тел. (495) 223-42-15

В поисках попутного ветра

Прошедший 2018 г. для международного рынка яхт и катеров однозначно станет одним из самых удачных за всю историю. Финансовый кризис отступил, как приливная волна, и романтично настроенные обладатели крупных состояний спешат вложить их в остроносых красавиц. Современные яхты позволяют сочетать веселье, приключения, отдых и безопасность.

Кто правит бал?

Яхтенный бизнес, как, впрочем, и любой другой, контролируют крупные корпорации. За последние 20 лет в результате слияний и поглощений их осталось несколько.

Крупнейший в мире производитель яхт, итальянская компания Azimut-Benetti Group, обладает целой сетью верфей, где производятся как серийные модели, так и мега-яхты по частным запросам. Компания начинала в 1970-х с фрахтования парусных лодок и к концу ХХ в. превратилась в крупнейшего производителя роскошных яхт. В 2017–2018 гг. активы компании оценивались в 850 млн евро.

Еще один гигант рынка – китайская корпорация Dalian Wanda Group (Wanda Group), изначально занимавшаяся управлением коммерческой недвижимостью. С 2013 г. Wanda Group владеет крупнейшей британской верфью Sunseeker, специализирующейся на производстве яхт класса люкс, которые, к слову, можно увидеть в фильмах о Джеймсе Бонде.

Мультинациональный конгломерат предметов роскоши Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH) c 2008 г. владеет Princess Yachts – компанией-производителем роскошных яхт из Плимута (Англия). Кроме того, конгломерат выкупил одну из верфей группы Feadship (верфь Royal Van Lent).

Итальянская промышленная группа Gavio Group известна весьма разнообразными интересами, и в том числе владеет итальянской верфью Cerri Cantieri Navali и американским яхтенным брендом Bertram.

Крупнейшая морская корпорация Европы Privinvest Group владеет верфями Constructions mécaniques de Normandie (CMN) в Шербуре (Франция) и 90% акций немецкой судостроительной верфи Nobiskrug.

Ferretti Group – еще один крупный производитель роскошных яхт, базирующийся в Италии (бренды Ferretti Yachts, Custom Line, Pershing, Itama, Riva, Mochi Craft и CRN). Компания имеет представительства в США, Бразилии, Гонконге и Шанхае. В 2012 г. Ferretti была выкуплена китайской мультинациональной корпорацией Weichai Group.

Среди важных производств частных судов стоит упомянуть верфь Lüssen, базирующуюся в Бремене. Lüssen известна с 1875 г. и занимается строительством роскошных яхт и военных судов, в числе ее творений – знаменитая Pelorus. Признанными лидерами в производстве элитных яхт считаются также голландские верфи Oceanco, Feadship и Heesen Yachts, с конца 1970-х производящая супер-яхты на заказ.

Продажей яхт традиционно занимаются не производители, а брокеры. Первая десятка крупнейших брокеров продает более 60% от общего числа суперъяхт длиной более 80 футов, в стоимостном выражении этот показатель еще выше – 93%. Большинство яхтенных брокеров занимаются не только посредничеством (продажей и перепродажей судов), но и арендой, строительством яхт, предоставляют услуги по страхованию судов и обслуживанию, а также подбору команды.

Компании первой десятки специализируются главным образом на элитных судах или помощи в организации роскошных каникул. Среди лидеров рынка надо в первую очередь назвать компании Fraser (с 2004 г. принадлежит Azimut-Benetti Group), Burgess и IYC – Международную яхтенную корпорацию с офисами в США, Монако, Великобритании, России, Греции, Хорватии, Черногории и на Мальте.

Куда держим курс?

Крупнейшим региональным рынком яхт остаются США. В 2016 г. общая стоимость проданных в США лодок достигла 3,6 млрд долл. (Statista.com). Американский рынок яхт и катеров довольно закрытый: 95% лодок, которые продаются в Соединенных Штатах, там же и производятся.

Следующие по объему – рынки стран Ближнего Востока и Восточной Европы. Западная Европа и Латинская Америка тоже играют свою роль на этом рынке, но в значительно меньшей степени.

Впрочем, брокеры ищут новые возможности для инвестиций и особенно выделяют в этом плане Азию, которая обладает неиспользованным потенциалом как для инвестиций, так и для морского отдыха, особенно в зимний период.

Что касается популярных направлений для навигации и отдыха, то они не меняются уже несколько лет. Это, в первую очередь, Западное Средиземноморье, затем Адриатическое море. Все более популярными становятся такие направления, как Греция, Хорватия и Черногория. Несмотря на ураганы, острова Карибского бассейна продолжают притягивать мореходов-любителей.

Одна из новых наметившихся в последние годы тенденций – рост популярности экстремальных направлений. Компании, занимающиеся продажей и арендой яхт, отмечают рост запросов на направления в ранее редко посещаемые Азиатскую и Индийскую части Тихого океана, а также разведывательные походы в Арктику, Антарктиду, Палау или Бирму.

Новинки прошлого года

Большинство покупателей или поклонников путешествий и отдыха на воде не могут позволить себе роскошные суда, но от этого не перестают их ценить. Ушедший год добавил к парку суперъяхт еще несколько экземпляров.

Рекордсменом года стало 111-метровое судно TIS, построенное на немецкой верфи Lüssen. Яхта обладает 6-ю палубами, может вместить до 18 гостей в девяти роскошных каютах. В начале нового года ее доставят владельцу, чье имя пока не называется. Голландская верфь Feadship спустила летом на воду 110-метровую четырехпалубную яхту Anna, которая сейчас плывет по просторам Карибского бассейна.

Еще один лидер роскошного судостроения Oceanco представил 109-метровую яхту Bravo Eugenia, считающуюся на данный момент самой инновационной яхтой года. Это экологически чистое судно обладает эргономичным удлинненным корпусом и может вместить до 14 гостей и команду из 30 человек.

Китайские верфи в этом году приняли активное учатие в конкурентной борьбе, представив в апреле 88,5-метровую яхту Illusion Plus, которая стала самой большой суперъяхтой, когда-либо построенной в Китае. Судно имеет 6 палуб и 6 кают для 12-ти гостей и в настоящее время выставлено на продажу брокером Y.CO за 145 млн долл.

Среди других интересных проектов года специалисты называют яхты O'Ptasia (построена греческой верфью Golden Yachts), 84-метровый тримаран White Rabbit (самая большая моторная яхта, построенная австралийской верфью Echo Yachts) и 44-метровое судно Go (построено и спущено на воду турецкой вефью Turquoise Yachts).

Продано!

Самой крупной сделкой 2018 г. года специалисты называют продажу 110,1-метровой моторной яхты Jubilee. Брокеры из Burgess продавали ее более года по цене в 275 млн евро. Судно, построенное Oceanco было доставлено первоначальному владельцу в 2017 г., но тот решил его продать. Яхта способна принять более 30 гостей в 17-ти каютах, а также разместить команду из 40 человек.

Еще одна 110-метровая яхта Raya, построенная немецкой верфью Lürssen и спущенная на воду под названием Dilbar в 2008 г., была продана десять лет спустя по цене 250 млн евро.

95-метровая суперъяхта Neom, ранее носившая вычурное имя Indian Empress, была продана на аукционе в сентябре за 35 млн евро. Яхта была конфискована властями Мальты и выставлена на аукцион после того, как ее владелец сбежал из-за неоплаченных морских счетов.

Брокер Y.CO в ноябре объявил о продаже 81-метровой яхты Grace, построенной в 2014 г. немецкой верфью Abeking & Rasmussen по цене 129 млн евро.

75,5-метровая моторная яхта Wheels, построенная в 2008 г. голландской верфью Oceanco – третий проект серии Y700. Она была продана совместными усилиями брокеров Fraser и Burgess за 75 млн долларов.

И еще одна заметная продажа – 72,6-метровая суперъяхта Honor, ранее носившая название Vicky. Судно было построено в 2012 году турецкой верфью Turquoise Yachts и считается одной из крупнейших яхт, когда-либо построенных в Турции. Лодка была выставлена на продажу в начале 2016 г. и продана за 52 млн евро.

Мотор или парус?

Сегодня в мире насчитывается более 4,5 тыс. так называемых суперъяхт – многопалубных отелей на воде. Примерно четверть из них доступны для чартера (аренды). Большинство проданных в мире яхт – моторные. Они легче в управлении, не требуют таких сложных навыков управления, как парусные суда. Не удивительно, что большую часть продаж прошедшего года (88%) составили именно моторные лодки.

Размер тоже имеет значение. Безусловно, самыми желанными и прекрасными считаются гиганты наподобие 115-метровой Pelorus, которой до 2011 г. владел Роман Абрамович. Таблоиды в свое время описывали это судно как абсолютно фантастическое творение из фильмов про Джеймса Бонда, оснащенное пуленепробиваемыми стеклами, средствами противоракетной обороны и прочим фантастическим оборудованием. Однако большая часть продаваемых в мире судов, конечно, намного меньше. Более 70% продаж в среднем происходят в сегменте до 40–50 метров.

Рынок яхт большего размера традиционно демонстрирует более сдержанные темпы роста, что обусловлено невысоким предложением в этом секторе.

В 2017 г. брокеры продали в общей сложности 429 яхт (новых и подержанных), что стало первым рекордом яхтенного рынка после мирового кризиса. Итоги 2018 г. пока не подведены, но уже можно предполагать аналогичные показатели. Только за 1 квартал ушедшего года было продано более сотни яхт.

Кто всех дороже?

Среди многочисленных рейтингов самых интересных частных судов особое место занимают суда-рекордсмены – самые дорогие, длинные или широкие яхты мира.

Eclipse, самая дорогая яхта в мире, оценивается на сегодняшний день в 850 млн евро и принадлежит Роману Абрамовичу. Яхта построена на верфи Blohm + Voss в Гамбурге. 162,5-метровове судно рассчитано на 36 гостей и команду из 70 человек. На нем располагаются дискотека, кинотеатр, два бассейна (один длиной 16 м), две вертолетные площадки, 4 моторные лодки и 20 гидроциклов. Кроме того, судно оснащено невероятной системой безопасности: лазерная система засвечивания фотокамер папарацци, пуленепробиваемое стекло, бронированные стены, система противоракетной обороны и подводная лодка на случай чрезвычайных ситуаций. С 2011 г. яхта зарегистрирована как чартерная, это сделано для снижения налоговой нагрузки (чартерные яхты не облагаются налогом на имущество).

Самая большая моторная яхта в мире Azzam принадлежит президенту ОАЭ, эмиру Абу-Даби шейху Халифе ибн Зайд Аль Нахайяну. Стоимость судна, построенного верфью Lürssen в 2013 г., оценивается в 530 млн евро, а его длина равна 180,6 м. Для судна такого класса она имеет очень неглубокую осадку (4,3 м) и может ходить на мелководье с высокой скоростью.

133,9-метровая моторная яхта Serene была построена в 2011 г. итальянским судостроительным гигантом Fincantieri для российского бизнесмена Юрия Шефлера, владельца торговых марок «Stolichnaya», «Рижский черный бальзам» и др. В 2015 г. Шефлер продал яхту наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммаду ибн Салману Аль Сауду за 500 млн евро.

Яхта Алишера Усманова Dilbar считается самой большой в мире по объему. В ней «всего» 12 кают для гостей и 53 каюты для членов экипажа. Кроме того, на судне, стоимость которого оценивается в 450 млн евро, есть бассейн – тоже самый большой из когда-либо размещавшихся на судне.

Самая большая парусная яхта под оригинальным названием «А» также принадлежит российскому миллиардеру Андрею Мельниченко. Оценочная стоимость судна, построенного в 2017 г. на немецкой верфи Nobiskrug, 400 млн евро. Длина яхты – 142,8 м, высота мачт – почти 90 м, а самый большой из автоматических парусов имеет площадь 1767 кв. м.

Яхта Rising Sun была построена на верфи Lürssen в 2004 г. для главы Oracle Ларри Эллисона. С 2007 г. она принадлежит американскому продюсеру Дэвиду Геффену. Ее длина 138 м, а на пяти палубах расположились 82 каюты и баскетбольная площадка, которую можно в любой момент переоборудовать в вертолетную. Яхта оценивается в 250 млн евро.

Наталья ПОПОВА

В 2017 г. брокеры продали в общей сложности 429 яхт, что стало первым рекордом яхтенного рынка после мирового кризиса

Американский рынок яхт и катеров довольно закрытый: 95% лодок, которые продаются в США, там же и производятся

Китайская Wanda Group владеет крупнейшей британской верфью Sunseeker, она производит яхты класса люкс, которые «снимаются» в фильмах о Джеймсе Бонде