Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В XIX в. Англия была центром мировой торговли и могущественной колониальной державой. Аристократия и буржуазия обустраивали свои дома, не стесняясь в средствах. Тогда начал постепенно складываться уникальный английский (викторианский) стиль оформления интерьера, который привнес в мировой дизайн много нового.
Начиная с XVIII в. английские поместья постепенно начали терять функцию защиты от нападения врага, жилые здания разрастались в ширину, появились большие окна и эркеры. Требования надежности и обороноспособности уступили место заботам о наилучшем освещении и вентиляции помещения, теперь жилье должно было быть комфортным, иметь уютные и удобные комнаты, а красота их отделки – свидетельствовать о могуществе и богатстве владельца.
Расцвет и утверждение английского стиля пришлись на времена правления королевы Виктории. Для интерьера английских домов были характерны строгие очертания в сдержанной цветовой гамме и огромное количество декоративных элементов. Особое место при этом отводилось предметам колониального быта. Интерьер богатого дома был насыщен мебелью, гобеленами, растениями, картинами, массивными вешалками, встроенными книжными полками и шкафами для фарфора, светильниками и большим количеством текстиля.
Вторая черта английского стиля – использование натуральных материалов. В XIX в. не было промышленного производства мебели. Ее делали только на заказ. Аристократы могли позволить себе недешевые услуги краснодеревщика и самые крепкие и долговечные материалы: дуб, граб, орех, тис. Именно поэтому английская антикварная мебель до сих пор отлично служит и с успехом продается на аукционах.
Особое место в истории английского дизайна занимает мебель знаменитой мастерской краснодеревщика Томаса Чиппендейла. В 1752 г. он открыл в Лондоне собственную мастерскую, нанял около 20 рабочих и принялся за усовершенствование существующих форм мебели. После его смерти мастерская продолжала выполнять заказы самых благородных клиентов. В XIX в. иметь в доме мебель производства этой мастерской считалось обязательным для каждого аристократа. А те, кто не мог себе этого позволить, заказывали копии и более дешевые аналоги.
Третья черта английского стиля – его удивительная индивидуальность. Все детали быта, от сувениров на каминной доске до ковра, лампы, картин или мебели на террасе, соответствуют обычаям и привычкам именно этой семьи, связаны с семейными историями и легендами. Английские интерьеры викторианской эпохи очень естественны. Верность традициям, как известно, отличительная черта англичан. Все в доме устанавливалось прочно и надолго и передавалось в неизменном виде из поколения в поколение. Каждый новый хозяин, не меняя ничего из доставшегося от предков, привносил в обстановку что-то свое. Так из колоний везли плетеную ротанговую мебель для террасы, из путешествий на Восток – арабские светильники, японские ширмы и гравюры.
Особое место в декоре английского дома занимает текстиль: абажуры светильников, чехлы на диванах и стульях, подушки и пледы на креслах, шторы и полог над кроватью. Рисунки самые разнообразные – от шотландской клетки и набивных ситцев в мелкий цветочек на кухне, строгой полоски на шелке и цветного кашемира в гостиной до роскошных букетов «английских» роз на пологе, покрывалах и шторах в спальне. Английских художник Уильям Моррисон, последователь идей «братства прерафаэлитов» перевернул в середине XIX в. представление современников о декоративно-прикладном творчестве, возведя его в ранг высокого искусства. Он создавал эскизы для тканей, ковров, обоев, заложив основы современного текстильного дизайна. Сегодня эти орнаменты считаются классикой английского декора.
Непременным атрибутом дома в туманной и прохладной Англии всегда был камин. Это центр гостиной, вокруг него располагается мягкая мебель, в том числе знаменитый диван «Честерфилд» с ромбовидной стяжкой, невысокие столы, шерстяные ковры с неярким рисунком на деревянном полу. Часто возле камина стояли особые кресла с высокой изогнутой спинкой и «ушами» или «крыльями», которые защищают хозяина от сквозняков и сырости.
В каждом английском доме есть место для коллекции книг на длинных стеллажах или в деревянных шкафах с причудливыми резными дверцами. Иметь в доме библиотеку было обязательным для любого аристократа.
Кухня в английском доме – особое помещение. Добротная мебель из твердого дерева отделана резьбой и покрашена в светлые тона: комод, горка с посудой, открытые полки с керамикой. Тарелки с неброским рисунком всех размеров, подсвечники, чайники. Все это не только служило своей прямой цели, но и являлось украшением интерьера.
Для английского стиля в интерьере характерно наличие множества элементов декора при отсутствии ярко выраженных акцентов. Сегодня такой интерьер будет идеален для людей, которые любят надежность, традиции и классику, прочную мебель из натуральных материалов, дорогие или антикварные предметы интерьера, сложные стилевые сочетания, которые в современной интерпретации позволяют легко смешать множество разных элементов в одном помещении.
Надежда КАЛМЫЧКОВА
Расцвет и утверждение английского стиля пришлись на времена правления королевы Виктории
Уильям Моррисон перевернул представление современников о декоративно-прикладном творчестве. Его орнаменты считаются сегодня классикой английского декора
Узор «английская роза» остается популярным в Британии не только из-за любви англичан к садоводству. Роза – один из самых часто встречающихся геральдических символов Британии со времен войны «Алой и Белой розы». Окно-роза – самый популярный архитектурный элемент англиканских церквей. Считалось, что цветок розы – символ Девы Марии, которую в средние века называли «Мистической розой».
История появления дивана «Честерфилд» доподлинно неизвестна. Считается, что первым такую модель заказал для себя Филип Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд, английский государственный деятель, дипломат и писатель. Чтобы равномерно распределить наполнитель (тогда это был конский волос), диван простегивали, закрывая стежки декоративными пуговицами или кнопками. Подлокотники и спинка такого дивана – одной высоты. Эта особенность делает диван удобным для людей любого роста и комплекции.