место в осуществлении «обходных» инвестиций в Китай, которые могут принести Западу большие выгоды.

Автор – Фумиюки Наканиси, известный японский экономист, президент инвестиционно-консалтинговой компании Lotus Investment Research Co. Inc, приглашенный профессор Токийского университета.

Западная политика «коллективной осады» Китая не работает. Антикитайская риторика не согласуется с бизнес-интересами Запада. Даже торговля США с Китаем стремительно растет. А Меркель открыто провозглашает в отношении Китая лозунг: «Политика отдельно, экономическая выгода отдельно».

https://inosmi.ru/politic/20210626/249991488.html

The Telegraph UK, Великобритания

Цены на газ растут

«Телеграф», Великобритания

Цены на газ в Европе достигли 13-летнего максимума из-за сокращения поставок из России.

Газовые контракты в Великобритании и континентальной Европе впервые с 2008 г. превысили 30 евро за мегаватт-час, что привело к росту цен для предприятий и потребителей.

По данным газеты «Файнэншл таймс», экспорт российского «Газпрома» в Европу упал примерно на 20% по сравнению с допандемическим уровнем, хотя спрос при этом восстановился. Порядка 40% европейского газа поступает из России.

Повышение цен также продиктовано холодной погодой, низким уровнем доступных запасов и переходом с угля на природный газ для выработки электроэнергии.

Эксперты по энергетике сообщили «Файнэншл таймс», что «Газпром» полностью выполняет свои контрактные обязательства, но не желает наращивать поставки с помощью краткосрочных мер, таких как продажи на спотовом рынке с немедленной отгрузкой.

Одновременно Москва пытается завершить строительство спорного газопровода «Северный поток – 2» по дну Балтийского моря между Россией и Германией при финансовой поддержке европейских компаний, включая Shell и Wintershall Dea.

Многие политики в Европе и США выступают против этого проекта из-за опасений, что он обойдет стороной Украину и сделает Европу более зависимой от России в плане энергоресурсов.

Российское информационное агентство ТАСС сообщило в июне, что осталось уложить менее 100 км труб. Администрация Байдена сняла с проекта санкции, чтобы наладить отношения с Германией.

У Великобритании нет прямого газопровода в Россию, но она импортирует газ из Европы, куда он, в свою очередь, поступает из России.

Основная часть британского газа поступает из Северного моря и Норвегии. Тем не менее Великобритания и из России импортирует недостающие ей объемы сжиженного природного газа.

«Газпром» заявил, что поставляет газ «строго в соответствии с запросами потребителей», добавив: «Основа нашего бизнеса в Европе – это долгосрочные контракты. Мы всегда следовали и продолжаем придерживаться этого подхода. Мы строго выполняем запросы наших клиентов».

Цены на газовом рынке растут. Причин много, и не последняя из них экологическая: Западная Европа переходит с угля на газ, и газа начинает не хватать. Тем не менее «Газпром» не спешит увеличивать поставки.

https://inosmi.ru/economic/20210625/249987698.html

Глобальное богатство – 2021

«Креди Сюисс», Швейцария

Швейцарский финансовый конгломерат Credit Suisse опубликовал 12-й ежегодный доклад о глобальном богатстве The Global wealth report 2021. Как утверждают авторы, их доклад – это самый всеобъемлющий и передовой источник информации о глобальной стоимости активов домохозяйств.

Под «стоимостью активов», или «богатством», составители доклада понимают стоимость финансовых активов и материальных активов (в первую очередь – жилья) минус долги. Для удобства учитывалась лишь стоимость активов взрослого населения планеты, составлявшего в прошлом году 5,2 млрд человек.

Несмотря на удар, нанесенный COVID-19 в первой половине прошлого года, когда глобальная стоимость активов домохозяйств потеряла 17,5 трлн долл. и сократилась на 4,4%, а активы в пересчете на одного совершеннолетнего человека сократились на 4,7%, во второй половине года меры, предпринятые правительствами и центральными банками, принесли свои плоды в виде неожиданного восстановления рынков и активов. В результате в конце 2020 г. общемировое богатство составило 418,3 трлн долл., за год увеличившись на 28,7 трлн долл., или на 7,4%, а активы в пересчете на одного взрослого выросли на 6% и достигли рекордного уровня в 79,952 тыс. долл. С начала века общемировое богатство росло ежегодно, за исключением кризисного 2008 г.

Конечно, существует гигантское неравенство в уровнях стоимости активов домохозяйств и граждан в зависимости от региона планеты. Так, на первом месте по стоимости активов домохозяйств находится Северная Америка (136,3 тыс. долл., +10% за 2020 г.), за которой следуют Европа (103,2 тыс. долл., +9,8%), Азиатско-Тихоокеанский регион (75,3 тыс. долл., +6,7%) и Китай (74,9 тыс. долл., +6%). Совсем другая ситуация в Индии (12,8 тыс. долл., –4,4%), Латинской Америке (10,9 тыс. долл., –10,1%) и Африке (4,9 тыс. долл., +0,7%). Еще более разителен контраст богатств в пересчете на одного взрослого – от 486,9 тыс. долл. (+9,1%) в Северной Америке до 7,4 тыс. долл. (–2,1%) в Африке.

Более всего за год богатство в пересчете на одного взрослого выросло в Швейцарии (+70,7 тыс. долл.) и Австралии (+65,7 тыс. долл.). Больше всего пострадали активы жителей Гонконга (–26,4 тыс. долл.) и ОАЭ (–18,5 тыс. долл.); в Бразилии, Чили и России стоимость активов в пересчете на одного взрослого сократилась менее чем на 10 тыс. долл. вследствие девальвации национальной валюты. Для россиян, владеющих недвижимостью, падение рубля частично компенсировал рост цен на недвижимость (22%), уступающий лишь показателю Турции (31%), но обошедший показатели США (10,8%) и многих европейских стран, где рост составил от 8 до 11%.

В Северной Америке и Европе проживают 17% взрослого населения Земли, владеющие 57% мирового богатства. В АТР доля мирового богатства примерно соответствует доле населения, в Латинской Америке доля населения в три раза превышает долю принадлежащего ему богатств, в Индии – в пять раз, а в Африке – в десять раз.

В списке самых богатых стран мира по показателю средней стоимости активов в пересчете на одного совершеннолетнего человека лидирует Швейцария с показателем 673,9 тыс. долл., за которой расположились США с 505,4 тыс. долл. и Гонконг с 503,3 тыс. долл.

Общемировое количество долларовых миллионеров выросло за год на 5,2 млн и достигло 56,1 млн человек. Авторы отмечают, что впервые в истории, чтобы попасть в заветный 1% самых богатых жителей Земли, уже недостаточно накопить миллион долларов. В целом же 55% населения нашей планеты (2,879 млрд человек) владеют менее чем 10 тыс. долл.; в совокупности эта группа владеет лишь 1,3% мировых богатств на сумму 5,5 трлн долл., 32,8% населения (1,715 млрд человек) владеют активами стоимостью от 10 до 100 тыс. долл.; в совокупности им принадлежит 13,7% богатств мира, или 57,3 трлн долл., 11,1% (583 млн человек) находятся в категории от 100 тыс. до 1 млн долл., им принадлежат 39,1% богатств планеты на сумму 163,9 трлн долл. Наконец, в группе «1 миллион долларов и больше» находятся 1,1% населения планеты, или 56,1 млн человек, которым принадлежат 45,8% всего мирового богатства на сумму 191,6 трлн долл.

Наибольшее количество долларовых миллионеров проживает в США – 21,951 млн человек, или 39% миллионеров планеты, за год их стало больше на 1 730 тыс. На втором месте Китай с 5,279 млн человек (9%), в Японии живет 7% миллионеров Земли, в Германии – 5%, в Великобритании и Франции – по 4%. Количество миллионеров, проживающих в России, авторы оценивают в 269 тыс. человек, за год их количество сократилось на 44 тыс.

В процентном соотношении доля миллионеров среди населения наиболее высока в Швейцарии – 14,9% населения. В Австралии таких 9,4% жителей, в США – 8,8%. В России – 0,2%, в Индонезии и Индии – по 0,1% населения.

Но и среди миллионеров существует неравенство: 88% (49 млн человек) обладают активами стоимостью от 1 до 5 млн долл., а 8,1% (4,5 млн человек) – от 5 до 10 млн. Активами стоимостью 10–50 млн владеют 2,26 млн человек, а превышающими 50 млн – 215,3 тыс. Среди этих 215 тыс. – 68 тыс. человек с активами более 100 млн долл., а среди последних – 5 332 человека, богатство которых превышает 500 млн долл.

55% богачей, владеющих активами, превышающими 50 млн долл., проживают в США, за которыми расположились Китай, Германия, Великобритания, Япония, Индия, Франция, Канада, Италия и Швейцария. Россия – на 13 месте в мире по количеству таких мультимиллионеров.

Россия традиционно показывает высокий уровень имущественного расслоения. Коэффициент Джини, используемый для оценки экономического неравенства, в России в 2020 г. составил 87,8 (в 2010 г. – 90), и среди крупнейших экономик мира по неравенству ее обошла лишь Бразилия с коэффициентом 89. В США этот коэффициент составляет 85. Соответственно, в 2020 г. 1% россиян владел 58,2% всего национального богатства страны (в 2015 г. этот показатель доходил до 63%). По этому показателю Россия обошла все крупнейшие экономики мира.

По оценке авторов, в 2020–2025 гг. количество миллионеров на планете вырастет на 49,8%, или на 27,93 млн человек, и достигнет 84,014 млн. Наибольшие темпы роста количества миллионеров Credit Suisse предсказывает для Польши – 98%, Китая – 92,7%, Дании – 82,4%, Индии – 81,8%, Канады – 77,2%, Бразилии – 74,4%. Количество миллионеров в России, по прогнозу, вырастет за пять лет на 69,1%, или на 186 тыс. человек, и достигнет показателя 455 тыс.

Опубликован 12-й ежегодный доклад о глобальном богатстве The Global wealth report 2021. Это самый всеобъемлющий и подробный источник информации о том, как распределено богатство на планете и кому принадлежит большая часть активов.

https://inosmi.ru/economic/20210625/249986710.html

Орехи вместо нефти

«Хамшари», Иран

Организация развития торговли Ирана (при Министерстве торговли Исламской Республики Иран. — Прим. пер.) в одном из своих последних отчетов описала ситуацию с экспортом орехов и сухофруктов из Ирана за прошедший год. Отчет зафиксировал значительный рост экспорта из страны данного вида сельхозпродукции.

Хотя на протяжении прошедших лет правительство подчеркивало необходимость усилить экспортную составляющую, представляющую, прежде всего, высокие технологии или «сложные товары» с высокой добавленной стоимостью, однако на практике значительную часть экспорта Ирана до сих пор составляет либо продукция, связанная с нефтью и ее переработкой, либо же сельскохозяйственные и продовольственные товары. На эти товары также есть спрос на внешнем рынке, потому от них не следует отказываться, чтобы сохранить все рынки, традиционные для Ирана.

В прошлом году экспорт сухофруктов из Ирана в целом снизился ввиду глобальных экономических трудностей, связанных с пандемией, но, как показывают самые свежие статистические данные, за весенние месяцы текущего года экспорт из Ирана, напротив, вырос на 48%. А статистика Организации по развитию торговли также отмечает рост экспорта из Ирана орехов и фисташек. По ее данным, общий объем экспорта данного вида товаров за апрель – май текущего года составил 96 тыс. т, или, в стоимостном выражении, 212 млн долл., что демонстрирует, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, рост на 36% по стоимости и на 25% по общему весу продукции.

Из этих цифр экспорт только одних фисташек составил 122 млн долл., или 18 тыс. т. Это составляет 57% общего экспорта данного вида сельхозпродукции. По сравнению с тем же периодом прошлого года экспорт увеличился на 43% в стоимостном выражении и на 50% по весу.

Важнейшими рынками, куда осуществлялся экспорт сухофруктов в указанный период (весна с. г. – Прим. перев.), являлись Китай, ОАЭ, Индия, Турция, Ирак, Пакистан, Россия, Казахстан, Вьетнам, Афганистан.

Экспорт другой традиционной и важной составляющей экспорта иранских сухофруктов – фиников – за тот же период (весна с. г.) составил 48 тыс. т, на сумму 42 млн долл., что также показывает существенный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – на 12% с точки зрения стоимости, на 13% – по весу. А экспорт изюма за весну этого года составил всего 27 тыс. т на сумму 35 млн долл. и, соответственно, вырос в сравнении с тем же периодом прошлого года как в стоимостном, так и в весовом выражении на 50%.

Министерство торговли Ирана опубликовало отчет, в котором зафиксирован значительный рост экспорта из страны орехов и сухофруктов. Примечательно, что важнейшими рынками, куда экспортировали эти товары, были Индия, Турция, Россия, Казахстан, Вьетнам и даже Китай.

https://inosmi.ru/economic/20210622/249954367.html

Times of India, Индия

Не игнорирует ли Россия Индию?

«Таймс оф Индиа», Индия

Россия и Пакистан подписали соглашение о начале строительства газопровода «Пакистанский поток». Пакистанские СМИ утверждают, что после этой сделки президент России Владимир Путин сможет посетить Исламабад. Сближение России и Пакистана имеет большое стратегическое значение. Как крепнущие российско-пакистанские отношения скажутся на отношениях с Индией? Как на индийско-российские связи повлияет участие Индии в Четырехстороннем диалоге безопасности и Индо-Тихоокеанской стратегии? На эти вопросы отвечает бывший министр иностранных дел Канвал СИБАЛ.

Насколько важен газопровод Россия-Пакистан?

– Ну, его нельзя назвать принципиальным событием для Индии. У Индии нет причин противиться строительству российской инфраструктуры в Пакистане. Россия пытается в сложившихся обстоятельствах нащупать новые экономические возможности в Пакистане. Но есть важный момент, и Россия оговорила его отдельно. Газопровод не входит в китайско-пакистанский экономический коридор и никакого отношения к Китаю не имеет. Россия вольна развивать этот проект, а у Индии нет поводов для возражений.

Как вы считаете, посетит ли Путин Исламабад до конца года, как утверждают пакистанские СМИ?

– В новых обстоятельствах, когда США выводят войска из Афганистана, Пакистан, можно сказать, оказался у руля событий в стране, и что касается роли «Талибана» (запрещенная в России террористическая организация. – Прим. ред.) тоже. Россия, со своей стороны, хочет обезопасить себя от «талибанизации» Афганистана, а также присутствия «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организаци., – Прим. ред.). В этой ситуации Россия может захотеть диалога с Пакистаном.

Если Путин действительно посетит Пакистан, значит ожидаются крупные прорывы. Иначе никакого визита не состоится. Насколько я могу судить о российском президенте, он ориентирован на результат и сосредоточен на реальных целях.

Есть ли у Индии повод для беспокойства насчет сближения России и Пакистана?

– Глава российского МИДа впервые объединил свои визиты в Индию и Пакистан. Это стало поводом для спекуляций, что Россия корректирует свою политику в регионе. Мне же кажется, это скорее часть общей картины и следствие недавних событий. Индия сблизилась с США. Еще есть Четырехсторонний диалог безопасности и Индо-Тихоокеанская стратегия, которые Россия не одобряет. Россия же, со своей стороны, сблизилась с Китаем, а Пакистан целиком в руках у Пекина. Поэтому в сложившейся ситуации Россия хочет, чтобы ее считали важным игроком. В широкой перспективе, я считаю, Индия не должна относиться к России по-собственнически. Мы не можем сказать ей: делайте в Пакистане то-то, а то-то не делайте. Но у нас есть и должны быть свои варианты. Но если вкратце, то особой перемены в российском отношении к Индии я не вижу.

Как вы думаете, России неловко от американского влияния в Индии?

– Американское влияние диктуется индийским выбором. И мы делаем этот выбор не потому, что хотим разбавить наши отношения с Россией. Наоборот, мы хотим сохранять ту же близость, что и прежде. Мы друг другу доверяем, наши отношения прошли проверку временем и насчитывают десятилетия. Россия поддерживала Индию, когда Запад был против нас. Россия – наш главный военный партнер. Мы должны сохранять эти отношения с точки зрения внешнеполитического равновесия, несмотря на угрозу американских санкций. Но отношения Индии с США с нашими отношениями с Россией никак не связаны.

Россия и Пакистан подписали соглашение о строительстве газопровода «Пакистанский поток». Речь идет о проекте, который ранее назывался «Север-Юг». Как крепнущие российско-пакистанские отношения скажутся на отношениях с Индией?

https://inosmi.ru/economic/20210616/249923302.html

Криптовалюты бедствие похуже наличных

«Проджект синдикейт», США

Программы-вымогатели (разновидность хакерских программ, которые ограничивают доступ к компьютерным системам до тех пор, пока не будет уплачен выкуп) – это не самая хорошая реклама для криптовалют. Сторонники цифровых валют предпочли бы рассказывать о том, как ими интересуются знаменитые инвесторы, например основатель Tesla Илон Маск, владелец Dallas Mavericks Марк Кубан, звезда американского футбола Том Брэди и др. Но новейшие хакерские атаки и та важная роль, которую сыграли криптовалюты в их реализации, стали настоящей пиар-катастрофой.

В мае одна из этих атак привела к закрытию трубопровода Colonial; в результате цены на бензин в штатах восточного побережья США росли до тех пор, пока компания не заплатила хакерам 5 млн долл. биткоинами. А буквально недавно хакеры атаковали компанию JBS, крупнейшего в мире производителя мяса. Подобные случаи привлекают внимание к проблеме, которая у некоторых из нас уже давно вызывает тревогу: анонимные криптовалюты, операции с которыми трудно отследить, дают возможность уклоняться от налогов, совершать преступления и теракты. На этом фоне банкноты крупного номинала начинают выглядеть вполне безобидно. Хотя известные защитники криптовалют обладают политическими связями и сумели демократизировать базу своих сторонников, регуляторы не смогут бесконечно сидеть сложа руки.

Мнение, будто криптовалюты – это всего лишь невинное средство сбережения, является потрясающе наивным. Да, их транзакционные издержки могут быть достаточно большими, чтобы отпугнуть от криптовалют большинство предприятий розничной торговли. Но для любого человека, который стремится обойти строгий контроль за движением капиталов (например, в Китае или Аргентине), отмыть незаконные доходы (например, от наркоторговли) или уклониться от финансовых санкций США (против стран, компаний, частных лиц или террористических группировок), криптовалюта остается, наверное, идеальным вариантом.

Хотя биткоин и его вариации, конечно, еще не вытеснили доллар в глобальной подпольной экономике, они явно находятся на подъеме.

Даже ведущие финансовые фирмы США уже предлагают своим клиентам варианты с криптовалютами, поэтому вполне резонно задаться вопросом, а во что вкладываются инвесторы. Вопреки частым утверждениями, что криптовалюты мало используются и что нет никакого бизнеса, на который они опираются, можно назвать один такой бизнес, причем процветающий. Криптовалюты открывают возможность для вложений в глобальную теневую экономику.

Рано или поздно правительства будут вынуждены серьезно усилить регулирование транзакций с криптовалютами. Почему же их стоимость (прежде всего, цена биткоина) быстро растет, пусть даже и с резкими колебаниями, постоянно генерирующими новости? Отчасти ответ дает экономическая теория, которая учит нас, что в условиях нулевых процентных ставок могут возникать гигантские устойчивые пузыри на рынке активов, которые фактически ничего не стоят. Более того, криптоинвесторы иногда утверждают, что этот сектор стал настолько большим и привлек так много институциональных инвесторов, что политики никогда не посмеют начать его регулировать.

Возможно, они правы. Чем дольше регуляторы будут затягивать с решительными действиями, тем труднее им будет поставить частные цифровые валюты под контроль. Власти Китая и Южной Кореи недавно начали агрессивный натиск на криптовалюты, но пока не ясно, насколько решительно они настроены. В Америке лоббисты финансовой отрасли сравнительно успешно сдержали попытки ввести сколь-нибудь значимое регулирование цифровых активов.

Да, администрация президента США Джо Байдена наконец-то намерена ввести обязательную отчетность о переводах в криптовалюте на сумму более 10 тыс. долл. Это делается в рамках кампании по повышению собираемости налогов. Однако в дальнейшем для снижения потенциальной ликвидности трудно отслеживаемых криптовалют будет необходим высокий уровень международной координации – как минимум в развитых странах.

Более того, это один из аргументов, почему криптовалюты, подобные биткоину, вполне оправдывают свою щедрую оценку на уровне 37 тыс. долл. (по состоянию на конец мая), хотя их цена и меняется как погода. Если считать, что биткоин – это инвестиция в технологию транзакций для глобальной подпольной экономики, что даже развитым странам потребуются десятилетия для установления контроля над этой валютой, тогда она может какое-то время приносить вполне серьезные рентные доходы от транзакций.

Конечно, для криптовалют всегда найдётся рынок в странах, которые раздирают войны, или в государствах-париях, хотя их стоимость была бы намного ниже, если бы их нельзя было отмывать в богатых странах. Наверное, существуют технологии для раскрытия анонимности и тем самым устранения главного возражения против криптовалют, хотя это, скорее всего, тут же лишит их главной привлекательности.

Никто здесь не выступает против технологии блокчейна, лежащей в основе криптовалют и обладающей огромным потенциалом для улучшения нашей жизни, например путем создания пользующейся доверием и защищенной от взлома сети для мониторинга выбросов углекислого газа. Кроме того, для функционирования системы биткойна сегодня требуется огромное количество электроэнергии, но уже появляются новые, более экологичные технологии, в том числе работающие по принципу «доказательство доли владения» (proof of stake).

К сожалению для тех, кто инвестировал в криптовалюты сбережения всей жизни, атаки хакеров-вымогателей могут оказаться тем поворотным моментом, когда регуляторы наконец-то соберутся с духом и начнут принимать меры. И хотя у правительств, возможно, имеются более качественные инструменты отслеживания операций с криптовалютами, чем они готовы признать, в реальности они вступили в гонку вооружений с силами, которые нашли для себя идеальный механизм получения прибыли от преступлений. Регуляторам надо проснуться до того, как станет слишком поздно.

Криптовалюты – это не невинное средство сбережения, а идеальный вариант для любого, кто стремится обойти строгий контроль за движением капиталов или отмыть незаконные доходы. И правительствам пора серьезно усилить регулирование транзакций с криптовалютами.

https://inosmi.ru/economic/20210608/249887409.html

Из Хельсинки в Москву за шесть часов

«Оле», Финляндия

Во время визита в Санкт-Петербург министр по развитию сотрудничества и внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари поднял тему грузовых железнодорожных перевозок. Кроме того, ему нравится идея пустить скоростной поезд в Москву.

Министр считает, что объем торговли между Финляндией и Россией после пандемии возрастет.

«В отношении российского рынка можно с уверенностью сказать, что это недолгий спад. Ситуация скоро изменится», – сообщил министр Скиннари новостному агентству Yle.

В сравнении с показателями прошлого года экспорт финских товаров в Россию за период с января по март вырос на 10%. Экспорт услуг, в свою очередь, обрушился в начале года примерно на 70% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Причиной послужили ограничения, сказавшиеся на туризме.

В период эпидемии коронавируса торговля между Финляндией и Россией сильно пострадала. Экспорт и импорт достигли рекордно низких показателей за последние 20 лет.

В 2020 г. экспорт Финляндии сократился на 20% и составил 3,5 млрд евро. Российский экспорт в Финляндию рухнул на 35% и составил 6 млрд евро. Рынок обрушился не только из-за коронавируса: падение стоимости нефти ослабило курс рубля и снизило спрос в России.

В связи с визитом Скиннари в российской прессе активно пишут об идее развить железнодорожное высокоскоростное сообщение между Москвой и Хельсинки.

Специальный представитель Кремля Сергей Иванов прокомментировал этот вопрос. Он сообщил, что встречался летом с министром финансов Финляндии Матти Ванханеном.

Речь идет о продлении проектируемой линии высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург до Хельсинки. Согласно нынешнему плану, строительство новой железной дороги будет завершено в 2027 г. Время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом будет составлять менее двух с половиной часов. Путь из Москвы в Хельсинки составил бы 6 часов.

«Предложение об открытии железнодорожного сообщения между Хельсинки и Москвой, благодаря которому из одной столицы в другую можно было бы добраться за шесть часов – очень интересная тема», – говорит Скиннари и признается, что хочет получить о проекте более подробную информацию.

По мнению Вилле Скиннари, важнейшей задачей ближайшего будущего станет возобновление железнодорожного сообщения между Хельсинки и Петербургом на скоростном поезде «Аллегро».

Вилле Скиннари видит много возможностей и в развитии грузовых железнодорожных перевозок.

«Использование железных дорог для экспортной логистики уже очень популярно, и сейчас их потенциал только вырос – после того, как Суэцкий кризис заставил мир задуматься о рисках в логистике», – говорит он.

Третьего июня компания Nurminen Logistics и РЖД подписали новый договор о сотрудничестве, чему Скиннари очень рад. Благодаря этому договору финский концерн расширит свои маршруты в Азии.

Компания Nurminen Logistics сообщает в пресс-релизе, что первой в Европе отправит грузовой поезд в Индию по железной дороге – с севера на юг.

По словам Вилле Скиннари, в торговых отношениях с Россией Финляндия стремится к достижению целей устойчивого развития и решению задач в области климата, и она получила отклик от российской стороны.

Финский министр приводит конкретный пример – сотрудничество в вопросах лесного хозяйства и его воздействия на климат. Россия и Финляндия пришли к предварительным договоренностям в этом вопросе.

Скиннари считает, что во время визита ему удалось продвинуть тему развития торговых отношений в цифровой сфере. По его словам, у Финляндии есть возможность участвовать в развитии сети 5G в России, Казахстане и других странах Центральной Азии.

Министр внешней торговли Финляндии уверен, что спад российского рынка продлится недолго, после окончания пандемии объемы двусторонней торговли с Россией возрастут. Он видит много возможностей в развитии железнодорожных перевозок, как грузовых, так и высокоскоростных, а также в области лесного хозяйства.

Канал «Стамбул»: цель – Черное море?

«Хабер7», Турция

Канал «Стамбул», который повысит активность Турции в мировой торговле, имеет большое значение с точки зрения торговой деятельности других стран.

С закладкой фундамента первого моста, который будет построен через водохранилище Сазлыдере, проект канала «Стамбул» фактически начинает претворяться в жизнь.

Такие причины, как увеличение габаритов, веса кораблей, транспортировка опасных грузов, таких как нефть и химикаты, а также увеличение количества проходов судов, являются лишь некоторыми факторами, представляющими опасность для Босфора.

Будучи естественным проливом, Босфор таит в себе множество опасностей в силу крутых поворотов, сильных и переменных течений, а также внутригородского морского движения, которое пересекается с движением транзитных судов.

Канал «Стамбул», вопреки утверждениям, представляет собой проект, который обещает обеспечить Стамбулу долгосрочные преимущества во многих областях, таких как экология, экономика и безопасность.

Преподаватель Университета Мармара, специалист по городскому менеджменту, профессор, доктор Реджеп Боздоган отмечает, что проект канала «Стамбул» – это не просто строительство канала между Мраморным и Черным морями: «Проект включает логистический центр, конгресс-центр, выставочный центр, мероприятия в сфере экологического, оздоровительного туризма, пристань для яхт и два крупных порта. Также будет создана зона высоких технологий, которая будет функционировать как большой технопарк. Наряду с этим в рамках процесса городской трансформации для защиты от землетрясений, что является одной из крупнейших потребностей Стамбула, также будет построено два города средней величины для удовлетворения потребности в жилищном резерве. Значительная их часть будет использована в качестве резервного жилья. Оба города будут заполнены на 80%. Станут местом, где предпочтут поселиться и работать порядка 10–20% наших граждан и иностранцев».

Чтобы пройти через Босфор, каждому кораблю приходится ждать около 14,5 часов. Для судов, перевозящих опасные грузы, таких как танкеры, этот период ожидания может затягиваться до 30 часов. Суточные потери от аренды танкеров длиной более 200 м достигают 120 тыс. долл.

Предполагается, что с реализацией проекта канала «Стамбул» судоходные компании, которые вынуждены ждать очереди в Черном и Мраморном морях, сэкономят 1,4 млрд долл. в год.

До 80–90% мировой торговли осуществляется морским путем. Одна из основных причин этого заключается в том, что стоимость морских перевозок ниже по сравнению с другими способами транспортировки.

Канал «Стамбул» предоставит множество преимуществ не только для Турции, но и для соседних стран.

Ожидается, что наибольшую выгоду от канала «Стамбул» получат Болгария, Румыния, Украина и Грузия, для которых Босфор и Дарданеллы являются единственным морским выходом к Мировому океану.

На побережье Черного моря расположены порты, которые имеют большое значение для мировой торговли.

К числу таких портов с растущими коммерческими объемами относятся Одесса на Украине, Констанца в Румынии, а также Новороссийск – крупнейший порт России на Черном море.

Волго-Донской канал, находящийся в России и соединяющий Азовское и Каспийское моря, в скором времени будет расширен. Вместе с тем продолжаются инвестиции в коридор «Викинг», который соединит страны Балтии с Черным морем.

Ось водного пути, которая начинается с Северного моря, проходит через Европу и достигает Черного моря, охватывая реки Рейн, Майн и Дунай, также расширяется в рамках крупномасштабных проектов трансъевропейской транспортной сети (TEN-T).

С другой стороны, учитывая нераскрытые запасы углеводородных ресурсов в Каспийском море и запасы природного газа в Черном море, ожидается дальнейший рост энергетической активности в Черноморском регионе.

Предполагается, что в будущем интенсивная торговля будет осуществляться в треугольнике Азия – Европа – Африка.

Черное море, связывающее Каспийское море, Европу и Средиземноморье, является одним из важнейших торговых маршрутов в этом треугольнике. Тот факт, что через Турцию проходит торговый путь Среднего коридора, соединяющий Китай с Европой, повышает геополитическое значение страны.

Канал «Стамбул» занимает центральное место среди инвестиций последних лет, таких как аэропорт Стамбула, шоссе Северная Мармара, торговые порты, железнодорожные пути, логистические базы. Утверждается, что в ближайшие годы эти инвестиции внесут большой вклад в турецкую экономику и увеличат долю Турции в мировой торговле.

Относительно роли, которую Турция будет играть в мировой торговле после завершения строительства канала «Стамбул», министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу заявил: «После завершения строительства канала «Стамбул» Мраморноморский регион с его портами, логистическими зонами, железнодорожными линиями, Мармараем и растущей промышленностью станет центром Евразии. Этот регион, спроектированный в рамках генерального логистического плана Турции, с расширением Среднего коридора, протягивающегося от Великобритании до Китая, станет важнейшим перекрестком мировой торговли. Это будет способствовать устойчивости независимой и сильной национальной экономики, реализации геополитического потенциала, который у нас есть в зоне нашего национального суверенитета».

Морские перевозки имеют множество преимуществ над другими видами транспортировки с точки зрения затрат, эффективности, экологических аспектов.

По данным Всемирного совета судоходства, крупное грузовое судно перевозит 200 тыс. грузовых контейнеров в год. Возможности одновременной транспортировки порядка 7,6 тыс. автомобилей делают морские перевозки лучше других видов поставок.

Перевозка груза весом в один фунт, что соответствует 0,45 кг, на самолете будет стоить 1,5 долл., на фуре – 10 центов, по железной дороге – 1 цент, а по морю – всего 0,5 цента.

Несмотря на существующее недовольство в самой Турции по поводу строительства канала «Стамбул», этот проект, по мнению автора статьи, повысит активность Турции в глобальной торговле и чрезвычайно важен для торговой деятельности других стран.

https://inosmi.ru/economic/20210628/249998314.html

У подножия латиноамериканского вулкана

«Проджект синдикейт», США

Спокойствие рынков на фоне фундаментальных социальных противоречий, наверное, нигде не наблюдается так остро, как в Латинской Америке. Вопрос в том, как долго еще может длиться этот вопиющий диссонанс.

Экономическая статистика региона пока что продолжает улучшаться, а долговые рынки сохраняют пугающую невозмутимость. Но бурлящее недовольство уже начинает выплескиваться на улицы, особенно (но не только) в Колумбии. А поскольку ежедневное количество новых случаев заболевания COVID-19 в Латинской Америке уже в четыре раза выше медианного уровня развивающихся стран, 650 млн человек, которые живут в регионе, оказались лицом к лицу с разворачивающейся гуманитарной катастрофой.

В условиях повышения политической напряженности прекратился рост инвестиций в основной капитал в регионе, который уже страдает от низких темпов роста производительности. Еще хуже то, что целое поколение латиноамериканских детей потеряло почти полтора года, оставшись без школьного обучения. Тем самым слабеют надежды догнать по уровню образования Азию, а тем более США.

Кубе, России и Китаю, которые уже закрепились в Венесуэле, пандемия открывает возможность расширить сферу влияния.

Кроме того, латиноамериканская экономическая статистика этого года хороша только в том смысле, что она не так ужасна, как в 2020 г., когда ВВП упал на 7%. В апреле МВФ прогнозировал, что ВВП региона может вырасти на 4,6% в 2021 г.; более свежие оценки уже ближе к 6%. Однако в подушевом пересчете, который, как сегодня считается, позволяет лучше измерять темпы восстановления после глубоких экономических кризисов, ВВП большинства латиноамериканских стран вернется к допандемическому уровню не ранее середины или конца 2022 г. или даже позже.

Вызывает тревогу тот факт, что реальный рост экономики региона в этом году обеспечивается в основном повышением цен на сырьевые товары из-за восстановления экономики в других регионах, а не подлинным повышением производительности.

Чтобы понять политические проблемы Латинской Америки, достаточно взглянуть на две страны с крупнейшими экономиками региона, Бразилию и Мексику, на долю которых в совокупности приходится более половины ВВП региона. На первый взгляд, ими управляют полярные противоположности: Бразилией правит крайне правый президент Жаир Болсонару, а Мексикой – крайне левый президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор (его часто называют АМЛО). Однако у этих двух мужчин есть важные сходства.

Политические инстинкты АМЛО коренятся в радикальном мировоззрении 1970-х, а Болсонару явно ностальгирует по эпохе правления военных в Бразилии, однако оба являются эксцентричными авторитарными правителями. При этом оба остаются достаточно популярными, несмотря на катастрофически плохие меры борьбы с пандемией и множество других плохо продуманных экономических решений. АМЛО отменил проект строительства остро необходимого нового аэропорта в Мехико, несмотря на то, что реализация этого проекта уже успела далеко продвинуться. А ВВП Мексики начал сокращаться даже до пандемии (на 0,1% в 2019 г.), хотя Обрадор вёл предвыборную кампанию под лозунгами ускорения экономического роста.

Болсонару – в тех случаях, когда он не грозится полностью вырубить леса Амазонки – продолжает успешно сваливать вину за проблемы Бразилии на левую оппозиционную Партию трудящихся (ПТ), которая управляла страной до 2016 г.

Будущий политический курс этих двух стран трудно предсказать.

Почему долговые рынки не пугает вся эта неопределенность? Отчасти потому, что обе страны сохраняют достаточный консерватизм в управлении своим долгом. Да, госдолг Бразилии, согласно прогнозам, достигнет в этом году почти 100% ВВП. Но в основном он номинирован в местной валюте, а держателями почти 90% этого долга являются резиденты Бразилии. При этом внешний долг страны по-прежнему сохраняется на уровне всего лишь 40% ВВП.

Госдолг Мексики меньше, чем у Бразилии, и равен 60% ВВП. При всем своем радикализме АМЛО пока что остается бюджетным консерватором. Урок истории хорошо выучен: долговые кризисы могут пустить под откос популистскую революцию.

Да, правительства стран региона сумели дать на удивление решительный макроэкономический ответ на пандемию. Но у них намного меньше пространства, чем у США, для дальнейшего финансирования за счет дефицита бюджета. Для увеличения расходов и борьбы с неравенством устойчивым образом странам Латинской Америки надо искать способы повышения бюджетных доходов.

В последние десятилетия США не демонстрировали особого желания глубоко вовлекаться в урегулирование проблем Латинской Америки, но, наверное, ситуация будет меняться. Для начала региону нужна масштабная помощь в проведении вакцинации, чтобы он вновь смог встать на ноги. Америка может также помочь, укрепив торговые связи, прежде всего, устранив узкие места, возникшие во время пандемии, и отменив сохраняющиеся со времен Трампа протекционистские меры.

Большинство стран Латинской Америки пока что далеки от ужасающей ситуации, которая наблюдается в Венесуэле, где с 2013 г. ВВП упал на шокирующие 75%. Однако на фоне продолжающейся гуманитарной катастрофы в этой стране и призрака политической нестабильности в других странах инвесторы не должны считать устойчивое восстановление экономики в регионе чем-то гарантированным.

https://inosmi.ru/economic/20210703/250037711.html

Пузырьковая война

«Телеграф», Великобритания

Российским олигархам грозит нехватка шампанского после того, как французские производители временно прекратили поставки своей продукции в страну из-за нового закона, который заставит их маркировать их напитки как «игристое вино». Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому только вино, произведенное в России, может считаться «шампанским», а иностранным производителям придется провести ребрендинг своих товаров класса «люкс». Ни президент, ни парламент не объяснили, зачем России потребовался такой закон.

Название «шампанское» во Франции защищено строгими стандартами, согласно которым вино должно происходить из небольшого района в регионе Шампань, изготавливаться из утвержденных сортов винограда и созревать не менее 15 месяцев.

Компания Moet Hennessy, производящая такие напитки, как Moet&Chandon, Dom Perignon и Veuve Clicquot, сообщила партнерам в России, что ей придется прекратить дистрибуцию своих напитков в России. Позже компания указала Bloomberg, что добавит упоминание «игристое вино» на заднюю этикетку своих бутылок и возобновит поставки после внесения этих изменений.

Ольга Соколова, директор по продажам компании Vinicom, которая занимается импортом и распространением иностранного вина в России, назвала ситуацию абсурдной. «Выглядит как фейк, но это правда. (...) Черное с сегодняшнего дня теперь белое, а белое – черное», – написала она в социальных сетях.

Ресторатор Сергей Миронов пошутил, что следующим шагом Москвы будет запрет шотландцам использовать слово «виски». Другие эксперты усомнились, обладает ли Россия законной юрисдикцией для того, чтобы принуждать проводить ребрендинг иностранных товаров.

Французские СМИ окрестили раздор в связи с российским импортом «шампанскими войнами» или «пузырьковой войной».

Французская компания Moet Hennessy, производитель самых знаменитых шампанских вин, прекратила поставки своей продукции в Россию, которая требует перестать называть эти напитки «шампанским».

По материалам www.inosmi.ru, www.inopressa.ru

Источники: