Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Уходящий год не принес Италии заметных экономических достижений. После небольшого оживления и всплеска инвестиционной активности, вызванного налоговыми стимулами, рост экономики вновь замедлился.
В 2018 г. прирост ВВП Италии в реальном выражении составил лишь 1,1%. Стагнирующая экономика сохраняет огромный государственный долг (131,8% ВВП). В 3 квартале впервые с 2015 г. произошло снижение уровня занятости (на 0,2%), прекратился рост экспорта. По-прежнему особенно неблагоприятна ситуация с занятостью среди молодежи. Продолжается утечка человеческого капитала: десятки тысяч молодых обладателей дипломов, не находя достойной работы на родине, уезжают за рубеж для трудоустройства.
Накопившееся в стране социальное недовольство нашло выход в радикальной смене политического курса. Парламентские выборы 4 марта привели к власти оппозицию, объединившую две ведущие политические силы: правоцентристскую коалицию, в которой на главную роль выдвинулась Лига (бывшая Лига Севера) во главе с М. Сальвини, и Движение пяти звезд (ДПЗ) во главе с молодым политиком Л. Ди Майо. Еще недавно считавшие себя антагонистами, эти силы после длительных переговоров сформировали коалиционное «правительство перемен», заключив соглашение, в которое вошли основные пункты их предвыборных программ. Своей общей задачей правительство Лиги – ДПЗ провозгласило решительный отказ от экономической политики, которой следовала Италия в соответствии с бюджетными правилами и рекомендациями Европейской комиссии, а также потребовало пересмотра миграционной политики ЕС, причиняющей Италии большой ущерб в силу ее транзитного географического положения.
Разработанный экспертами этого правительства проект бюджета на 2019 г. взял за основу ускорение роста экономики и осуществление радикальных социальных мер, главными из которых являются изменение пенсионного законодательства и введение дохода от гражданства (базового дохода для малообеспеченных групп населения). Новый пенсионный режим аннулирует прежнюю реформу, предусматривавшую жесткие нормативы выхода на пенсию (42 года и 10 месяцев трудового стажа или достижение 67 лет), устанавливая вместо них «квоту 100» – суммирование возраста работника и продолжительности его трудового стажа (принятой нормой на данный момент является 62+38). Доход от гражданства (первоначально 970 евро в месяц, в новом варианте – 780) близок к прожиточному минимуму.
Новый курс бюджетной политики был подкреплен рядом преобразований. Одним из первых стала реализация программного требования ДПЗ об отмене пожизненных выплат выборным лицам высшего звена, закончившим свою законодательную деятельность – депутатам, сенаторам и региональным советникам. По его же настоянию принят жесткий, с широким охватом, антикоррупционный закон. В интересах, главным образом, электората Лиги – бизнеса, обремененного высокими налогами, намечено введение плоской шкалы налогообложения (15–20%) и обещано снижение почти на треть ставок социальных отчислений. Как мера социальной справедливости и одновременно источник пополнения социального бюджета сокращаются «золотые» пенсии (100–500 тыс. евро в год и выше) на 15–40%. Наконец, в качестве способа положить предел массовому уклонению от уплаты налогов населению предложен «налоговый мир» (удобный для нарушителей порядок урегулирования их долговых отношений с государством).
Вразрез с неолиберальными принципами экономической политики, которые практикует ЕС, в проект бюджета включена чисто кейнсианская мера – трехлетний план капиталовложений в инфраструктуру в размере 15 млрд евро.
Проект бюджета ставил целью ускорение роста экономики в 2019 г. до 1,5%, в 2020 г. – до 1,6% и в 2021 г. – до 1,4%. Предусматривалось увеличение дефицита в 2019 г. до 2,4% ВВП, при его сокращении в последующие два года до 2,1% и 1,8% соответственно.
Этот проект, представленный на утверждение в Еврокомиссию, был ею решительно отклонен как нарушающий правила поддержания финансовой стабильности Евросоюза. Дефицит в размере 2,4% ВВП контрастировал с показателем 0,8%, который был согласован с предыдущим итальянским правительством, и с 0,6%, рекомендуемым ЕС для стран с крупным государственным долгом. Италии стала грозить штрафная процедура. Переговоры по этому вопросу затянулись почти на три месяца. Только 18 декабря был, наконец, достигнут компромисс: Италия согласилась урезать намеченные расходы, но отстояла ключевые установки своей новой бюджетной политики – реформу пенсионного законодательства и доход от гражданства. Ассигнования на эти две цели снизились на 3,5 млрд евро. Уступкой со стороны Италии было также решение приватизировать часть государственной недвижимости, чтобы сократить величину накопленного долга.
Контрольные цифры бюджета при этом существенно изменились: темп роста на 2019 г. сократился с намеченных 1,5% до 0,9–1,0%, дефицит – с 2,4% до 2,04%. Это отодвигает, казалось бы, в неопределенное будущее главную цель начавшихся преобразований – ускорение роста экономики, от которого напрямую зависит относительное снижение бремени государственного долга. Но правительство Италии продолжает делать ставку на то, что взятый им курс бюджетной и социальной политики ускорит выход страны из затянувшейся депрессии, поскольку увеличит потребительский спрос населения и облегчит налоговую нагрузку на бизнес.
Наряду с урегулированием своих бюджетных отношений с ЕС правительство Лиги – ДПЗ развернуло интенсивную законодательную работу в области социальной политики. Так, намечено модернизировать национальную сеть центров занятости. Навстречу запросам малого и среднего бизнеса при министерстве экономического развития было создано шесть постоянно действующих площадок для переговоров: по упрощению административных процедур, налогам, инновациям, инфраструктуре, социальной политике и подготовке кадров, экспорту. Правительство выступило с предложением внести в трудовые договоры второго уровня (то есть на предприятиях и территориях) пунктов, направленных на повышение социальной ответственности бизнеса и материального стимулирования роста производительности труда.
Надо сказать, что реакция в стране на достигнутое соглашение далеко не однозначна. Согласно опросу агентства IPSOS, проведенному 22 декабря, в целом положительно его оценили 48%, отрицательно – 37%, а 27% не имели определенного мнения. Характерно, что электоральная база правительства остается верной ему: соглашение с ЕС одобрили 83% избирателей ДПЗ, 73% избирателей Лиги и 49% правоцентристской коалиции в целом. Относительное большинство (34%) сочло, что ради поддержания своего бюджетного маневра правительству стоило пойти на уступки. Только 15% всех респондентов выразили мнение, что было вообще ошибкой уступать требованиям ЕС. Что касается оценки достаточности предпринятого правительством курса для выведения страны из трудного экономического положения, среди избирателей царит скептицизм: только 6% верят в него как в панацею, тогда как 18% уверены в его бесполезности, а остальные почти поровну делятся на сторонников «возможно, да» (29%), «возможно, нет» (28%) и «не знаю» (19%).
Как бы то ни было, Италии удалось утвердить свое право на бюджетный эксперимент, избежав (возможно, только на время) штрафной процедуры. Многое, однако, будет зависеть от способности правительства реализовать поставленные цели. Еврокомиссия заявила, что будет вести мониторинг мер, корректирующих дефицит итальянского бюджета, и не исключает возможности уже в 2019 г. вернуться к вопросу о мерах дисциплинарного воздействия.
Агнесса АВИЛОВА, к.э.н., ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
Правительство Италии продолжает делать ставку на то, что взятый им курс бюджетной и социальной политики ускорит выход страны из затянувшейся депрессии
Италия согласилась урезать намеченные расходы, но отстояла ключевые установки своей новой бюджетной политики
Новый пенсионный режим аннулирует прежнюю реформу, устанавливая новую норму стажа и возраста выхода на пенсию
Компромисс по бюджету, достигнутый новым правительством Италии с ЕС, по мнению обозревателей, в значительной мере обусловлен приближением майских выборов 2019 г. в Европарламент, где у итальянских «популистов» и их многочисленных сторонников в других странах есть немалые шансы упрочить свои позиции. Кроме того, на переговоры Италии с ЕС повлияли события во Франции.
Основные показатели экономики Италии (%)*
Показатели/Годы | 2017 | 2018 | 2019 | 2010 |
ВВП, темп роста | 1,6 | 1,1 | 1,2 | 1,3 |
Экспорт, прирост | 5,7 | 1,6 | 3,4 | 3,2 |
Импорт, прирост | 5,2 | 2,6 | 3,7 | 3,5 |
Занятость, прирост | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,9 |
Безработица (% активного населения) | 11,2 | 10,7 | 10,4 | 10,0 |
Дефицит бюджета, % к ВВП | -2,4 | -1,9 | -2,9 | -3,1 |
Государственный долг, % к ВВП | 131,2 | 131,1 | 131,0 | 131,1 |
* Прогнозные оценки ЕС.