Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Дональд Трамп уже два года находится у власти в Белом доме. Пожалуй, ни один вновь избранный президент, по крайней мере, после Второй мировой войны, не привнес в политическую жизнь страны столько противоречивых суждений о своей персоне и не вызвал столько критики в адрес своей политики.
Трампу, с одной стороны, удалось отчасти консолидировать республиканскую партию, укрепить в ней свой авторитет. С другой – по-прежнему большая часть американского политического класса настроена по отношению к президенту откровенно враждебно и не воспринимает его как национального лидера. Противоречивы и результаты промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2018 г., когда Д. Трампу, с одной стороны, удалось укрепить позиции республиканской партии в Сенате, но с другой – им потерян контроль над Палатой представителей в Конгрессе. Одновременно продолжаются расследования предполагаемых связей предвыборного штаба Трампа с Россией, что чревато многими неприятностями для политической репутации президента и его будущего. Что же происходит на этом фоне в экономике США? Ведь центральным пунктом его предвыборных обещаний была именно экономика, а также внешнеэкономические и социальные проблемы Америки.
Устойчивый рост
Минувшие два года характеризовались устойчивым экономическим ростом. В 2017 г. ВВП страны в реальном выражении вырос на 2,2%, а за 3 квартала 2018 г. темп прироста составил 3,3% в годовом выражении. Особенно быстрый рост наблюдался в отраслях обрабатывающей промышленности, производящих товары длительного пользования (добавленная стоимость в реальном выражении возросла здесь на 3,2% в 2017 г. и почти на 6% за первые два квартала 2018 г.), а также в профессиональных услугах (наука, образование и др.) – на 4,2% в 2017 г. и на 5,6% в 2018 г. При этом прирост внутренних частных инвестиций составил, соответственно, 4,8% и 12,3%. Реальный ВВП к концу 3 квартала 2018 г. превысил 20 трлн долл.
На рекордно низком уровне остается безработица – 3,7% в октябре 2018 г. Если исключить из расчетов молодежь в возрасте 16–19 лет, у которых традиционно высокая безработица в силу отсутствия опыта и образования, то для основной массы рабочей силы уровень безработицы был 3,3–3,4%. Даже у таких уязвимых групп, как испаноязычные американцы и афроамериканцы, уровень безработицы был относительно невысоким (4,4% и 6,2% соответственно).
Инфляция в США в 2017 г. и в 2018 г. оставалась на низком уровне – 2,1% и 1,9%.
Внешнеторговые показатели США изменились незначительно – и в 2017 г., и в 2018 г. экспорт и импорт выросли. Объем внешней торговли США в 2017 г. составил 5,2 трлн долл., сохранив большой торговый дефицит в 552 млрд долл.
Еще одним важным экономическим достижением США следует признать возросшую энергонезависимость страны. Доля импорта в общем потреблении энергоресурсов только за 2007–2014 гг. сократилась с 28,6% до 10,3%.
Разумеется, все эти достижения вряд ли можно отнести на счет экономической политики администрации Дональда Трампа. И устойчивый рост, связанный с выходом страны из экономического кризиса, и изменения в энергобалансе, начались еще во времена президентства Барака Обамы и обусловлены, главным образом, традиционными факторами экономического роста: возросшим потребительским спросом, а также растущими частными инвестициями. Кроме того, безусловно, что именно президент Обама проводил очень эффективную политику по стимулированию экономики (политика количественного смягчения). Вопрос о том, в какой степени экономическая политика Трампа способствовала ускорению экономического роста и снижению безработицы, пока остается открытым и вызывает разноречивые оценки среди американских экспертов.
Реформы и их результаты
Если вспомнить предвыборные обещания и намерения Д. Трампа, то нельзя не признать, что он на протяжении первых двух лет пребывания в Белом доме последовательно стремился выполнить свои намерения и во многом реализовал свои планы. Это касается как большинства его политических обещаний, так и чисто экономических реформ.
Его экономические реформы можно условно разделить на внутриэкономические и внешнеэкономические. Среди внутриэкономических реформ на первое место следует, бесспорно, поставить налоговую реформу. Она сократила налоговое бремя для наиболее состоятельных американцев, но главное – уменьшила налогообложение бизнеса, в частности, сократила корпоративный налог с 35% до 21%.
Большинство экспертов положительно оценивают возможные последствия масштабного снижения налогов, в первую очередь, на бизнес, а также увеличение стандартных налоговых вычетов. Вероятно, что и в новом Конгрессе, с преобладанием демократов в Палате представителей, основные изменения в налоговом законодательстве сохранятся, так как они могут обеспечить реальные стимулы для ускорения экономического роста.
Однако очевидно, что такое глобальное сокращение налогов, происходящее одновременно с ростом федеральных расходов, прежде всего, на военные цели, не будет компенсировано ускорением роста ВВП и приведет к росту федеральных заимствований и увеличению бюджетного дефицита до уровня в 1 трлн долл. в 2019 фин. г. и, соответственно, к росту государственного долга, уже превысившего отметку в 20 трлн долл.
В ряду важных внутриэкономических реформ Трампа – модернизация регуляторной системы. После его прихода на пост президента республиканский Конгресс уже отменил более дюжины различных административных актов, принятых Обамой. Объявленный мораторий на новые федеральные административные акты должен уменьшить стоимость экономического регулирования и повысить его эффективность. Только за первый год пребывания у власти сэкономлено 8,1 млрд долл. на деятельности административных органов. Эту реформу можно считать шагом к дебюрократизации экономической системы.
Однако многие критики отмечают, что Америка нуждается не просто в приостановке старой регулятивной практики, а к ее пересмотру на новой концептуальной основе, как это случилось в конце 1970-х и в 1980-е гг. в рамках «рейганомики». Эксперты отмечают слабый интеллектуальный потенциал команды Трампа для принятия таких принципиальных решений.
Одно из заявленных направлений реформ – новая энергетическая стратегия, нацеленная на достижение энергетической независимости. На это будет направлено снятие ограничений (экологических и других) на развитие энергетических проектов, принятых в период администрации Обамы, которые, по мнению Трампа, могли привести к уменьшению потенциального ВВП на 2,5 трлн долл. до 2030 г. и к снижению личных доходов американцев на 7 тыс. долл. в год. Снятие ограничений на добычу нефти и газа в сланцевых пластах, а также на добычу угля, может способствовать удешевлению энергии и росту доходов энергетического сектора. Ожидается, что меры по развитию энергетики приведут к росту ВВП на 100 млрд долл. и к созданию ежегодно 500 тыс. новых рабочих мест, а также к росту совокупного годового фонда оплаты труда в 30 млрд долл. за ближайшие 7 лет. Это, в свою очередь, приведет к увеличению доходов консолидированного бюджета на 6 трлн долл. за 4 десятилетия.
К энергетическим проектам примыкают планы по резкому увеличению инвестиций в инфраструктурные проекты. Речь идет о дополнительных 100 млрд долл. инвестиций в течение 10 лет в энергетическую, транспортную и коммунальную инфраструктуру, т.е. в строительство линий электропередач, дорог, мостов, объектов водоснабжения. Среди объявленных мер в этой области – увеличение масштабов кредитования данных проектов, инфраструктурный налоговый кредит, упрощение разрешительной системы.
Бесспорно, одним из главных приоритетов Трампа стала его внешнеэкономическая политика. В русле этого направления президентские инициативы направлены на защиту национальных производителей и внутреннего рынка. Это подразумевает пересмотр торговых соглашений с зарубежными партнерами для снижения доли импорта и увеличения внутреннего производства. С этой целью поднимаются внешнеторговые тарифы на ввозимые товары, прежде всего из Китая. Это, по мнению президента, приведет к возвращению многих производств обратно в страну. Под давлением администрации США подписано новое соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой («Соглашение США, Мексика, Канада» от 01.10.2018 г.), повышены импортные тарифы на сталь и алюминий из ряда стран, развязана настоящая торговая война с Китаем. По сути, заявлен возврат к полномасштабной протекционистской политике США, от которой мир далеко ушел за последние 70 лет.
Формально, принимая такого рода меры Д. Трамп апеллирует к справедливой торговле, к выравниванию тарифов, к защите внутреннего рынка. Вероятно, используя политическое и экономическое давление, с учетом доминирующего положения в мировой экономике, используя механизм санкций, США смогут добиться пересмотра торговых соглашений на выгодных для себя условиях, получив при этом краткосрочные экономические выгоды. Однако, восстанавливая против себя практически всех своих основных торговых партнеров, США могут потерять в главном – в роли экономического и политического лидера, по правилам которого играют другие страны.
Неудачи и провалы
Совершенно очевидно, что выполнить главное предвыборное обещание – вернуть рабочие места на родину, Дональду Трампу не удастся. Интересы корпораций, ориентированные на снижение издержек и максимизацию прибыли, что определило вывод их предприятий за рубеж, не смогут компенсировать никакие налоговые льготы и тем более административные требования.
Целый ряд инициатив Д. Трампа потерпел неудачу. Конгресс, в частности, проголосовал против отмены реформы здравоохранения, принятой при президенте Обаме («Обамакэр»). Потерпев фиаско в Конгрессе, президент своими указами отменил ряд положений Закона о доступном здравоохранении, но закон в целом остался в силе. Не удалось пока принять и ограничительное иммиграционное законодательство. Д. Трамп также не сумел поставить под свой контроль и Федеральную резервную систему (ФРС) – его назначенец на посту Председателем ФРС Дж. Пауэлл сумел отстоять независимость ФРС, несмотря на недовольство Трампа в связи с очередным увеличением ключевой ставки.
Таким образом, можно сделать три вывода: во-первых, Д. Трамп весьма последователен в своей экономической политике; во-вторых, нынешнее экономическое благополучие США обусловлено в основном эффективным рыночным механизмом экономики США и достижениями его предшественника на посту президента; в-третьих, в экономической политике Трампа присутствуют как разумные и обоснованные решения, так и весьма противоречивые подходы, способные поставить под сомнение всю идеологию экономических реформ.
Виктор СУПЯН, д.э.н., профессор, научный руководитель экономического направления Института США и Канады РАН
Реальный ВВП США к концу 3 квартала 2018 г. превысил 20 трлн долл.
Важным экономическим достижением США следует признать возросшую энергетическую независимость страны
США заявлен возврат к полномасштабной протекционистской политике, от которой мир далеко ушел за последние 70 лет
Среди внутриэкономических реформ на первое место следует, бесспорно, поставить налоговую реформу
Одно из направлений реформ – новая энергетическая стратегия, нацеленная на достижение энергетической независимости
Вопрос о том, в какой степени политика Трампа способствовала ускорению экономического роста и снижению безработицы, пока остается открытым
Ожидается, что меры по развитию энергетики США приведут к росту ВВП на 100 млрд долл. и к созданию ежегодно 500 тыс. новых рабочих мест, а также к росту совокупного годового фонда оплаты труда в 30 млрд долл. за ближайшие 7 лет.
Технический прогресс в сфере добычи энергоресурсов, масштабная разработка сланцевых месторождений, диверсификация импорта энергоносителей привели к тому, что по добыче газа США вышли на 1 место в мире, а по добыче нефти занимают в последние годы 2–3 место в мире.
Экономика США
Показатели | Годы | |
2017 | 2018 | |
ВВП (трлн долл.) | 19,5 | 20,3 |
Прирост (%) | 2,2 | 3,3 |
Безработица (%) | 4,1 | 3,7 |
Инфляция (%) | 2,1 | 1,9 |
Внешняя торговля (млрд долл.) | 5321 | 42 |
Экспорт | 2 351 | 1 888 |
Импорт | 2 903 | 2 334 |
Торговый баланс (млрд долл.) | –552,3 | –445,2 |
Источник: Bureau of Economic Analyses, Bureau of Labor Statistics