Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Сотрудничеству государства и бизнеса во внедрении цифровых технологий в экономике и общественной жизни была посвящена на Гайдаровском форуме сессия «Кооперация государства и бизнеса в цифровой гонке».
Внедрение цифровых технологий стало во многих странах определяющей траекторией развития. В России также цифровизация объявлена одним из приоритетных направлений государственной политики. Успехи есть, однако догнать лидеров пока не получается. В многочисленных международных рейтингах, прямо и косвенно отражающих уровень цифрового развития стран, Россия занимает пока не самые высокие позиции. Так, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, в 2018 г. Россия занимала 43-е место по уровню цифровизации среди 140 стран.
И этот, и многие другие рейтинги, несмотря на различия в наборе критериев, указывают на основные причины отставания России в развитии цифровой экономики. Среди них – неблагоприятная среда для внедрения инноваций, слабое правовое регулирование, низкий уровень инвестиций в технологии и науку.
Вместе с тем у России имеются все возможности изменить ситуацию. За последние годы достигнут прогресс в совершенствовании цифровой инфраструктуры, в вовлечении населения в цифровую экономику. При этом характерно, что добиться существенного технологического прорыва без участия государства в этой отрасли невозможно. Это подтверждает и опыт стран, занимающих сегодня первые строчки международных рейтингов цифрового развития. Именно государство в большинстве примеров выступает основным драйвером цифровизации, реализуя системную политику в инновационной сфере, создавая институциональные условия и формируя инфраструктурные возможности для развития новых технологий, прямо или косвенно поощряя их коммерциализацию и стимулируя спрос на них.
В этой связи интерес вызвала сессия Гайдаровского форума «Кооперация государства и бизнеса в цифровой гонке», в которой приняли участие руководители крупных российских компаний, работающих в сфере высоких технологий – «Яндекс», «Ростелеком», «Газпромнефть». Именно таким крупным участникам рынка по силам решать масштабные задачи цифровизации бизнес-процессов.
Открывая дискуссию, председатель совета директоров АО «Первая Грузовая Компания» Александр Волошин предложил обсудить взаимоотношения государства и бизнеса в цифровой гонке, подчеркнув динамичность этого процесса. По его словам, «важно видеть то, что делает государство, насколько благоприятные условия для продвижения в этой цифровой гонке оно создает. С другой стороны, важно, насколько успешно действуют бизнесы... Как они взаимодействуют между собой, чего ждет бизнес от государства, чего ждет государство от бизнеса, насколько они умеют вести друг с другом диалог, насколько они понимают интересы, мотивации друг друга... Как России и российским компаниям быть успешными в этой цифровой гонке».
Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян отметил, что государство не только задает правила работы отрасли, но и выступает в роли регулятора взаимоотношений многочисленных участников этого сектора. Наряду с этим государство является обладателем обширных массивов данных во многих сферах экономики, на базе которых компании строят свои бизнесы. В этих условиях можно рассматривать государство как инвестора, заинтересованного в развитии цифровой индустрии, а частные компании, конкурируя между собой, воплощают поставленные государством задачи.
Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский указал на многообразие функций, выполняемых государством в развитии цифрового мира. Одной из первых он назвал прерогативу регулирования отрасли и создания норм и правил для участников этого сектора экономики. Государство выступает при этом в роли стратега, определяющего цели и пути развития отрасли. И это проявилось, в частности, в создании национального проекта «Цифровая экономика».
Одновременно оно является крупным заказчиком и инвестором, вкладывающим значительные средства в создание и реализацию новых проектов, государственных информационных систем. Так, «Ростелеком» стал разработчиком портала «Государственные услуги», единой системы идентификации и аутентификации, системы межведомственного электронного оборота. Как инвестор государство вкладывает огромные деньги в создание современной инфраструктуры, и в первую очередь передачи данных и информации, обеспечение доступности для граждан интернета и выхода на необходимые ресурсы. По сообщению Осеевского, каждый год государство тратит от 10 до 15 млрд руб. на развитие цифровой инфраструктуры. Эти средства идут в виде заказов бизнесу, что представляет хороший пример государственно-частного партнерства. На следующем этапе этого партнерства бизнес занимается обслуживанием и поддержанием созданной инфраструктуры.
Он отметил, что такое сотрудничество вообще характерно для крупных инфраструктурных госкомпаний, таких как РЖД, «Россети», «Газпромнефть». Государство видит в госкомпаниях инструмент развития инфраструктуры и ставит перед ними соответствующие задачи, поэтому госкомпании сами много инвестируют. Так, «Ростелеком» инвестирует почти 30% своей выручки.
Относительно совершенствования кооперации государства и бизнеса Осеевский указал на необходимость выработки более четких и определенных правил использования бизнесом различной информации, находящейся в распоряжении государства или появляющейся в процессе цифровизации.
Серьезной, не решенной до конца проблемой, по мнению Осеевского, является реализация так называемого закона Яровой, требующего от компаний, работающих в цифровом секторе, хранения огромных массивов информации. Обеспечение безопасности страны, что является прерогативой государства, в данном случае реализуется за счет частной стороны, и вся инфраструктура хранения создается на средства хозяйствующих субъектов, а не за счет бюджета. Государство, по словам Осеевского, в данном случае очень сильно «перекосило» свое понимание проблемы, и нужно решить вопрос на более справедливой основе. Например, ввести специальные платежи, из которых можно сформировать отдельный фонд с дальнейшим субсидированием создания инфраструктуры хранения данных.
Председатель правления ПАО «Газпромнефть» Александр Дюков выделил еще одну функцию государства – подготовку кадров. Это важное для бизнеса направление работы, в котором бизнес и государство сотрудничают. В роли заказчика государство, по мнению Дюкова, должно предоставлять всем участникам рынка равные возможности и свободный доступ ко всем информационным и программным ресурсам. Являясь регулятором рынка, оно должно согласовывать и обсуждать свои решения с бизнесом, поскольку только совместно можно выработать эффективные, устраивающие все стороны правила. Консультации и кооперация касаются не только отдельных решений, но и создания общей рабочей среды в отрасли, что сейчас называют экосистемой.
В понятие экосистемы входит совокупность всех компаний, работающих на рынке, научные и образовательные организации, занятые в цифровом секторе, финансовые институты. И здесь как раз крайне важна кооперация бизнеса и государства, чтобы созданная экосистема развивалась и могла бы конкурировать с экосистемами, существующими в других странах.
БиВ
Основные причины отставания России в развитии цифровой экономики – неблагоприятная среда для внедрения инноваций, слабое правовое регулирование, низкий уровень инвестиций в технологии и науку. Серьезной, не решенной до конца проблемой является реализация так называемого закона Яровой.
Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, в 2018 г. Россия занимала 43-е место по уровню цифровизации среди 140 стран
Российское государство тратит ежегодно от 10 до 15 млрд руб. на развитие цифровой инфраструктуры
Затраты в России на информационные и коммуникационные технологии, млрд руб.
Годы |
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
Затраты |
215 |
516 |
1153 |
1249 |
1488 |
Источник: Росстат.
Использование населением России сети интернет (% от общей численности населения, на конец 2018 г.)
Показатель |
Население в возрасте 15–74 г. |
||
Всего |
В т.ч.: |
||
в городах |
в сельской местности |
||
Пользование сетью интернет |
80,9 |
83,4 |
73,1 |
Пользование через мобильные телефоны |
64,8 |
67,4 |
56,9 |
Источник: Росстат.