тел. (495) 223-42-15

Китай: благоденствие для всех

Ближайшей целью современной экономической политики КНР является построение к 2020 г. общества малого благоденствия (сяокан). Именно на решение этой задачи ориентированы решения властей Китая.

Состоявшийся немногим более года назад (октябрь 2017 г.) XIХ съезд КПК подвел итоги развития страны за последнее пятилетие и наметил индикативные показатели 13-го пятилетнего плана (2016–2020 гг.). Предусматривается, что к концу этого периода ВВП КНР должен составить 80 трлн юаней и около 60 тыс. юаней (примерно 9,2 тыс. долл. по текущему курсу) на душу населения. Тем самым по сравнению с 2010 г. соответствующие показатели будут удвоены.

Достижения налицо

На съезде было отмечено быстрое и стабильное развитие экономики, нашедшее свое воплощение в высоких темпах роста ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. В результате доля Китая в мировой экономике за пять лет выросла с 11,4% до 15%, уже сегодня по объему ВВП он занимает 2-е место в мире после США, обеспечивая 30% глобального роста.

Впечатляют и достижения страны за последние пять лет в социально-экономической сфере. Так, среднедушевые реальные доходы населения увеличились более чем на 40%. Как отмечалось на 1-й сессии ВСНП 13-го созыва (март 2018 г.), системой социального страхования в Китае уже охвачено 900 млн человек, а различными видами медицинского страхования – 1,3 млрд человек. В рамках государственной программы борьбы с бедностью доля населения с годовым доходом ниже 2300 юаней (335 долл.) на человека сократилась с 10,2% до 4%, а общее число бедных уменьшилось с 82,5 млн чел. в 2013 г. до 30,4 млн чел. в 2017 г.

На XIX съезде КПК курс на синхронное развитие индустриализации нового типа, объединенной с информатизацией, урбанизацией и модернизацией сельского хозяйства, был дополнен необходимостью активного участия в экономической глобализации. Таким образом, подчеркивается цель – создание открытой экономики более высокого уровня в интересах наращивания экономического потенциала и совокупной мощи страны в целом.

Постепенный переход Китая к новой модели экономического развития, основанной не столько на инвестициях и экспорте, сколько на увеличении платежеспособного спроса населения и активизации внутреннего высокотехнологичного производства сопровождается некоторым торможением экономической динамики: если в 2002–2011 гг. темпы ежегодного прироста ВВП составляли от 9 до 11%, то в 2012–2018 гг. – 7,9–6,7%.

Одновременно происходит замедление промышленного производства, инвестиционной активности, внутреннего потребления, а также рост бюджетного дефицита, внутреннего и внешнего долга и т.д. В этой связи руководство страны поставило задачу серьезного изменения концепции развития с использованием новых факторов роста.

Инвестиционный маневр

Прежде всего, существенные перемены намечены в инвестиционной политике – как в источниках и механизмах экономического роста, так и в соотношении его главных экономических субъектов. Происходит расширение состава наиболее влиятельных участников экономического процесса: наряду с государственными компаниями и иностранными инвесторами все более существенную роль играют национальные предприниматели.

За 3 квартала 2018 г. прирост инвестиций в основные фонды составил 5,4% против 7,3% в 2017 г. и 10% в 2015 г. Это далеко не типичная для КНР ситуация, ведь в период сверхбыстрого развития рост инвестиций из года в год в два с лишним раза опережал динамику ВВП. При этом, в отличие от предыдущих нескольких лет, поддержание инвестиционной активности в 2018 г. осуществлялось в значительной степени за счет опережающей динамики частных инвестиций, прирост которых за 9 месяцев года составил 8,7%. На долю частного капитала сегодня приходится свыше 60% валовых капиталовложений в экономику КНР.

Оптимизация отраслевой структуры капитальных затрат в целом отвечает приоритетам современной экономической политики. Динамика вложений в инфраструктуру и сферу услуг более чем в три раза опережает капиталовложения в промышленность и строительство. Исключительно высокие темпы прироста показывают инвестиции в защиту окружающей среды, в коммунальные услуги, в инфраструктуру, а также в высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности.

Инновации и возвращение талантов

Сегодня Китай ведет активную работу по строительству инновационной экономики, разрабатывает и реализует программы создания передовых инновационных центров мирового уровня в Пекине и Шанхае. Всего к 2018 г. в Китае было создано пять национальных и 48 провинциальных производственных инновационных центров, которые образовали высокотехнологичную систему производства в таких приоритетных отраслях, как авиация, ядерная энергия, квантовая связь и т. д.

Большие надежды возлагаются на привлечение в страну выдающихся зарубежных талантов, преимущественно китайского происхождения, ранее обучавшихся за рубежом (хайгуй). Возвращению этих высококвалифицированных профессионалов, являющихся важным интеллектуальным ресурсом страны, способствует реализация специальных программ развития кадрового потенциала.

Решающее значение для организации инновационного бизнеса с участием китайских специалистов с зарубежным образованием имеют создаваемые для них специальные бизнес-инкубаторы. Сегодня только в Пекине работают 32 бизнес-инкубатора такого типа (более четверти всех бизнес-инкубаторов города). На долю инновационных компаний, основанных китайскими гражданами после обучения за границей, приходится примерно 30% всех высокотехнологичных компаний китайской столицы. В их числе не только стартапы малого и среднего бизнеса, но и крупнейшие корпорации, входящие в рейтинг «100 лучших инновационных компаний Китая 2018». Все это стало возможным благодаря планомерной политике поддержки вернувшихся специалистов на всех уровнях: от центрального правительства до администраций отдельных муниципальных районов.

Эти меры дали видимый результат. Инновационный потенциал страны растет. Вклад научно-технического прогресса в экономический рост увеличился до 57,5%, наукоемкость ВВП достигла 2,1%.

Сельская жизнь

Выдвинутая XIX съездом КПК новая стратегия подъема деревни призвана в ближайшие три десятилетия обеспечить кардинальное решение аграрной проблемы и преодоление отставания сельских районов. Реализация намеченной стратегии преобразования деревни направлена на комплексное решение триединой задачи – улучшение жизни крестьян, развитие сельской инфраструктуры, повышение сельскохозяйственного производства. Для этого руководство КНР предложило и далее развивать систему земельного подряда с продлением сроков аренды земли крестьянами еще на 30 лет при стимулировании создания на селе различных видов кооперации. Реформы в деревне, и прежде всего реформа земельной системы, призваны подтвердить жизнеспособность и эффективность общественной (коллективной) формы собственности в условиях рыночной экономики Китая.

«Зеленые» технологии

Начиная с 2013 г. в КНР проведено уже около 40 локальных реформ в экологической сфере. Они направлены на ликвидацию дисбаланса между экономическим развитием и защитой окружающей среды, на создание «зеленых» отраслей и разработку новых инновационных технологий, на активный перевод промышленных мощностей с Востока на Запад с обеспечением экологической защиты принимающих территорий. Все это нацелено на решение проблем, накопленных в период высоких темпов роста.

Согласно государственным планам, к 2020 г. Китай должен войти в число наиболее инновационно развитых стран мира. Уже сегодня значительные инвестиции направляются в «зеленые» технологии. По всей стране создаются образцовые экологически чистые предприятия и целые районы.

Частный сектор

Большое значение придается дальнейшему совершенствованию смешанной экономики, созданной в период реформ. В частности, модернизируется управление государственным капиталом путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества и развития государственно-частного партнерства.

Важной движущей силой в экономическом развитии страны являются индивидуальные и частные предприятия. Они активно участвуют в модернизации реального сектора экономики и реструктуризации государственных предприятий. Им же отводится ключевая роль в поддержании социальной стабильности в качестве основного канала расширения занятости, источника независимых инвестиций, локомотива инновационного развития, повышения уровня благосостояния граждан, а также борьбы с бедностью и нищетой.

В целом, к середине 2018 г. в Китае насчитывалось свыше 100 млн индивидуальных и частных предприятий, составляющих 95% от общего числа хозяйствующих субъектов рынка. Они обеспечили стабильное трудоустройство и заработок более 350 млн человек. Частный сектор обеспечивает свыше 60% ВВП, около 50% налоговых поступлений в бюджет государства, свыше 70% инновационной продукции. Его доля в общей численности занятого населения превысила 44%.

В перспективе руководство КНР предполагает стимулировать дальнейшее развитие частного сектора экономики с упором на модернизацию предприятий, усиление их финансово-кредитной поддержки, совершенствование механизма защиты прав и интересов частных вкладчиков капитала и т.д.

Неуклонное осуществление новой экономической стратегии в КНР позволяет говорить о формировании целого ряда фундаментальных тенденций, способных, в случае их закрепления, серьезно изменить облик Китая в будущем. Тем самым китайское общество постепенно продвигается к гуманизированной, ориентирующейся на насущные потребности человека, модели развития.

Любовь НОВОСЕЛОВА, д.э.н., главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

За последние пять лет среднедушевые реальные доходы населения увеличились более чем на 40%

Доля Китая в мировой экономике выросла с 11,4% до 15%, уже сегодня по объему ВВП он занимает 2-е место в мире после США

Общее число бедных уменьшилось с 82,5 млн чел. в 2013 г. до 30,4 млн чел. в 2017 г.

На долю частного капитала приходится свыше 60% валовых капиталовложений в экономику КНР

К середине 2018 г. в Китае насчитывалось свыше 100 млн индивидуальных и частных предприятий, составляющих 95% общего числа хозяйствующих субъектов

Цель КНР – создание открытой экономики более высокого уровня для наращивания экономического потенциала и совокупной мощи страны в целом

Налаживание интеллектуального производства в обрабатывающей промышленности, рост ее международной конкурентоспособности, организация экологически чистого производства с использованием инноваций и высокотехнологического оборудования – все это нацелено на подготовку китайской экономики к участию в новой индустриальной революции, разворачивающейся в современном мире.

В программе 13-й пятилетки поставлена задача снижения расходов энергии на единицу ВВП, расходов воды и снижения загрязнений примерно на 15%, 23% и 18% соответственно. Уровень «зеленого производства» в основных отраслях промышленности должен вырасти до показателей передовых в этом отношении стран.

Динамика экономического развития КНР (%)

Показатели/Годы 2015 2016 2017 2018*
ВВП 6,9 6,7 6,9 6,7
Добавленная стоимость в промышленности 6,1 6,0 6,6 6,4
Сфера услуг 8,3 8,1 8,2 7,8
Инвестиции в основные фонды
В т.ч.:
государственные
частные
иностранные

10,0

10,9
10,0
5.5

8,1

18,7
3,2
-0,2

7,2

10,1
6,0
-3,1

5,4

1,2
8,7
4,7

Розничный товарооборот 10,7 10,4 10,2 9,3
Инфляция 1,5 2,0 1,6 2,1
Оборот внешней торговли
В т.ч.:
экспорт
импорт

-8,1

-2.9
-14.3

-6,8

-7,7
-5,5

11,4

7,9
15,9

9,9

6,5
14,1

Реальные доходы населения**
В т.ч.:
городское
сельское

8,9

8,2
8,9

8,4

7,8
8,2

7,3

6,5
7,3

6,6

5,7
6.8

*I-III кварталы

**Среднедушевые

Источники: подсчитано по http://data.stats.gov.cn/ ; Чжунго тунцзи няньцзянь 2017, Пекин, 2017