Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Сегодня мир канцелярской продукции, в сравнении с тем, что было еще лет 30 назад, изменился до неузнаваемости. Он стал намного шире, ярче, богаче, разнообразней. Во многом это заслуга отраслевых выставок, исправно выполняющих роль стартовой площадки для запуска новых идей, концепций и в целом развития отрасли.
Канцелярские товары окружают нас в течение всей жизни. Раньше знакомство первоклассников с школой начиналось с чернильниц-непроливаек, длинных перьевых ручек, коробочек со стальными перьями и вечно испачканных промокашек. Нынешние дети берут фломастеры в руки почти с пеленок. Канцтовары везде и повсюду. Но как ни странно, серьезных, крупных выставок, посвященных именно этой продукции, сравнительно мало, и каждая из них заслуживает внимания.
PaperWorld: от салфеток до принтеров
Крупнейшим канцелярским смотром мира по традиции считается международная выставка офисных материалов и бумаги PaperWorld в Франкфурте-на-Майне, отмечающая в этом году свое 70-летие. Дополняет ее выставка товаров для хобби и творчества CreativeWorld. Тематика экспозиций охватывает не только канцтовары, но и десятки видов другой продукции, от оптовых поставок типографской бумаги до сложной офисной техники.
Масштабы PaperWorld–2018 впечатляют: 1634 экспонента из 66 стран и 34 тыс. посетителей, 39,5 тыс. кв. м площади нетто. Показатели CreativeWorld существенно скромнее: 335 компаний и 9,3 тыс. гостей.
В этом году выставка прошла в конце января с участием примерно 1600 производителей и поставщиков из 60 стран (точные данные будут известны позднее). Экспозиция делилась на две большие группы. Раздел Visionary office объединил все, что необходимо для деловой жизни: компьютерное и печатное оборудование, презентационную технику, расходные материалы, бумагу, письменные и чертежные принадлежности. Раздел Stationery trends предлагал тысячи товаров для массового потребителя, начиная с поздравительных открыток и заканчивая сумками.
Главная задача проекта, как ее определили устроители из компании Messe Frankfurt, – показать офис будущего. Каким он должен быть? Удобным, здоровым, дружелюбным, с интересным дизайном, гарантирующим высокую эффективность работы.
«Визитная карточка» PaperWorld – деловая программа, всегда пользующаяся успехом у профессионалов. Так, в этом году обсуждались возможности гибкого дизайна офисных помещений, применение мобильных терминалов на рабочем месте, новые виды конвертов для электронной торговли и десятки других, не менее интересных тем. Особым статусом, как и в прошлые годы, пользовался Центр закупок для представителей государственного управления и коммерческих структур с более чем 100 рабочими местами, на которых параллельно шли десятки встреч и переговоров.
Insights-X: новый взгляд, ясная концепция
В часе пути от Франкфурта-на-Майне, в средневековом баварском Нюрнберге, не так давно родился новый канцелярский проект Insights-X, который за пять лет успел получить всемирное признание. Его суть и главное отличие, прежде всего, в новой концепции. Ее можно выразить тремя словами: инновации, качество, удобство. Ну, а если разбираться, речь пойдет о нескольких основных принципах. Во-первых, это нацеленность на конкретный сегмент рынка: качественную продукцию для школы и офиса. Во-вторых, точный выбор времени – середина осени, именно в этот период производители представляют новые коллекции, а торговые сети планируют ассортимент на предстоящий сезон. И, в-третьих, расширенный пакет сервисных услуг, обеспечивающих не только удобную работу, но и создающих по-настоящему комфортную, почти домашнюю атмосферу в выставочных залах.
Прошлой осенью в Insights-X–2018 приняли участие 311 экспонентов из 39 стран и 5,5 тыс. специалистов, включая представителей 19 отраслевых ассоциаций и закупочных групп из Европы. Общая площадь залов – 26,5 тыс. кв. м. Организатор – Spielwarenmesse eG.
Тематика экспозиции включала шесть товарных групп: канцелярия, сувениры и подарки, бумажные изделия, товары для творчества и хобби, офисные аксессуары и принадлежности, рюкзаки и сумки. На площадке InsightsArena состоялись десятки встреч, семинаров, сессий, презентаций и образовательных лекций.
Стоит отметить, что Insights-X появилась по инициативе ряда ведущих производителей Германии, которые хотели иметь свою выставку, отражающую именно их интересы, а не маркетинговые планы выставочной компании.
«Скрепка-Экспо»: четверть века успеха
В последние годы российский выставочный рынок стал более стабильным и обрел лидеров в разных отраслях экономики. В индустрии канцелярских и офисных товаров таким лидером считается «Скрепка Экспо» (организатор – компания «Скрепка Экспо Проект»).
Интересный факт: демонстрация товара на московской выставке влияет на рост продаж в пять раз лучше в сравнении с другими средствами продвижения – таково мнение предпринимателей.
В 2018 г. на выставке «Скрепка Экспо» 235 компаний из России и зарубежных стран представили свою продукцию на площади 12,5 тыс. кв. м. В павильоне побывало свыше 11,5 тыс. гостей из 20 стран, при этом, согласно данным анкетирования, свыше 90% посетителей участвуют в принятии решений о закупках.
В этом году, как всегда, на стендах будут представлены все виды канцелярской и бумажно-беловой продукции, материалы для творчества, подарки, расходные материалы и многое другое. Основные события деловой программы также традиционны: церемония награждения Национальной премией «Золотая скрепка» и отраслевой форум «Главный канцелярский вопрос» с обсуждением ключевых тем отрасли, таких, к примеру, как методы эффективных продаж, противостояние зарубежным брендам и, конечно же, аналитика рынка.
Самого серьезного внимания заслуживает площадка Art Show, где производители представят интерактивные инсталляции, выступят на мастер-классах и наглядно покажут методы применения их изобретений для творчества детей и взрослых.
Говоря о выставке, нельзя не вернуться в прошлое. В свое время, в течение нескольких лет, компания Frankfurt Messe проводила выставку PaperWorld и в Москве, но здесь она не прижилась и по всем статьям проиграла русскому конкуренту: количество участников упало до 20 и даже меньше. После этого некоторое время существовала «Скрепка Экспо powered by PaperWorld», но и это начинание долго не продержалось – приставка отпала ввиду ненужности.
NSS NewYork: канцтовары, и не только
«В Северной Америке есть только один рынок канцелярских товаров, и это – NSS!» – такими словами встречает сайт ведущей американской выставки канцтоваров National Stationery Show.
В этом году NSS состоялась с 3 по 6 февраля на площадке Jacob K. Javits Convention Center в Нью-Йорке. Свыше 400 экспонентов представили обширный ассортимент изделий, далеко выходящий за рамки заявленной тематики. Посетители, а их было около 10 тыс. человек, могли выбрать не только письменные принадлежности, роскошные кожаные ежедневники и печатное оборудование, но и свадебные аксессуары, подарки ручной работы, ювелирные изделия, свечи и игрушки. Но больше всего было изделий из бумаги и картона, начиная с поздравительных открыток и подарочной ленты и заканчивая предметами домашней обстановки.
Очевидно, что сроки проведения NSS–2019 (через две недели после PaperWorld), говорят о желании организаторов из Emerald Expositions оставить американских производителей у себя дома, «не пустить» в Европу. Более того, NSS позиционируется как международное событие, и этому есть все основания: среди участников можно встретить компании из 19 стран, от Аргентины до Японии.
Неотъемлемая часть шоу – конкурс лучшей канцелярской продукции NSS Best New Product Competition. В то же время гостей ждала серия увлекательных встреч и семинаров, удивительным образом сочетающих обучение и обмен мнениями с юмором и весельем. Так, к примеру, ветеран отрасли Элисон Кун делилась советами и анекдотами для создания творческой атмосферы в магазине, а исполнительный директор Pantone Color Institute Леатрис Эйзенман рассказывала, как лучше обмануть зрение – визуально расширить и преобразовать офис благодаря цветовым решениям. К слову, в Нью-Йорке участие во всех мероприятиях платное – от 25 до 30 долл. за сессию.
Берем числом
Глобальный характер современного выставочного рынка лучше всего подчеркивает состав владельцев профильных азиатских выставок. Frankfurt Messе прочно прописался в Китае, Reed Exhibitions – в Японии.
Крупнейшая азиатская выставка канцелярских товаров и продукции для творчества Paperworld China проходит в Шанхае. Несмотря на европейское имя, доля китайских компаний среди участников и посетителей достигает 92%. Стоит признать, что устроители из фирмы Messe Frankfurt (Shanghai) смогли создать уникальный сплав культурных традиций Востока и Запада в сочетании с презентацией мировых новинок и серьезной программой семинаров. И это дало свои результаты: в 2018 г. – 499 экспонентов из 16 стран, 26,9 тыс. посетителей и 23 тыс. кв. м площади нетто. Экспозиция делилась на четыре зоны: «Канцелярские товары и хобби», «Офис будущего», «Поставщики качества» и «Продукты Востока».
Другую китайскую выставку Hong Kong International Stationery Fair совместно проводят Совет по развитию Гонконга (HKTDC) и Messe Frankfurt (HK). Здесь также господствуют китайцы. Судя по статистике, выставка напоминает пчелиные соты: в прошлом году 257 экспонентов арендовали лишь 1827 кв. м площади нетто – в среднем по 7 кв. м на компанию. В то же время их гостями стали 21 тыс. человек. Особенность деловой программы в Гонконге – ориентация исключительно на практический опыт: новые методы продаж, франчайзинг, лицензирование и пр.
Роль единственной отраслевой выставки Японии выполняет ISOT (International Stationery & Office Products Fair Tokyo). Организатор – Reed Exhibitions Japan. В ISOT–2018 участвовал 331 экспонент. Количество посетителей, с учетом одновременно проходящего шоу товаров для дома Lifestyle Expo Tokyo, превысило 40 тыс. человек.
В других азиатских странах подобные выставки значительно меньше: SISO Fair в Сеуле (2017: 122 экспонента) и Office Expo Asia в Сингапуре (2017: 150 компаний).
В регионе Ближнего Востока конкурируют два серьезных проекта: Kirtasiye Ofis в Стамбуле (254 экспонента) и Paperworld Middle East в Дубае (299 участников). К слову, удивительная черта «арабской дочки» PaperWorld – почти полное отсутствие местных компаний: 92,5% экспонентов прибыли из-за рубежа, да и среди гостей их доля очень высока – 40%. Таким образом, мы видим пример почти полностью «привозной» выставки.
Ну, и завершить разговор можно упоминанием «крупнейшей на континенте», как ее называют бразильцы, выставки товаров для офиса и школы Escolar Office Brasil в Сан-Паулу с участием 140–150 компаний.
Алексей ДОБРОВИЦКИЙ
В 2019 г. выставка «Скрепка Экспо» состоится в «Крокус Экспо» с 19 по 21 марта
Канцелярские выставки интересны, прежде всего, бесконечным разнообразием экспонатов, какого не встретишь ни в одном реальном магазине
Крупнейшим канцелярским смотром мира считается международная выставка офисных материалов и бумаги PaperWorld в Франкфурте-на-Майне
Новый канцелярский проект Insights-X в Нюрнберге за пять лет успел получить всемирное признание
Суть проекта Insights-X, прежде всего, в новой концепции. Во-первых, это нацеленность на конкретный сегмент рынка: качественную продукцию для школы и офиса. Во-вторых, точный выбор времени – середина осени, когда торговые сети планируют ассортимент на предстоящий сезон. И, в-третьих, расширенный пакет сервисных услуг, обеспечивающих не только удобную работу, но и создающих по-настоящему комфортную, почти домашнюю атмосферу в выставочных залах.
Список канцелярских выставок мира включает десятки событий в разных странах, но эти выставки сравнительно невелики и почти всегда диапазон представленной продукции включает товары смежных сегментов рынка: сумки, подарки, игрушки, рождественскую продукцию, офисное оборудование и пр. Таковы, к примеру, Big Buyer в итальянской Болонье (в 2018 г. 222 участника) и Papergift в Лиссабоне (166 компаний).